Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Учительская

Становление молодого учителя: проблемы, опыт, перспективы

Тарасова Галина Викторовна, методист Информационно-методического отдела
Управления образования г.Казани, к.п.н.

В сознании людей ещё с давних времён жила мысль о высокой общественной миссии учителя. Учитель воспринимался как творец прогресса, личность, наделённая высокой мерой идейной зрелости, сознательности, гражданской активности и ответственности. Разговоры о падении престижа учительской профессии вызывают волнение, и даже боль за профессию, которой ты отдал всю свою сознательную жизнь.

Однако 72% молодых педагогов (из числа опрошенных) пришли в школу по желанию, 10,2% - ещё в детстве играли в учителей, 4,3% - продолжают дело их родителей, родственников. Приятно сознавать, что именно школа заложила любовь и уважение к профессии учителя. После окончания вуза, бывшие ученики возвращаются в свои школы в качестве учителя (школы №18,39,58,113,146,167 лицей-интернат №7, лицей №131, гимназии №37,90,102 и другие), некоторые стали руководителями школ (№58,гимназия №90). Конечно, имеет место факт ухода из школ молодых учителей. Работа с молодыми учителями – особый вид деятельности.

Актуализируют проблему становления молодого учителя мнение учащихся, их родителей, самих учителей. Нельзя спокойно читать материалы «Почему я ушла из школы?», «Пять исповедей молодых казанских учителей», опубликованных в электронной версии газеты «Казанские ведомости» (выпуск №98 2010, комментарии 2011, 2012, 2014гг.).

Деятельность учителя - это сложный по функциональной структуре и психологическому содержанию труд. В его основе лежат любовь к детям и глубокий, устойчивый интерес к педагогической деятельности. Л.Н.Толстой писал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Но стать совершенным учителем не просто. Порой на это уходят годы. Известно, что мастерство приходит с опытом и лишь единицы «рождаются» учителями.

Происходящие сегодня глобальные социально-экономические преобразования, радикально меняют облик российского общества, выявляют потребность в людях активных, творческих, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи. В ходе реализации новых образовательных стандартов меняется характер педагогической деятельности. Закладываемые основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать у школьников навыки самостоятельного труда; способствовать развитию, саморазвитию и самореализации обучающихся. Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому, творческому поиску, инновационному мышлению.

К основным составляющим готовности учителя можно отнести: теоретический аспект (глубокие знания предмета), практический (умение реализовать полученные знания) психологический. Такому учителю свойственно стремление к постоянному профессиональному росту, личностному совершенствованию, подъему общего культурного уровня.

Кого сегодня ожидает школа?

Школа ждёт молодое пополнение образованных, интеллектуальных, энергичных, заинтересованных, ищущих педагогов, готовых работать по-новому, добиваться высокого качества их обучения (жизнь постоянно актуализирует данное понятие), содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовно-нравственной личности, как того требует профессиональный стандарт.

В свою очередь, молодые учителя полны новых идей, находятся в ожидании встреч с детьми, педагогическим коллективом. Как любой человек, начинающий трудовую деятельность, так и молодой учитель, вступая в педагогическую жизнь, испытывает неуверенность, внутренний дискомфорт.

Анкетирование молодых учителей, собеседования позволяют познакомиться с ними, выявить их интересы, трудности, проблемы, которые испытывают молодые педагоги работая с детьми. Это трудности при проектировании современного урока (15% от числа опрошенных, организации урока и проведении (37,6%), анализе и самоанализе урока (49,2%), опросе школьников, оценивании их ответов (28,1%), распределении времени на уроке (47%) (домашнее задание чаще всего представляет собой запись на доске). Особые трудности молодые педагоги испытывают при написании рабочих программ, изучении материалов ФГОС, подготовке детей к ЕГЭ.

Кроме того, у молодых учителей зачастую возникают трудности в работе с проблемными или одарёнными детьми, коллегами, с руководством, при общении с родителями. Проблемы, которые встречает молодой учитель в первый год работы в школе и не перечислить! Это и большая нагрузка, и подготовка к урокам разных параллелей, и замена уроков других учителей, и отсутствие постоянного кабинета, и деятельность в качестве классного руководителя и многие-многие другие.

В чём же причина этих проблем?

Причина проблем в том, что молодой специалист за годы обучения в вузе получил теоретические знания учебного предмета, но в начале педагогической деятельности у него ещё не сформированы профессионально значимые качества, необходимые педагогу. Он не владеет приёмами, методами, техниками обучения детей, не знает, как работать с нормативно-правовой документацией, методической литературой.

Важнейший этап в профессиональном становлении молодых учителей — первый год работы в школе. Свыше 20% из них (до 5 лет стажа) говорят, что лишь после третьего года работы в школе они начали ощущать себя учителями, чувствовать в большом педагогическом коллективе школы. Первый год работы может укрепить веру молодого специалиста в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, значимости своего труда, без которого нет полноценного освоения профессии, но может также стать источником глубокого разочарования и неверия в себя. Процесс вхождения в учительскую среду проходит по-разному, индивидуально для каждого, и во многом зависит и от самого учителя, его коммуникабельности, способности объективно оценивать советы опытных учителей, оптимизма.

Как помочь молодому учителю адаптироваться в школе, правильно организовать процесс воспитания и обучения школьников?

Работа с молодыми должна стать одним из приоритетных направлений в школе, деятельности методической службы.

Принимая молодого специалиста на работу, администрация сталкивается с проблемами, связанными с мотивацией и адаптацией будущего педагога. В связи с этим создание организационных и социально-экономических условий – важное условие для успешной мотивации начинающих учителей.

Готовность учителя к выполнению профессиональных функций предполагает психологическую зрелость и наблюдательность, способность к идентификации себя с другими, динамические качества его личности, отражающие богатство его внутренней энергии; коммуникабельность, инициативность, изобретательность и др. Готовность включает в себя также эмоционально-волевую устойчивость, педагогический такт, выдержку, самообладание, профессионально-педагогическое мышление, позволяющее поникнуть в причинно–следственные связи педагогического процесса, анализировать свою деятельность, предвидеть результаты своей работы, проводить рефлексию, а главное, на наш взгляд, уметь работать над собой.

Хотим этого или не хотим, учитель управляет процессом обучения, развития и воспитания формирующейся личности обучаемого.

Учитель должен знать свой предмет, владеть диалектической основой науки, которая одна только до конца может вскрыть всю специфику, особенность данной науки, и донести это до детей. Глубокое знание фундаментальных научных дисциплин – исходное и непреложное требование к современному учителю. А.С. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями».

Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, технологиями, формами обучения, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному образованию в течение всей педагогической деятельности.

Два года назад вновь начала действовать Школа молодого учителя иностранного языка.

Целью создания Школы стало оказание помощи молодым учителям в профессиональном становлении начинающего педагога, в овладении основами педагогического мастерства, повышению профессиональной компетентности полноценному развитию, как учителя, так и воспитателя; помочь найти способ сотрудничества, взаимоуважения и взаимопонимания со всеми участниками педагогического процесса (учащимися, их родителями, администрацией школы, коллегами); успешной самореализации в педагогической деятельности и, что очень важно, на наш взгляд, взаимодействию молодых учителей друг с другом и с образовательными организациями города.

Диапазон деятельности Школы широк. Он включал вопросы теории и практики через семинарские занятия, лекции и круглые столы, мастер-классы, направленные на повышение общепедагогической и методической грамотности молодых специалистов, тренинги, беседы, консультации как очные, так и в режиме он-лайн. На первой встрече молодые учителя стали участниками урока «I love Tatarstan», прослушали лекцию о первых шагах в педагогике, которую прочитала Ярулина Л.А., Заслуженный учитель РФ, РТ, к.п.н. Многие не хотели расходиться. Было задано множество вопросов, на которые отвечали представители администрации гимназии №122 и методисты ИМО Управления образования. В Школе особое внимание было уделено необходимости повышения статуса учебного предмета «Иностранный язык». С особой остротой обсуждались вопросы теории и практики введения и реализации ФГОС, подготовки школьников к ЕГЭ, требования к современному уроку, классификация уроков, создание рабочей программы по учебным предметам, профессиональные компетенции учителя. Педагоги ознакомились с интересными методиками, технологиями, техниками, обращая особое внимание на формирование коммуникативных навыков у обучающихся.

Надо ли убеждать руководителей школ, как важно привлечь учителей- профессионалов, мастеров к передаче опыта молодым?

Молодые учителя познакомились с руководителями и учителями школ №18,39,62,167, гимназий №122,139. Встречи с руководителями указанных учреждений взволновали молодых коллег. Живое общение состоялось за круглым столом «Молодые - молодым» в ИМО, где молодые учителя школы №39 Нейман Г.А. и Нейман А.А., в прошлом выпускницы, поделились опытом вхождения в педагогический коллектив, рассказали о педагогической династии, семейных советах при подготовке к урокам, их разборах, подготовке к урокам с опытными коллегами, посещении уроков других учителей и их обсуждение; о выступлениях на методическом объединении учителей английского языка, об участии в профессиональных конкурсах, роли профкома в вовлечении молодых учителей в жизнь школы.

Эффективная форма обучения – участие в практикуме во время проведения мастер-классов учителями-профессионалами, признанных мастеров своего труда, победителей ПНПО, программы «Алгарыш» - Мадировой И.Н., Санжаповой, Г.И., Захаровой Г.А., учителей школы №18, Кузнецовой Ю.Е., школы №39, Батыршиной Э.Ю., заместителя директора, Хакимзяновой Ю.А., учителя школы №167 и других, которые стали для них поистине школой познания, отработкие техник обучения. Молодые учителя смогли на практике учиться педагогическим приёмам применения активных методов работы на уроке.

Во время проведения практико-ориентированных семинаров шло практическое описание технологий, анализ уроков как самими учителями школы, так и молодыми учителями, что способствовало оказанию помощи каждому молодому учителю в определении личностно-значимого варианта воплощения содержания образования. Педагоги практиковались в составлении технологических карт урока.

Профессиональная адаптация и становление личности молодого учителя во многом зависит от педагогического коллектива, атмосферы сотрудничества и творчества. Хорошо, когда у истоков трудовой биографии начинающий педагог встретит наставника, который подаст ему достойный пример профессионального мастерства. При поддержке опытного коллеги молодые учителя ощущают себя нужными, уважаемыми членами коллектива, они окружены заботой и вниманием. Однако лишь 45% учителей назвали своих наставников.

С благодарностью вспоминаю А.Г.Мелузникову, учителя английского языка школы №5, у которой мы, будучи студентами, проходили педагогическую практику. Она не только разрабатывала с нами урок (а нам казалось, что это делали мы сами), но и учила нас, как войти в класс, поздороваться, улыбнуться, вести диалог с учащимися, видеть всех и каждого, реагировать на ответы учащихся и многому другому. Рекомендовала нам, глядя в зеркало, отрабатывать мимику, жесты, взгляд, манеру держаться.

В школе №131 замечательный педагог, заместитель директора А.Н. Писаренко при большой загруженности всегда находила время «пообщаться» с молодым учителем, спрашивала разрешения присутствовать на уроках, а после его посещения благодарила за возможность быть на таком великолепном уроке. Поделиться своими приёмами на уроке она просила в удобное для молодого учителя время. Педагогический такт, выдержка, умение вовремя поддержать учителя добром словом, дать совет, спросить совета у начинающего педагога – отличительные черты Анны Николаевны. Большая умница, при всей внешней строгости сама доброта. Это дорогого стоит!

Проблемы испытывают молодые учителя в вопросах воспитания обучающихся.

А.С.Макаренко считал, что «умение воспитывать - это всё-таки искусство, такое искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем». Сегодня молодые учителя нередко становятся классными руководителями. Им нужна квалифицированная помощь при отработке навыков работы с детьми в этой роли.

Работа с родителями – предмет особого разговора. Давайте вспомним, с какими чувствами мы уходим с родительского собрания.

Что мы понимаем под становлением личности молодого учителя? Как скоро учитель станет мастером педагогического труда? Как сложится его судьба?

К.Д.Ушинский писал: «Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего к лицу с воспитанником: влияние личности на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

Всё это в значительной степени зависит от доброжелательной среды, творческой атмосферы, в которой царят всеобщая увлечённость, сотрудничество, творчество и заинтересованность в достижении положительных результатов, взаимная зависимость и взаимная ответственность.

Особое место в становлении молодого учителя отводится школьным методическим объединениям учителей-предметников, которые ведут активный поиск новых подходов к совершенствованию форм работы с молодыми.

Миссия методической службы нам видится в создании методической помощи молодым учителям, создании здорового микроклимата для реализации творческих замыслов, роста учителей в профессиональном и личностном плане. В арсенале руководителя методического объединения учителей немало средств помогающих росту учителя. Их можно вовлекать в работу школьных МО учителей-предметников, творческие проблемные группы, к участию в профессиональных конкурсах. Задушевная беседа с коллегой – один из самых надёжных механизмов сотрудничества, сотворчества, развития кадрового потенциала, демократизации отношений.

Задача администрации, на наш взгляд, в организации целенаправленной, оперативной помощи молодым в приобретении практического опыта, как в роли учителя, так и классного руководителя, включающего когнитивные (познавательные), проектировочно-конструктивные, коммуникативные, организаторские и другие умения.

Ценно то, что на вопрос «Что вы видите в перспективе?», 78,6% молодых учителей ответили, что желают работать в школе, учить детей и обучаться самим.


Список литературы:

1.Толстой Л.Н. Общие замечания для учителей. – Пед. соч.2-е изд., доп.М., 1953,

2.Макаренко А.С. О «Книге для родителей» - Соч., т.2.

3.Тарасова Г.В. Готовность учителя к работе в рамках требований ФГОС нового поколения – Kazanobr.ru Электронный научно-методический журнал, выпуск №2 2012г.

4.Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. – Собр.соч.,т.2.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152