Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Дошкольная академия

Роль методической службы в организации деятельности педагогических коллективов ДОО по обучению детей двум государственным языкам

Морозова Марина Васильевна, методист по дошкольному образованию
Информационно-методического отдела Управления образования ИКМО г.Казани

Основной целью образовательной политики в Республике Татарстан в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. В Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы определена цель: создание комфортной для ребенка образовательной среды, обеспечивающей гармоничное развитие и базовые знания в области родного языка и культуры [1]. А также определены задачи:

1. приобщение к истокам национальной культуры народов Республики Татарстан, формирование у детей нравственности на основе национальной культуры, традиций и обычаев;

2. предоставление детям возможности обучения и воспитания на родном языке; изучение русского и татарского языка как средства общения;

3. формирование основ поликультурной личности, расширение знаний детей о родном крае, России и мире [1].

Чего же мы ожидаем? Это развитие новых образовательных технологий изучения родного языка, в том числе мультимедийные образовательные ресурсы. Это формирование у детей интереса к дальнейшему изучению и использованию родного языка и знаний о культуре своего народа. А также обеспечение дошкольных образовательных организаций обучающими и развивающими ресурсами нового поколения. В рамках этой работы городской методической службой определены основные направления организации деятельности педагогических коллективов ДОО города Казани по обучению детей дошкольного возраста двум государственным языкам РТ (реализация Программы и учебно-методических комплектов «Говорим по-татарски» Зариповой З.М. и др., «Туган телдә сөйләшәбез» Хазратовой Ф.В. и др.)

Основная задача педагогических коллективов – повышение качества обучения детей татарскому языку с использованием новых УМК. В целях совершенствования работы ДОО в этом направлении городской методической службой были составлены вопросы аудита, проведен анализ программно–мето­дического сопровождения воспитательно-образова­тельного процесса в ДОО. C 22 ноября по 3 декабря 2013 года проведен анализ использования УМК в ДОО города Казани. Совместно с методистами ИМО УО г.Казани по дошкольному образованию проанализирована работа дошкольных организаций: ДОО №342, №47 Приволжского района, ДОО №260, №190 Вахитовского района, ДОО №103, №39 Советского района, ДОО №404, №392 Авиастроительного района, ДОО №19 Ново-Савиновского района, ДОО №381 Московского района, ДОО №69 Кировского района. Итоги аудита показали, что во всех дошкольных организациях разработаны планы мероприятий по внедрению учебно-методического комплекта:

1. Реализация УМК, как и этнокультурной составляющей, в общеобразовательной программе дошкольного учреждения, разработанной на основе примерной программы дошкольного образования;

2. Обеспечение всех воспитанников ДОО рабочими тетрадями.

3. Создание в группах информационных стендов для родителей «Учим татарский вместе: педагог – ребенок – родитель».

4. Просмотр и анализ аннимационных сюжетов УМК, мультфильмов.

5. Использование демонстрационного и раздаточного материала УМК в совместной деятельности воспитателя и ребенка-дошкольника.

6. Организация постоянно действующего семинара для русскоязычных педагогов.

7. Организация на базе ДОО кружковой работы по данному направлению.

8. Создание в дошкольной организации эстетической развивающей среды (вещи, окружающие ребенка, игрушки, мебель, дизайн помещений, отражающие специфику национальной культур, как русской, так и татарской).

Для успешной реализации поставленной цели необходимо создание в детском саду речевой среды. Поэтому владение татарским и русским языком в равной степени всем педагогическим коллективом стало первостепенной задачей управленческой команды ДОО. В рамках реализации данной проблемы руководители ДОО направили на краткосрочные курсы по изучению минимума татарских слов русскоязычных воспитателей. Воспитатели по обучению детей татарскому языку в течение 2013-2014 учебного года прошли курсы повышения квалификации по проблемам: «Современные подходы к организации раннего языкового образования в ДОУ», а также авторские курсы повышения квалификации Зариповой З.М. Коллективами детских садов проводятся циклы постоянно-действующих семинарских занятий (теоретических и практических), на которых педагоги практикуются в использовании татарских слов, фраз. Многие сады разработали методические рекомендации для воспитателей, творческими группами были разработаны компьютерные презентации для использования в работе с детьми.

Несмотря на достигнутые успехи, имеются некоторые проблемы в реализации УМК, а именно:

1. При проведении занятий (НОД) педагоги затрудняются в практическом применении развивающего диалога.

2. При планировании руководства и контроля по реализации УМК со стороны старшего воспитателя отсутствуют четкие критерии оценки деятельности достигнутых результатов.

Данные вопросы необходимо взять в план работы районным методическим объединениям воспитателей по обучению детей татарскому языку, провести серию обучающих семинаров с практическим разбором непосредственно-образовательной деятельности.

Также в рамках реализации этой задачи с целью ознакомления с инновационным опытом работы методисты по дошкольному образованию посетили зональные семинары по вопросам внедрения образовательных технологий (УМК по обучению детей татарскому языку). Так, например, 20 ноября 2013г. в г.Бугульма в ДОО №9 прошел семинар «Эффективное внедрение вновь разработанных УМК», 13 декабря 2013 г. в г.Зеленодольск в ДОО №13 прошел семинар на тему: «Новые подходы в обучении детей двум государственным языкам». В семинарах приняли участие методисты ИМО УО г.Казани, руководители, старшие воспитатели, воспитатели по обучению татарскому языку ДОО г.Казани. Был представлен опыт работы педагогического коллектива - победителя республиканского конкурса «Лучший билингвальный детский сад 2013».

В целях повышения качества обучения детей татарскому языку в г.Казани на базе Института экономики, управления и права с сентября по ноябрь 2013 года были организованы курсы повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений по проблеме «Методическое пособие «Обучение детей татарскому языку» (авт. Зарипова З.М.): теория и практика применения». В рамках этих курсов прошли обучение с июня по ноябрь 2013 года 191 воспитатель по обучению детей татарскому языку. В ноябре 2013 года обучение прошли старшие воспитатели ДОО – 53 слушателя. 18, 30, 31 октября 2013 года организована серия авторских семинаров по УМК (авторы: Зарипова З.М., Хазратова Ф.В., Исаева Р.С., Кидрячева Р.Г.) для руководителей, старших воспитателей, воспитателей по обучению татарскому (русскому) языку дошкольных образовательных организаций. В рамках этого научно-методического семинара прошли обучение заведующие и педагоги ДОО города Казани. Методистами по дошкольному образованию было отмечено, что главным фактором успешности инновационного развития Татарстана становится человек, способный творчески применять полученные знания и сформированные в ходе обучения умения, а также участвовать в процессе создания и использования новых знаний и технологий. Такого человека может подготовить только эффективная, ориентированная на развитие система образования. Авторы пособия по обучению детей татарскому (русскому) языкам признали, что развитие национального образования в дошкольных образовательных организациях возможно только при разработке и внедрению новых методов билингвального обучения и признали необходимость усовершенствования методов обучения в ДОО родному языку и культуре своего народа на основе современных методических и программных продуктов.

В рамках изучения инновационного опыта работы детских садов г.Казани по использованию УМК по обучению детей татарскому языку 27 ноября 2013 года подготовлен и проведен городской методический семинар на базе МАДОУ №396 Приволжского района г.Казани – победителя Республиканского конкурса «Лучший билингвальный детский сад 2013». В семинаре приняли участие методисты ИМО УО г.Казани, руководители, старшие воспитатели, воспитатели по обучению татарскому языку ДОО г.Казани. Опытом работы поделились: Саттарова Г.Г. заведующая МАДОУ №396, Петрова И.Ю., старший воспитатель МАДОУ №396, Морозова М.В., методист ИМО УО г.Казани, педагоги МАДОУ №396 – Шакурова Н.Г., Буканова И.И., Борисова М.А., Невзорова Л.И., педагоги МАДОУ №181 Шамсутдинова А.М., Шакирова М.Г.

На сегодняшний день педагогические коллективы ДОУ г.Казани активно включились в процесс совершенствования работы по билингвальному образованию детей. В рамках этой работы в 2013-2014 учебном году продолжилось выдвижение ДОО на соискание гранта Республики Татарстан «Лучший билингвальный детский сад». В соответствии с Положением об учреждении гранта «Лучший билингвальный детский сад», утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан №1963/14 от 10 апреля 2014 года, приказом Управления образования №310 от 22 апреля 2014 года «О порядке проведения городского этапа республиканского конкурса по предоставлению гранта «Лучший билингвальный детский сад» с 21 апреля по 8 мая 2014 года был проведен городской этап республиканского конкурса «Лучший билингвальный детский сад». В городском этапе конкурса приняла участие 21 дошкольная образовательная организация г.Казани. Члены городской конкурсной комиссии выезжали в ДОО для изучения работы на соответствие критериям конкурсного отбора. Педагогические коллективы ДОО представили результативность воспитательно-образовательной работы с детьми по обучению детей двум государственным языкам с использованием информационно-коммуникационных технологий, подтвердили профессиональную компетентность педагогов по обучению татарскому языку, показали систему работы ДОО в обучении детей двум государственным языкам РТ. На грант Министерства образования и науки РТ были выдвинуты следующие ДОО г.Казани: Авиастроительный район: ДОО №14, ДОО №404; Ново-Савиновский район: ДОО №360, ДОО №405; Приволжский район: ДОО №383, ДОО №362; Вахитовский район: ДОО №63, ДОО №209; Кировский район: ДОО №351, ДОО №288; Московский район: ДОО №291, ДОО №282; Советский район: ДОО №261, ДОО №398, ДОО №103. Гранта МОиН РТ «Лучший билингвальный детский сад 2014» были удостоены: ДОО №14 Авиастроительного района, ДОО №405 Ново-Савиновского района, ДОО №383 Приволжского района, ДОО №291, ДОО №282 Московского района, ДОО №398 Советского района г.Казани.

С целью оказания методической помощи ДОО по планированию информационно-методическим отделом Управления образования г.Казани подготовлен к печати сборник методических рекомендаций по планированию работы по обучению детей татарскому языку. В сборнике представлен опыт руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций г.Казани по планированию работы по обучению детей двум государственным языкам с использованием учебно-методических комплектов. Пособие адресовано руководителям, старшим воспитателям, воспитателям по обучению детей татарскому (русскому) языку детских садов.

Надеемся, что проделанная работа в организации обучения детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях позволит добиться повышения качества овладения детьми татарским языком как средством коммуникации.


Литература:

1. Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 гг.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152