Портал | Форум | Контакт 


Выпуски журнала

Баннеры




Свидетельство



Воспитание и литература

Формирование духовно-нравственной культуры личности в условиях инновационной модели образовательного учреждения

Низамиева Гельфия Зейнелевна – учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лицей№ 121» Советского района г. Казани,
педагог высшей квалификационной категории.

Коренные изменения в обществе, приведшие к экономической дезинтеграции, социальной дифференциации и девальвации духовных ценностей, оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Для выхода из этого кризиса необходимо, прежде всего, обратить внимание на вопросы воспитания. И именно воспитания, а уже затем образования. Эта основная задача ложится на плечи школы и семьи.

Наш Центр образования МАОУ «Лицей №121»– это многомодульный образовательный комплекс, в котором реализуются программы дошкольного, начального, основного, полного среднего общего и дополнительного образования.

Миссия Центра образования - формирование высоконравственной интеллектуальной творческой личности, обладающей ключевыми компетентностями, обеспечивающими ее успешную социализацию в динамично развивающемся обществе, развитие в ребенке способностей к самообразованию и саморазвитию.

Важными направлениями деятельности Центра образования являются:

· обеспечение непрерывности образовательного процесса на основе создания единого образовательного пространства и преемственности целей, средств и форм на всех ступенях обучения и во всех структурных подразделениях;

· становление и совершенствование системы профильного обучения;

· совершенствование условий сохранения здоровья учащихся через применение здоровьесберегающих технологий;

· совершенствование системы работы с одаренными детьми;

· развитие системы дополнительного образования.

Только достойное воспитание совместно с обновленной образовательной системой может вывести человечество из этого духовного кризиса. Ключевыми ориентирами современного воспитания являются:

· патриотизм;

· толерантность;

· сохранение и уважение национальной культуры;

· эколого - ориентированное мышление (энергосбережение, ресусосбережение);

· здоровый образ жизни;

· занятие спортом;

· востребованность рынком и обществом.

Именно эти ориентиры отражены в миссии.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной общечеловеческой духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных национальной культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношения ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе. Оно развивает такие качества, как патриотизм, толерантность, товарищество, глубокое уважение к людям, активную жизненную позицию. Одним из средств духовно- нравственного воспитания учащихся является музейная педагогика, которая вооружает учителя новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе включения музейного предмета.

Формируя образовательное пространство учащихся, МАОУ «Лицей №121» применяет такие направления в воспитательной работе, как создание в школе музейной среды, которая обеспечивает передачу духовного, культурного опыта, накопленного человечеством.

В 2013- 2014 учебном году наиболее значимым проектом явилось открытие музея Чингиза Айтматова «И дольше века длится день ...».

В декабре 2013 года исполнилось 85 лет со дня рождения народного писателя Чингиза Айтматова, в рамках юбилея в октябре этого года состоялось открытие музея Ч.Айтматова в Центре образования № 178. На торжественное мероприятие приехали почетные гости из Кыргызстана: сестра писателя Роза Айтматова, Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в РФ, Министр культуры Кыргызской Республики. Открытие музея состоялось не случайно, так как корни родословной по линии матери Чингиза Айтматова берут начало в Республике Татарстан, в Кукморском районе. Экспонаты музея были привезены из Кыргызстана – родины великого писателя: костюмы, предметы быта, книги, фильмы. Все это было передано в дар музею Кыргызским Национальным центром детей и юношества «Сейтек».

После открытия музея традиционными стали музейные уроки, была подготовлена группа детей - экскурсоводов. Ребята, принимавшие участие в работе создания музея, его открытии, проявили большой интерес к творчеству писателя. И это нас воодушевило к проведению уроков внеклассного чтения среди учащихся 7 – 11 классов. Прочитаны и обсуждены произведения Ч.Айтматова: «Первый учитель», «Белый пароход», «Джамиля», которые незаслуженно исключили из школьной программы. Свое мнение ребята высказали в сочинениях «Школа Дюйшена и моя школа» по повести Ч. Айтматова «Первый учитель», где они сравнили современную школу и школу тех лет. Ребята отметили, что важны не «стены», а дух, который царит в учебном заведении. Именно это они находят в своей родной школе. В течение учебного года проводились экскурсии с целью изучения жизни и творчества писателя, культуры кыргызского народа. С момента создания музея его посетили уже более тысячи учащихся и гостей Центра.

В процессе работы в музее у ребят возникло желание пообщаться с детьми из Кыргызстана. В декабре 2013 г. состоялась Международная видеоконференцсвязь Татарстан – Кыргызстан с творческими коллективами Национального центра детей и юношества «Сейтек», который не остался равнодушным к идее создания нашего музея. На конференции присутствовали заместители министров образования РТ и КР, родственники Ч.Айтматова, академик КНАН КР, заслуженные работники образования. Во время проведения конференцсвязи ребята смогли поближе познакомиться с творчеством Ч. Айтматова, услышать песни и игру на национальных инструментах, задать вопросы.

В феврале 2014, 2015 года в музее проводился школьный этап международного конкурса юных чтецов «Живая классика» для учащихся шестых, седьмых классов. В исполнении ребят прозвучали отрывки из произведений Ч. Айтматова, пронизанные любовью к родному краю, к людям, животным: «Прощай, Гульсары!», «Солдатенок», «Материнское поле». В настоящее время учащиеся работают над проектами «Нравственные ценности народа в произведении «Белый пароход» Ч.Т. Айтматова», «Мифотворческое начало в прозе Ч.Т. Айтматова», «Детская совесть в человеке как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает».

Летом 2014 г. посетили родину Ч. Айтматова - Республику Кыргызстан, где состоялась международная творческая смена. Ребята побывали на озере Иссык-Куль, где снимался художественный фильм «Белый пароход», посетили Культурный Центр «Рух Ордо» им. Ч. Айтматова. Живые встречи, экскурсии, прогулки на теплоходе, посещение исторических мест, круглый стол – все это осталось в памяти детей, станет основой воспитания Человека, готового к жизни в динамично развивающемся мире.

Проведение совместных мероприятий – уникальная возможность международного общения школьников разных стран, по разным направлениям и интересам. Именно эта форма взаимодействия позволяет получить практику межнационального сотрудничества со школьной скамьи. Вопрос толерантности и дружбы между детьми разных культур всегда актуален. При реальном общении у школьников разных стран открывается возможность найти для себя сходства и различия с другими людьми, прийти к осознанию тезиса «Все различны – все равны».

«Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» - писал академик Г.Н. Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем наших детей каждого неравнодушного человека...



  • Сертификат:








  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687