Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Воспитание на уроках и после

Современное занятие в учреждении дополнительного образования

Карпунина Любовь Николаевна, методист Информационно-методического отдела
Управления образования г.Казани

Федеральные государственные образова­тельные стандарты дают возмож­ность перейти на более высокий уровень образования за счет соответ­ствия взаимосвязи содержания образо­вания и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития, интеграции разных типов образования. Непрерыв­ность образования заключается в соеди­нении и развитии возможностей общего и дополнительного образования детей, сохранение и развитие на его основе новых интегративных возможностей. Стандарты общего образования должны дополняться разнообразным спектром дополнительного образования, обеспечивающим социальный заказ. И, не случайно, современный этап развития системы дополнительного образования ориентирован на внедрение инноваций, открытию инновационных экспериментальных площадок, расширение сети современных востребованных образовательных услуг.

Вариативная часть основной образова­тельной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е.Б. Евладовой):

– пространства взаимодействия об­щего и дополнительного образования – интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятель­ность и др.;

– пространства взаимодействия обще­го образования и внеурочной работы: пред­метные кружки; факультативы; школьные научные общества и др.;

– пространства взаимодействия до­полнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые меро­приятия.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что усиливая вариативную составляющую общего образования, оно способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, пробовать себя в различных видах деятельности, получить основу для дальнейшего профессионального самоопределения, включаться в досуговую деятельность. Основное содержание дополнительного образования - практико-ориентированнное.

Инновационные процессы, происходящие в учреждениях дополнительного образования, положительно влияют на качество обучения и воспитания детей, повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, создают лучшие условия для духовного развития детей и подростков. «Фактически, система дополнительного образования является инновационной площадкой для отработки образовательных, воспитательных моделей и технологий будущего» (Д. Ливанов).

Показателен опыт по реализации инновационных проектов стажерских площадок на базе ЦВР Московского района, школьного центра психолого-медико-социального сопровождения «Ресурс», ЦДОД «Заречье», ДМШ 16 и ряда других учреждений, дают возможность обобщить инновационный опыт работы для руководителей, педагогов УДО Казани. Так, например, в мае 2014 г. в ЦВР Московского района был проведен научно-методический семинар по актуальной теме «Система работы УДОД по развитию профессиональных компетенций и повышения качества образования» для руководителей УДО г.Казани.

Исходя из опыта работы учреждений дополнительного образования, необходимо отметить тенденцию включения педагогов в инновационную деятельность. В контексте инновационной составляющей программы развития УДО существенно возрастает роль педагога как непосредственного участника всех преобразований.

Специфика учреждений дополнительного образования детей позволяет объединять в сотворчестве детей и взрослых все группы обучающихся - одарённых, имеющих физические недостатки, детей, находящихся в социально-опасном положении и т.д. Это обстоятельство уже само по себе предполагает новаторский подход, нетрадиционные формы и методы организации работы, которые складываются в практической деятельности педагогов дополнительного образования детей.

Принципиальное отличие дополнительного образования от основного заключается в отсутствии жестких стандартов, что дает возможность сделать современное занятие более гибким по целям, вариативным по формам и методам преподавания. И очень важно помнить, что цель всех занятий - поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения; главное – не передача знаний, а включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

В практике используются следующие подходы: дифференцированный – с учетом особенностей групп детей; индивидуальный – с учетом индивидуальных особенностей; личностный – с учетом интересов ребенка, его склонностей.

Содержательная цель занятия носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов:

-познавательного (формирование знаний, умений навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию)

-воспитательного (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, навыков позитивного поведения и общения)

-развивающего (развитие интеллекта, мышления, эмоционально-волевой сферы воспитанников и т.д.).

Важнейшим структурным элементом, определяющим тип и структуру учебного занятия является дидактическая цель. Учебные занятия по дидактической цели можно классифицировать следующим образом: изучение и первичное закрепление новых знаний; закрепление знаний и способов деятельности, комплексное применение знаний и способов деятельности; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности. Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру, основной компонент занятия определяется в названии типа учебного занятия. Общими этапами для всех типов занятий являются организационный, целеполагание и мотивация, подведение итогов.

Использование приемов работы педагога и воспитанников на каждом этапе зависит от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состава группы и опыта педагога.

Так, например, эффективно использовать игровые моменты в процессе обучения детей, которые относятся к наглядно-действенным приемам обучения. И, безусловно, чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра.

В игре результат зависит от самого ребенка, его индивидуальности. Процесс обучения в игре приобретает личностную значимость. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. В игре активизируется мыслительная деятельность ребенка, инициатива, творчество. Однако, при использовании игровых моментов педагог не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как это может отвлечь детей от выполнения обучающей задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

Применение информационных технологий на занятиях делает учебный процесс интерактивным, что позволяет педагогу более успешно работать с детьми разного уровня развития и с разной степенью мотивации их в обучении.

Этап целеполагания и мотивации организует детей и педагога работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств воспитанника.

Взаимосвязь типа учебных занятий, дидактической цели и структуры учебного занятия представлена в таблице


Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура

Тип учебного занятия

Дидактическая цель

Структура

Нетрадиционные формы проведения занятия

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Оргмомент

Актуализация знаний и умений

Мотивация. Целеполагание

Организация восприятия

Организация осмысления

Первичная проверка понимания

Организация первичного закрепления

Анализ

Рефлексия

Лекция, семинар, экскурсия, конференция, лабораторно-практическое занятие, дидактическая сказка

Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности воспитанников

Оргмомент

Мотивация

Актуализация знаний и способов действий

Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях

Самостоятельное применение знаний

Контроль и самоконтроль

Коррекция

Рефлексия

Семинар, экскурсия, консультация, игра-путешествие

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности

Оргмомент

Целеполагание. Мотивация

Актуализация комплекса знаний и способов деятельности

Самостоятельное применение знаний (упражнений) в сходных и новых ситуациях

Самоконтроль и контроль

Коррекция

Рефлексия

«Литературная гостиная», викторина «Что? Где? Когда?», «Занятие-путешествие», концерт

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Организовать деятельность воспитанников по обобщению знаний и способов деятельности

Оргмомент

Целеполагание. Мотивация

Анализ содержания учебного материала

Выделение главного в учебном материале

Обобщение и систематизация

Рефлексия

Обобщение может осуществляться как по теме, разделу, так и по проблеме. Самое главное в методике обобщения – включение части в целое. Необходима тщательная подготовка воспитанников (сообщение заранее проблемы, вопросов, обеспечение на занятии дидактическим материалом)

Лекция, экскурсия

Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности

1.Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности воспитанников (контрольное занятие)

2.Организовать деятельность воспитанников по коррекции своих знаний и способов деятельности

Мотивация

Самостоятельное выполнение заданий

Самоконтроль

Контроль

Анализ

Оценка

Коррекция

Рефлексия

На занятиях преобладает деятельность, направленная на постепенное усложнение заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях


Литература:

1. Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процессе реализации ФГОС общего образования //Внешкольник, 2011. – N3. – с. 15-18.

2. Воробьева Т. Оценка качества в системе дополнительного образования детей //Качество образования в школе, 2011. – N3. – с. 49-56.

3. Иванова И.А., Максимова Е.Д., Попова И.Н. Индивидуальная маршрутная книжка обучающегося как инструмент управления качеством дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей //Внешкольник, 2011. – N1. – С. 43-45; Приложение: с. 12-16.

4.Кадяева С.В., Семионова И.В., Пушкарева Т.Е., Лопатина И.В. Создание системы мониторинга качества образования в условиях учреждения дополнительного образования //Методист, 2010. – N10. – с. 29-32.

5. Малыхина Л.Б. Методики анализа учебного занятия в системе ДОД

//Дополнительное образование и воспитание, 2010. – N11. – с. 10-14.

6.Токмакова О.В. Дидактические материалы к курсу «Управление образовательным процессом на учебном занятии». Киров, 2004.

Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждениях дополнительного образования.-М.: ЦДЮТ «Биберево», 2001



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152