Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Учительская

Эффективность формирования информационной культуры педагогов средствами Казанского образовательного портала

Бухарова Лариса Геннадьевна, начальник Информационно-методического отдела
Управления образования г.Казани

Сегодня информация решает если не всё, то почти всё. И известное изречение Уинстона Черчилля «Кто владеет информацией, тот владеет миром» актуально как никогда. Российский рынок образовательных услуг постепенно смещается в сторону открытого и глобального образования, обусловленного развитием ИКТ и ресурсов сети Интернет. Задача информатизации образования - обеспечить условия для создания такой системы образовательных услуг, которая будет доступна любому обучающемуся независимо от его места проживания, состояния здоровья, социального положения. Необходим повсеместный переход от работы в отдельных информационно-образовательных средах (ИОС) к интегрированной ИОС, охватывающей множество взаимосвязанных образовательных процессов, осуществляемых в рамках образовательной организации, группы организаций, определенного сегмента сферы образовательных услуг [1, с.18].

Для педагогов города Казани создан и уже четыре года успешно развивается Казанский образовательный портал http://kazanobr.ru/. В течение всего учебного периода портал планомерно наполняется информационным и образовательным контентом. Он объединил в себе функции информационно – методического электронного журнала, социальной сети профессиональной направленности для педагогов и учащихся, а с января 2014 года является официальным сайтом Управления образования города. На нем размещены нормативные документы, объявления, новости, методические копилки, планы уроков, ссылки на сайты лучших педагогических практик города, республики и России. Одной из наиболее важных задач портала является формирование профессионального сообщества учителей города Казани. Портал дает возможность педагогам повышать свою профессиональную и информационную культуру и позволяет им войти в мировое информационное пространство как равным партнерам, способным представить свой уникальный опыт в мировую информационную сеть [2]. Зарегистрировавшись, пользователь портала бесплатно получает свою web-страничку т.е. блог. Размещая в блоге материалы, педагог имеет возможность получить отзывы коллег об уроке, внеклассном мероприятии и т.д., а также консультацию методиста. У методиста есть свой багаж, потенциал, которым он может поделиться. Поэтому каждый методист Информационно-методического отдела Управления образования ведет свой блог, в котором отражает работу по своему направлению профессиональной деятельности: подробные отчеты о различных мероприятиях, которые проведены с педагогами, с публикацией выступлений, презентаций и фотографий, методические рекомендации, полезные ссылки, методические разработки. Объединившись, методисты и педагоги ведут совместную деятельность над каким-либо проектом или проблемой.

На Казанском образовательном портале созданы виртуальные методические объединения (ВМО). ВМО – это профессионально-педагогические Интернет-сообщества, являющиеся альтернативной формой методических объединений учителей-предметников, педагогов-психологов, воспитателей детских садов и др. педагогических работников, объединенных общими профессиональными интересами [2]. Это одна из особенностей портала и решение проблемы охвата одним методистом большего количества педагогических работников (на 1 методиста г.Казани приходится более 320 педагогов). На портале работает 63 ВМО. Самое большое количество членов ВМО – учителя начальных классов (527 чел.) и работников дошкольных образовательных организаций (501 чел.). Остальные ВМО учителей-предметников имеют участников от 255 и менее. Виртуальные сообщества также создаются и как временно работающие организации педагогов и учащихся, собравшиеся для решения определенных задач и участия в знаковых больших городских мероприятиях (например, «Участники городского конкурса Учитель года», «Участники городского конкурса Ученик года» и т.д.).

По проведенным мониторинговым исследованиям на конец 2013/2014 учебного года число зарегистрированных пользователей портала увеличилось до 4028 (2140 –май 2012 г. 3835 – май 2013), участников сообществ – до 3672 (1562 – май 2012 г. 2471 – май 2013 г.), количество посетителей портала в среднем за месяц более 4 000, количество просмотров страниц портала до 30 000 в месяц. Это хорошие показатели для любого Интернет-портала. А в связи с проведением на портале всевозможных Интернет-опросов общественности (в частности в июне-июле «Оцени свою школу!»), проведением больших мероприятий для педагогов (конкурс «Учитель года», августовские конференции и т.д.) количество посетителей в определенные периоды увеличивается в разы.

Участники ВМО активно размещают свои материалы в блогах. Материалы становятся более качественные, что свидетельствует об усилении ответственности за размещенный контент как самих «блогеров», так и методистов-модераторов. Деятельность ВМО на современном этапе чрезвычайно актуальна и востребована, но для привлечения новых членов ВМО и активизации их работы нужна большая информированность педагогов в учреждениях образования, мотивация их к этому виду деятельности, поощрение за активность и качество материалов, размещаемых в блогах. В прошедшем учебном году активизировалась работа и методистов в своих блогах, что сыграло определенную роль в привлечении большего числа педагогов к работе в ВМО и размещению качественных материалов. Методисты объединены в «Сообщество методистов и модераторов». Данное сообщество закрытое, членами его могут быть только методисты ИМО и педагоги-модераторы ВМО (26 участников, 264 записи в блогах). Как уже отмечалось выше, деятельность методиста в ВМО заключается не только в отслеживании и «вычистке» ненужной информации, а в ведении, в первую очередь, профессионального диалога (дистанционно) с педагогами, используя возможности виртуального пространства Казанского образовательного портала. Деятельность методиста должна быть направлена на формирование профессиональной и информационной культуры педагогов.

Информационно-методические ресурсы Казанского образовательного портала регулярно пополняются новыми материалами. В разделе Библиотека созданы и обновлены вкладки: методическая литература (размещены методические рекомендации по различным направлениям), новые учебные пособия (ссылки на сайты издательств учебной и методической литературы), руководителю (размещены материалы в помощь руководителям образовательных организаций), федеральный перечень учебников и т.д. С 2012 года в феврале-марте в рамках портала создается сайт «Лучший учитель года города Казани» http://teacher.kazanobr.ru/, на котором отражается вся работа по данному конкурсу, т.е. размещаются материалы всех участников городского этапа конкурса, нормативная база конкурса, видео матер-классов финалистов, фотогалерея, новости и т.д. Открыты и постоянно обновляются разделы по различным направлениям деятельности Управления образования и методической службы города: ФГОС, ЕГЭ и ОГЭ, Аттестация, Инновации, Конкурсы, Конференции, Олимпиады, Электронная школа, Форумы, Объявления. Созданы и наполняются информационными материалами вкладки:

- Ассоциация учителей русского языка и литературы г.Казани

- Общественный совет

- Общественная приемная городского родительского комитета

Казанский образовательный портал является средством массовой информации.

На страницах портала с ноября 2011 года выпускается электронный научно-методический журнал «KAZANOBR.RU» (бумажный вариант которого Вы, уважаемый читатель, в данный момент держите в руках или читаете его электронную версию). Журнал издается для всех участников образовательного процесса с целью расширения доступа к качественному образованию, обмена мнениями, распространения передового опыта и повышения информационной и профессиональной культуры педагогов. В нем печатаются материалы педагогов не только нашего города, но и РТ, России и стран ближнего зарубежья. Периодичность издания – 3-4 выпуска в год. За период с 2011 по 2014 учебный год вышли 8 (восемь) номеров. Освещены актуальные проблемы системы образования г.Казани: «Школа после уроков», «Методическая работа в образовательном учреждении», «Фестиваль педагогических идей», «Электронное образование», ФГОС, «Современный урок», «Математическое образование в г.Казани», «Современное образование». Всего опубликовано более 400 статей и материалов ученых, педагогов и руководителей образовательных учреждений.

Таким образом, актуальность и доступность информационно-образовательных ресурсов Казанского образовательного портала делает его востребованным и способным помочь в формировании профессиональной и информационной культуры педагогов, без которой невозможно эффективное функционирование и развитие современной системы образования.

Литература

1. Башмаков А.И., Старых В.А. Принципы и технологические основы создания открытых информационно-образовательных сред: монография. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

2. Бухарова Л.Г. Портал как средство повышения информационной культуры. ЭН-МЖ «KAZANOBR.RU» №1, 2011.


  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152