Ухванова Галина Валериевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №175» Советского района г. Казани
Русский язык – особый предмет, формирующий мышление и помогающий осмысливать общечеловеческие ценности. Через язык происходит интеллектуальное развитие ребёнка, с помощью языка закладываются духовные и нравственные основы личности.
К. Д. Ушинский писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». Трудно не согласиться с высказыванием великого педагога. Несомненно, каждый урок должен иметь целевую установку, быть законченным и носить воспитательный характер. Основная цель учителя русского языка и литературы – обучая, развивать и воспитывать.
На уроках русского языка в языковедческих заданиях должны быть представлены все разделы: от фонетики и орфоэпии до синтаксиса и анализа текста. Кроме традиционных разборов, необходимы нестандартные формы работы: загадки, игры, сочинение сказок на лингвистическую тему и многое другое. А также необходима связь с литературой, так как в духовном воспитании на уроках большую роль играют художественные тексты, служащие моделью и образцом высказывания. Частичный или всесторонний анализ образцового предложения или текста должен быть предельно осторожным, вдумчивым, чутким. Можно предложить следующие вопросы для анализа текста:
- Как можно озаглавить текст?
- О чём он?
- К какому стилю речи он принадлежит?
- В чём его нравственное значение?
Специально подобранные тексты заставляют задуматься обучающихся о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности.
Мы все прекрасно осознаем, что «учитель, даже с большой буквы, не исправит человечество. Но, воспитывая личность, он даёт шанс ученику состояться как человеку».
Роль русского языка в воспитании духовных и нравственных основ личности огромна. Приведу несколько заданий, используемые мною на уроках.
1. Подобрать пословицы и поговорки по теме «труд» и провести беседу по вопросам: Объясните значение слова «труд». Почему труд украшает человека? Какие чувства испытывает человек, добросовестно выполнивший работу? Как понятие «трудолюбие» связано с понятиями «обязательность», «ответственность», «аккуратность», «бережливость»? Какими нравственно – деятельностными качествами должен обладать современный профессионал?
После проведения беседы можно предложить написать сочинение на тему «Спешите делать добро» или «При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой».
2. Подобрать пословицы и поговорки на тему «Правда. Совесть». Выразительно прочитать их. Раскрыть значение слов «правда», «совесть», «ложь», «стыд», «вина». Всегда ли нужна правда? В каких случаях её можно скрыть? Присуща ли совесть как нравственное качество личности всем людям? Как понять выражения «нечистая совесть», «совесть замучила», «прожжённая совесть», «совестливый человек»? Задания практического характера позволяют повторить и закрепить правила орфографии, пунктуации, виды разбора.
3. Следующие слова могут быть предложены как для словарной работы, так и для морфемного разбора. Слова, обозначающие черты характера: бессердечность, благодарность, вежливость, верность, грубость, доброта, жадность, жестокость, измена, искренность, лживость, мужество, отвага, отзывчивость, правдивость, преданность, равнодушие, сердечность, скромность, справедливость, милосердие, чуткость, щедрость.
Первый и очень важный этап работы над словом - это установление его лексического значения. Обучающиеся, разбиваясь на микрогруппы (по 3-4 человека), работают со словарём С. И. Ожегова. Предложенные лексические единицы также делятся на 3 части для облегчения поиска их значения в словаре. Ребята находят смысловое значение слов, записывают его, сравнивают с тем понятием, которое сложилось у них лично под воздействием окружающей среды, воспитания, языкового опыта. Затем даются как индивидуальные, так и групповые задания. Обучающиеся могут тип заданий выбрать по своему желанию и вкусу: подобрать синонимы или антонимы к словам, найти во фразеологическом словаре фразеологизмы, в состав которых входят некоторые из предложенных слов, составить и написать небольшой связный текст на нравственную тему с использованием данной лексики. Можно поработать и в парах: придумать и записать диалог на тему «Актуально ли нравственное воспитание в современной школе?».
4. Игра «Паутина слов». Задание: соедините слова нужной линией: пунктирной, если слова с противоположным значением, и сплошной, если слова близкие по значению: 1) бессердечность, доброта, жестокость, отзывчивость, равнодушие, сердечность, чуткость; 2) верность, измена, преданность, неверность, предательство; 3) вежливость, грубость, скупость, невежливость; 4) жадность, скупость, щедрость; 4) искренность лживость, правдивость, неискренность, честность, нечестность; 5) мужество, несмелость, отвага, трусость, храбрость, робость, смелость, боязливость.
Игра «Паутина слов» помогает обучающимся реально представить семантические связи слов, помогает усвоить лексику нравственной тематики, что в конечном итоге, воспитывает и развивает личность.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Если после наших уроков обучающиеся станут чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность, не станут для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.
Список использованной литературы:
1. Ш.А.Амонашвили. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский дом шалы Амонашвили, 1995.
2. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко. Когда книга учит. М.: Педагогика, 1991.
3. К. Г. Паустовский. Собрание сочинений. М., 1967.