Муравьева Диляра Рафаилевна, классный руководитель
МБОУ «Гимназия №27» Вахитовского района г.Казани
Проблема, о которой мне хотелось бы поговорить, для нас, классных руководителей 21 века, века высокоразвитых компьютерных технологий, очень актуальна. Более того, мне кажется, что все, что мы делаем с ребятами своего класса, мы делаем ради этого: ради профилактики компьютерной зависимости и зависимости от сотовых телефонов.
Недавно мне на глаза попал такой анекдот: «Я из того поколения, у которого «гаджеты!» было оскорблением, а не устройством».
Современного человека без гаджетов представить невозможно.
Но некоторые, обращаясь к этим устройствам, произносят все-таки с тем контекстом, те, у кого в семье беда: у близких компьютерная зависимость.
Безусловно, нельзя отрицать, что компьютер может принести массу пользы для ребенка. Но есть и обратная сторона, которая:
· лишает здоровья,
· ломает психику,
· дает нравственные перекосы.
На последнем мне хотелось бы остановиться подробнее, потому что о первых говорят достаточно много. Анонимное общение в виртуальном мире не несет никакой реальной ответственности. Ребенок понимает, что все, что он делает там, останется безнаказанным. Так появляется «Синдром безответственности», которым, по моим наблюдениям, страдает треть подростков и с которым ребенок пойдет во взрослую жизнь. И нет гарантии, что однажды к такому специалисту мы не попадем на прием, специалисту, который не умеет нести ответственности за свои действия.
Что делать? В Интернете много различных советов для родителей, вот некоторые из них:
· культивируйте семейное чтение,
· ежедневно общайтесь с ребенком,
· расширяйте кругозор ребенка,
· научите способам снятия эмоционального напряжения,
· играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства,
· проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор?
Безусловно, советы хорошие. Но, к сожалению, нам, практикующим классным руководителям хорошо известно, что этим советам последует минимальный процент родителей. Все, что могут сделать современные папы и мамы, это запретить играть (а запретный плод, как известно, сладок), а на очередной день рождения подарить новую модель смартфона. В итоге родители, которые должны бы быть нашими союзниками, становятся нашими противниками в борьбе за ребенка.
Таким образом, первичная профилактика компьютерной зависимости ложится целиком и полностью на систему образования. Мы должны понимать, что если не мы, то никто.
Целью первичной профилактики является изменение ценностного отношения детей и подростков компьютеру и формирование личной ответственности несовершеннолетних за своё поведение.
В работе классного руководителя должны быть как теоретическое, так и практическое направления.
Практическое должно быть направлено на создание баланса между компьютером и сильнодействующими эмоциональными видами деятельности.
Во-первых, безусловно, это спорт. Нам, казанцам, в этом отношении проще, потому что наследие Универсиады сейчас работает на наших детей. Помимо спортивных объектов есть Парк аттракционов, площадки для скейтбординга, картинг-клубы, скай-парк, боулинг, куда мы ходим с детьми. Единственно, хотелось бы, чтобы была программа льготного посещения этих объектов для организованных групп школьников.
Во-вторых, искусство. В моей педагогической практике был случай, когда ученик, активный Интернет-пользователь, испытал сильнейшее эмоциональное потрясение после посещения музея ИЗО: он вдруг осознал, что это нарисовано краской и кисточкой.
В-третьих, участие в социально-значимой деятельности. Любой.
Теоретическая часть работы по профилактике компьютерной зависимости, а это психодиагностика, тренинги, беседы, консультации и др. должна быть направлена на развитие моральных установок, в которые входят:
• знание основ психологии,
• умение сказать: «Нет!»,
• вхождение во взрослую жизнь с позитивными ценностями.
Одна из любимейших составляющих программы – тренинги.
Наверное, вы замечали, и это особенно видно на уроках, что увлеченные компьютером дети мыслят масштабно, не замечая мелочей, деталей мира реального. Для борьбы с этим провожу такой тренинг. Для этого делю класс на 2 команды. От каждой команды выбираю по одному добровольцу. Двум командам предстоит найти сходство и различия в них. Одна команда находит только сходства, другая – только различия. За каждый правильный ответ ставлю на доске плюс. Так мы увидим, чего же в двух людях больше: сходства или различий.
Никакой компьютер не заменит прелести «живого общения». Наша задача – постоянно об этом ученикам напоминать. Для этого провожу такую игру. Приглашаю троих добровольцев. Прошу двоих выйти в коридор, одного оставляю. Игра называется «Испорченный телефон». Читаю текст. Задача участника – запомнить его с первого раза, а потом пересказать тому, кого я позову из-за двери. «Исполнительный директор ОАО «Косметикс трейдинг групп» Ираида Генриховна Берзаладзе просила сообщить всем акционерам общества, что собрание акционеров, посвященное переизбранию членов правления, в связи с тяжёлым финансовым положением общества – переносится со вторника 19 сентября в 17-00 на четверг 22 сентября в 16-00. Место проведения собрания изменилось с актового зала Оперного театра на Зал заседаний ДК «Шинник». Приглашаю второго участника и т.д. Эту игру очень любят ребята.
Когда ребенок занят виртуальной игрой, он перестает реагировать на звуковые раздражители. Еще одно небольшое упражнение. Прошу ребят сесть удобно, закрыть глаза. А теперь на слух запомнить последовательность действий. Потом прошу открыть глаза и рассказать, что я делала. Можно выполнять различные действия: рвать бумагу, сминать ее, отодвигать стул, подходить к доске, на доске что-то записывать).
И конечно, важна работа с родителями: беседы, тренинги, тестирование. Тем, чьи дети увлечены компьютером, советую заключать взаимоприемлемые договоры с детьми, где время «общения ребёнка с компьютером» должно быть строго дозировано, но при этом это время не должно ущемлять интересов ребёнка. Чаще всего этот договор выглядит как режим дня. Например:
День недели | Время | Мои дела |
Понедельник | 7.00 | Встаю и собираюсь в школу |
| 7.30-8.15 | Дорога в школу |
| 8.30 – 14.30 | Учёба |
| 15.00-16.00 | Дорога домой |
| 16.20-16.40 | Обед |
| 17.00-18.30 | Домашнее задание |
| 18.30-19.30 | Компьютер |
| 19.30-20.00 | Ужин |
| 20.00 | Конструктор, игра с братом |
| 21.30 | Ложусь спать |
В заключение хочу сказать, что единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.