Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Управление образовательным процессом

Профессиональная компетентность управленческих кадров – один из факторов эффективности функционирования образовательной организации

Галеева Ирада Шамильевна, заведующая научно-методическим сектором ИМО
Управления образования г.Казани

Требования к современному обучению в свете освоения новых стандартов могут эффективно реализовываться, если в педагогических коллективах сформирована культура профессиональной деятельности.

Однако не случайны опасения и тревога, которые в течение многих лет констатируются как учёными, так и практиками. Они касаются и падения престижа учительской профессии, и реорганизации и модернизации высшего педагогического образования, и определённого прессинга педагогов, связанного, прежде всего, с результатами итоговой аттестации учащихся. Вряд ли можно говорить о реализации творческого потенциала педагога, о формировании его исследовательской, в том числе инновационной культуры, когда речь идёт о педагогическом тренинге в формате ЕГЭ. Тем не менее, радует, что много учителей, мечтающих и надеющихся на лучшие времена и находящихся в профессиональном поиске. И миссия методических служб муниципальных округов – сплотить таких педагогов, создать среду для реализации творческих замыслов. Сегодня педагогическая лаборатория учителя должна стать предметом изучения дидактов, психологов, социологов, чтобы ответить на вопрос, как данный учитель стал лидером в своей профессии, что позволяет говорить об эффективности его труда. К сожалению, ушло в прошлое, когда учёные со своими аспирантами создавали целые педагогические теории и апробировали это в учебных заведениях, что, несомненно, способствовало формированию иной педагогической культуры.

Сегодня стандарты широко декларируются, есть определённые методические находки, но ещё больше проблем, поскольку учитель хочет на практике научиться этому новому. Следовательно, проектировочные компетенции выдвигаются на первый план. Кто должен учить учителя?

Один раз в три года на курсах повышения квалификации в формате лекции?

Отсюда актуальность обучающих кадров, способных на практике показать, помочь, подвести к осознанию, как это делается. Были времена, когда заместителем директора избирался самый опытный учитель школы (вы скажете, это идеальный вариант). Но мне хочется вспомнить своих завучей у знаменитого директора одной из казанских школ Мильграма Арнольда Абрамовича, которые были на моих уроках, хвалили, советовали, обучали и вновь приходили, а инспектора РОНО воспринимали нас как коллег, знали каждого и были профессионалами в своей предметной области. Это и были настоящие менеджеры образования.

Давайте проведём эксперимент. Как вы думаете, сколько зам. директоров по УР смогут сегодня сами разработать уроки в рамках новых стандартов и показать их учителям? Каждый, читающий мою статью, сам ответит на этот вопрос. А это сегодня наиважнейшая задача. Умеешь сам – научишь другого. И такие примеры в школах г.Казани есть: это Т.В.Ахматова, зам. директора лицея-интерната №7 Ново-Савиновского района, Т.А.Белова, зам. директора СОШ №89 Ново-Савиновского района, Л.В.Турутина, зам. директора гимназии №152 Кировского района, Л.К Ахтямова., зам. директора СОШ №137 Кировского района.

Отрадно, что и в тьюторской системе сопровождения зам. директоров, курирующих инновационную работу, актуальные проблемы внедрения стандартов второго поколения рассматриваются на практико-ориентированных занятиях, исходя из анализа работы учителей начальной школы. Серия обучающих семинаров – практикумов для управленческой команды образовательных организаций проведена И.Л.Гиматутдиновой, зам. директора СОШ №141,тьютором Советского района, В.И.Кузнецовой, зам. директора СОШ №24, тьютором Приволжского района, Л.В.Турутиной, зам. директора гимназии №152 , тьютором Кировского района.

Стоит отметить и роль практикумов, которые проводятся во время мастер-классов учителей–победителей ПНПО, для зам. директоров по методической работе по анализу современного урока, где рассматриваются дидактический, технологический, психологический и методический аспекты. В это время руководители сами становятся обучающимися, заинтересованными в результатах профессионального роста. Данный практикум становится своего рода мониторингом и личностного развития управленцев.

Говоря о современном обучении, хотелось бы отметить и роль проекта «Совершенствование качества преподавания в 21 веке в Республике Татарстан», который реализуется в течение двух лет в школах республики. Массовое обучение методистов, педагогических коллективов современным образовательным техникам позволяет формировать новую культуру мысли. Конечно, процесс освоения нового всегда не прост, но знание мировых систем обучения, возможность овладения ими – это инструмент решения и многих профессиональных проблем. Учитель свободен в выборе средств обучения, но утверждение «я как работал, так и буду работать» - тоже позиция обиженного ребёнка. Следовательно, актуализация позиции педагога, мотивационная составляющая его педагогического труда должна стоять в центре внимания управленческой команды, поскольку отсутствие позитивного настроя отражается и на процессе преподавания.

Методический коучинг, проведённый тренерами, обучавшими педагогические коллективы, методистами информационно-методического отдела Управления образования г.Казани, позволил выявить ряд проблем в предметной компетентности учителя, связанных как с содержанием образовательной области, так и с технологическими компетенциями. Желая показать усвоение каких – либо приёмов работы, учителя забывают о принципах целесообразности и природосообразности. Мы это относим, конечно, к временному фактору. Нужно помнить, что обучающие структуры, являясь одновременно формой организации обучения, выступают программным упражнением, а также техникой выполнения данного задания. Сегодня задача методических объединений учителей – предметников разобраться в конструировании учебного материала для этих обучающих структур. Определённая сложность возникает и при формулировании активных (действенных) вопросов, поэтому многие задания и носят репродуктивный характер, что не способствует формированию у учащихся навыков и компетенций коммуникации, сотрудничества, развитию критического и креативного мышления.

Это следует учесть при планировании работы методических структур (МО, кафедр, интегрированных МО, проблемных групп, школ), а также акцентировать внимание при посещении и анализе уроков (следует отметить, что каждая теория обучения имеет свои критерии анализа учебного занятия).

Хочется отметить и великолепные образцы методического труда, показанные учителями в СОШ №39, СОШ №18, гимназии №27 Вахитовского района, СОШ №72 и гимназии №125 Советского района, лицее №83 Приволжского района, гимназии №102 Московского района, СОШ №165 Ново-Савиновского района, СОШ №135 Кировского района.

Таким образом, профессиональная компетентность управленческих кадров формирует профессиональную культуру учителя и как следствие уровень образованности обучающихся.


  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152