Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Практика обучения

Условия повышения качества образовательного процесса на уроках изобразительного искусства в современной школе

Гришковский Василий Александрович, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №4» Кировского района г.Казани

Уроки изобразительного искусства относятся к предметам художественно-эстетического цикла. Основная цель уроков изобразительного искусства - развитие личности учащихся средствами искусства; получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» можно сформулировать следующим образом:

- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;

- развитие воображение, творческого потенциала ребёнка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему, миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о способах и видах творческой деятельности в искусстве, например: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Для решения поставленных задач предполагается использовать современные технические средства обучения, такие как: медиапроектор, ноутбук и др. Использование данных ТСО делает учебный процесс на уроках изобразительного искусства эффективным только в том случае, если соблюдаются принцип доступности, принцип здоровьясбережения, принцип наглядности, а также соблюдаются психолого-возрастные особенности учащихся.

Определяя уровень эффективности образовательного процесса, необходимо исходить из двух основополагающих моментов: результат деятельности учеников (достижения учащихся) и использование средств организации учебного процесса.

Использование медиапроекторов позволяет сделать урок более разнообразным и интересным. Тщательно подобранный видеоряд и фоновая музыка способствуют лучшему запоминанию. Следует обратить внимание на то, что презентация должна иллюстрировать рассказ учителя. Автоматическая смена слайдов неудобна. Рациональнее слайды переключать вручную по мере необходимости. Слайды должны содержать минимум текста, текст должен быть доступного содержания и соответствовать нормам текстового оформления слайдов. Например, неудачным считается применение к тексту различных эффектов, вроде теней и искажений. Нужно помнить: все, что хорошо смотрится на экране ноутбука, часто трудно воспринимается на большом экране. Если необходимо использовать большой текст, как вариант, можно наговорить его в микрофон и полученный аудиофайл использовать как голос за кадром.

Одним из условий повышения эффективности использования медиапроектора на уроках ИЗО является соблюдение здоровьесберегающих требований СанПиНа. Весь урок не должен быть «завязан» на презентации. Общее время работы с презентацией на уроке не должно превышать 20-25 минут. Это не значит, что все это время обучающиеся смотрят на экран. При планировании урока необходимо предусмотреть смену форм работы с детьми. В режиме демонстрации презентации, используя правую кнопку мыши, выбрать команду «Черный экран», при этом светящийся экран погаснет и можно организовать иную форму работы.

Продолжительность применения ТСО на уроках


Данная таблица демонстрирует время непрерывного просмотра видеоматериала для учащихся разного возраста.

Видеоматериалы по изобразительному искусству можно условно разделить на две группы:

1. история искусства (виды и жанры искусства, биографии художников, художественные стили и т.д.)

2. способы изображения предметов на плоскости (перспектива, техника работы карандашом, кистью и др.)

Можно воспользоваться интернет - ресурсами и найти фильмы на любую тему, но показывать фильм полностью на одном уроке полностью не целесообразно. После предварительного просмотра нужно вырезать фрагменты, содержание которых, соответствует теме данного урока. Для активизации внимания учащихся необходимо сформулировать вопросы, на которые ученики должны ответить после просмотра кинофрагмента. Вопросы можно озвучить перед просмотром видео-отрывка, а можно только предупредить, что будут вопросы по содержанию увиденного и задать вопросы после просмотра. Такой приём создаёт определённую интригу и поддерживает внимание учащихся к теме урока. Учитель может поставить фильм на паузу, повторить или прокомментировать отдельные кадры, для лучшего усвоения материала. Интерес у детей заметно повышается, если после просмотра фильма нужно найти дополнительную информацию в Интернете, ведь у каждого в портфеле есть смартфон или планшет. Это позволит учителю не только эффективно организовать учебный процесс на уроке, но и привить ученикам навыки применения современных гаджетов для самообразования, таким образом, повысить уровень образовательных достижений учащихся.

Необходимо избегать появления на экране «говорящих голов». «Говорящие головы» нужно либо вырезать, либо чем то заменить. Например, если это фильм о художнике можно заменить репродукциями его картин.

Опытный педагог может самостоятельно создать видеоряд, используя техническое оснащение в своем кабинете. Создавая видеоряд на определённую тему, учитель целенаправленно расставляет учебные акценты на содержании, это позволяет более эффективно воздействовать на чувства и воображение учащихся, а также повысить уровень объяснения техники выполнения рисунков. Например, такие фильмы позволяют показать приемы работы карандашом или кистью, последовательность ведения рисунка от простого к сложному. Один из примеров: способы штриховки можно показать на классной доске, но демонстрация заранее отснятых приемов работы карандашом на большом экране предоставляет учителю новые возможности. На экране изображение сильно увеличено и это позволяет обратить внимание учеников на нюансы техники работы карандашом. Другой пример: показывая приемы работы акварелью, учителю не надо ждать, пока слой краски немного подсохнет. Использование видеоряда позволяет увеличить темп урока.

Полезным интернет - ресурсом являются видеофильмы по изобразительному искусству на иностранных языках.

Выбирая фрагменты для демонстрации на уроках, необходимо особое внимание обращать на качество изображения. Низкое качество видеоряда быстро утомляет глаза ребенка. Кроме того, может сложиться неправильное впечатление о произведениях искусства, в памяти сохранится неверное представление.

Видеофрагменты можно использовать на различных этапах урока: показать несколько кадров при актуализации знаний или с видеофрагмента начать изучение нового материала, на основе видеоряда можно построить опрос или выполнение самостоятельной работы.

Главное - демонстрация видеофильмов на уроках изобразительного искусств не должна становиться самоцелью, фильм никогда не заменит учителя. Учитель должен в полной мере использовать современные технические средства обучения для того, чтобы на уроках решались учебные задачи, достигались образовательные цели.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152