Минеева Эльмира Алексеевна, заведующая библиотекой МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №35» Приволжского района г.Казани
В постоянно меняющемся мире меняются и информационные запросы пользователей школьной библиотеки. В современном понятии, особенно когда речь заходит о школах инновационного типа, достаточно часто под вывеской библиотека подразумевают библиотечно-информационные центры. Думаю, никто не поставит под сомнение, тот факт, что за сменой вывески должны стоять конкретные действия по усовершенствованию информационно – ресурсной базы самой библиотеки. В первую очередь библиотекарю и преподавателям школы необходимо выработать единую политику при формировании ядра библиотечного фонда, исходя из интересов конкретного учебного заведения и учитывая при этом все разнообразие мировых информационных ресурсов. Задача не простая, но при желании выполнимая, если не сидеть, сложа руки, сетуя на недофинансирование.
Конечно, же, речь не идет только лишь о печатной продукции или информации, записанной на электронных носителях. Это и использование новых информационных технологий и Интернета, значение которого, на сегодняшний день, нельзя недооценивать, но и переоценивать было бы не разумно.
Лавинообразный поток информации, который обрушивается на ребенка (современного школьника) через Интернет, высветил достаточно много проблем:
1) Информация, как текстовая, так и изобразительный ряд, представленная в сети Интернет не соответствует возрастным особенностям учащихся.
2) Собранный по заданной теме материал не систематизирован, т.е. нет логически верно выстроенного плана в рамках конкретной темы, отрасли знания, сферы деятельности.
3) Долгий поиск ответа на конкретно заданный вопрос, а не освещение всей темы целиком, вызывает у детей психологическое напряжение и чувство неуверенности в пользовании данными информационными ресурсами.
4) Статьи в Интернете по образовательным предметам и научным дисциплинам по своему содержанию не всегда соответствуют требованиям, предъявляемым к научным текстам, содержат формулировки не приемлемые для данного рода публикаций, т.е. текст может носить и антинаучный характер, о чем ребенок из-за недостаточности знаний в этой области может и не догадываться.
Конечно, это не означает, что нужно вернуться в прошлое. Несомненно, Интернет – хорошее подспорье в информационной работе с читателями для библиотек любого типа, особенно, когда необходимая информация по конкретному запросу отсутствует в книжном фонде. Для того, чтобы использовать ресурсы нового поколения справочно-информационную работу школьной библиотеки необходимо выстроить так, чтобы библиотекарь мог стать посредником между читателем и мировой информационной сетью, а справочно-библиографический аппарат - исполнять роль фильтра для отсеивания не качественного информационного продукта. Рассмотрим это на примере базы электронных картотек нашей библиотеки:
(см. пример базы)Благодаря перечисленным видам электронных картотек можно не только обобщить и систематизировать опыт работы в области образовательных технологий, но и целенаправленно оказывать методическую помощь преподавателям при проведении открытых уроков, классных часов, тематических конференций и семинаров, а главное, добиться более эффективного информационного обслуживания учащихся, занимающихся творческой и проектной деятельностью. Это, однако, не означает, что информационные ресурсы библиотеки, сами по себе, могут решить все проблемы.
Школьная библиотека – это информационно-образовательная среда, находясь в которой ребенок должен уметь активно использовать свои информационные навыки и умения работать с информацией. Какие же навыки учащихся не только должна, но и обязана развивать современная библиотека? Это:
– осознавать свои информационные потребности и активно включаться в мир мысли;
– демонстрировать уверенность в своем умении решать проблемы и знать, какая информация соответствует их запросу;
– уметь работать с техникой при поиске и передаче информации;
– уметь уверенно действовать в ситуациях, допускающих многозначные решения, а также не имеющих решения;
– работать на высоком уровне и создавать качественные продукты.
В результате у школьников будут наработаны навыки, необходимые для ориентации в информационно-образовательной среде:
- самообучения;
– сотрудничества;
– планирования;
– поиска и сбора информации;
– сортировки и оценивания информации;
– организации и записи информации;
– коммуникации и реализации;
– оценки результатов.
Таким образом, развивая и оценивая информационные навыки и знания учащихся можно поднять информационную культуру не только в рамках конкретной школы, но и образования в целом. Для этого необходима интеграция и взаимодействие не только между школьными, но и публичными библиотеками, библиотеками ВУЗов и НИИ, общественными организациями. Если работа электронных библиотечных услуг и сетей будет более скоординирована, то и средств обучения учащихся информационным навыкам станет гораздо больше, а значит улучшиться успеваемость, качество научно-исследовательских и проектных работ.