Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Воспитание на уроках и после

Организация внеурочной деятельности учащихся на внеклассных мероприятиях по литературе в условиях ФГОС

Мазитова Зайтуна Абдурашидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №85 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития окружающего мира. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает, вернее, знает немного.

Главная задача школы, а значит и моя, – не просто дать нашим детям формальные знания по предметам, а научить их мыслить, помочь каждому ребёнку раскрыть свой потенциал, стать личностью, созидателем, чтобы успешно жить и работать. Не случайно говорят: «Образование – это то, что остаётся после того как все изученное забыто». Без общего умения работать с информацией, самостоятельно организовывать и корректировать свою деятельность, без способностей к анализу, пониманию, и согласованию, без умения брать на себя ответственность и получать результат - человек не востребован на современном рынке труда, семья не обеспечена необходимыми условиями для развития, а страна не конкурентоспособна. Именно эти задачи и сформулированы как приоритеты новых образовательных стандартов. Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной».

Главная идея, лежащая в основе образовательной системы "Школа-2100" по которой я работаю, – ориентированность на личность, на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека. Это не набор отдельных приемов, а философия образования, предполагающая совсем иной уровень взаимоотношений между учителем и учеником. Ученик перестает быть объектом учительского воздействия, между ним и педагогом выстраиваются партнерские взаимоотношения. На мой взгляд, реализация этой программы в наибольшей степени позволяет мне:


• воспитывать социально–активную творческую личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию

• организовать такой учебно–воспитательный процесс, при котором каждый ученик имеет возможность не только овладевать базовым уровнем учебного материала, но и развивать свои творческие способности.

• формировать и развивать познавательный интерес к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности

• привлекать внимание детей к отечественной истории, культуре и искусству.

• прививать любовь к своей Родине.

• показывать музей как хранитель материальной и духовной культуры нации, свидетелями истории которой являются газеты, журналы, книги - важные источники сведений о родном селе, поэтах и национальных традициях родного края.


Поэтому я пытаюсь переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на ключевые вопросы, обозначенные ФГОС: Как учить? С помощью чего учить? Чтобы ответить на эти два вопроса, я убедилась, что внеклассная работа по литературе имеет большой потенциал в применении проектного метода. Во все времена духовно-нравственное воспитание было на важном месте, ибо воспитывая только интеллектуальную личность, можно воспитать угрозу для общества. Ценность книг, старинных былин, пословиц, обрядов, традиций, связь прошлого и настоящего я нашла в музеях. Поэтому, проект называется « Сила слова в музеях».

Тема проекта: «Роль музеев как элемент «Силы слова» в системе нравственно-патриотического и духовного воспитания личности на внеклассных мероприятиях по литературе».

Для ученика музей и музейные экспонаты становятся не просто источником новой информации, но актуализируются в социально значимую проблему, которую вполне по силам решить подростку – увидеть реальный и ощутимый результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. А результаты проектной деятельности представляются на тематических конференциях, оформляются в виде альбомов, видеофильмов, журналов, газет, сами становятся частью музейного фонда или непосредственно экспонатами одной из экспозиций.

И самое важное – музей учит учиться, в музее невозможно быть пассивным слушателем. Музей находится в периоде постоянного поиска новых форм и методов работы по совершенствованию деятельности музейного сообщества, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности воспитательной работы школы. Еще Ф.М.Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для культуры храниться в ее суррогате - массовой культуре, которая не требует умственной и душевной работы. Поэтому, придя из мира массовой культуры в музей нашим воспитанникам трудно воспринять даже отдельные элементы истиной культуры, которую они считают уже устаревшей. А ведь музейный предмет и музейная среда обладают значительным нравственно-эмоциональным воздействием. С помощью музейной среды можно включить ребенка в сферу истиной культуры, где нет места вандализму, где интересно не разрушать, а созидать. Эту проблему и призван решать наш проект, который главной целью ставит не обучение ученика ориентироваться в музейном зале, не воспитание потребителя культуры, а умение самому создавать культуру, то есть стать ее творцом.

Работа над нашим проектом состоит из следующих этапов:

· постановка проблемы, имеющей не только научную ценность, но и предполагающей развитие личностных качеств, умений, навыков. При работе над проектом на первый план выдвигается личная заинтересованность автора проекта – то есть, обучающегося;

· непосредственная работа над проектом: ребята приобщаются к русской и мировой культуре через посещение и работу в музеях города Казани и других городах России;

· презентация проектных работ: создание альбомов, публикация статей в СМИ, организация поэтических праздников и п.п.

В реализации этого долгосрочного проекта ребята работают с 2011 года до настоящего времени. Нами были организованны поездки-экскурсии:

1. Кырлай - Родина Г. Тукая

2. Болдино « Приют спокойствия, трудов уединения»

3. Город- музей Елабуга

4. Экскурсия в музей Великой Отечественной войны г.Казани

5. Экскурсия в Национальный музей Республики Татарстан

6. Экскурсия в Музей- галерею Константина Васильева

7. Экскурсия в Музей-усадьбу Л.Толстого

8. Экскурсия в музей истории Казанского Государственного Технологического Университета

9. Экскурсия в литературный музей Г. Тукая.

10. Экскурсия в Музей Национальной культуры.

11. Экскурсия в Этнографический музей «Жизнь и быт Казанских татар».

Реализация проекта проводится в следующих формах:

· Мероприятия- беседы, экскурсии, авторские поэтические вечера.

· Творческие дела - участие в конференциях, в исследовательских работах, мероприятиях школы, оформлении уголков школы.

· Посещение ветеранов, участие в концертах, смотрах-конкурсах на тему Вов.

· Поездки в города Елабугу, Кырлай, Болдино, посещение музеев в городе Казани.

· Посещение музея - это не праздный интерес, ребята делятся на группы, получают задания и активно участвуют в реализации проекта.

· Проведение уроков литературы в «Национальном музее Татарстана», например, урок по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством».

Хочется вспомнить слова Ч. Чаплина:

«Люди, которые ходят в музей, и люди, которые не ходят в музей, - это разные люди!»

Перефразирую это высказывание: «Люди, которых не интересуют музеи, и люди, которых музеи интересует, разные люди!».


Тематика и выполнение проекта:

1. Поездка в Кырлай (Учащиеся 5-6 классов). Выполнение: сочинение по теме: « У карты Татарстана»; викторины по параллели 5-6 классы, количество учащихся 24 человека.

2. Поездка в Болдино (учащиеся 7,8, 9 классы). Выполнение: Костюмированный бал в школе по роману « Евгений Онегин», чтение писем Татьяны и Онегина.

3. Экскурсия в Национальный Музей. Выполнение: Инсценирование фрагмента повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством».

4. Экскурсия в Галерею Константина Васильева. Выполнение: выступление ученицы 11 класса Юнусовой Гульназ на юбилейной открытой научной конференции, посвященной 70-летию К. Васильева. Работу отметили ученые, были высказаны слова благодарности от сестры художника, приехавшей из Москвы.

5. Экскурсия в музей истории Казанского Технологического Университета. Выполнение: ученица 8б класса Саушина Татьяна получила Диплом III степени в конкурсе «Нобелевские надежды» за исследовательскую работу «Язык как средство общения».

6. Поездка в г. Елабугу. Выполнение: поэтический праздник по творчеству Марины Цветаевой « Если душа родилась крылатой!», на котором присутствовали коллеги из Казани, журналистка М. Ларина из Елабуги, участница Елабужских чтений Л.А.Мишанина, поэтесса Грунис С.К, родители, коллектив учащихся школы № 85.

Сообщение об этом празднике было отправлено автору книги «Цветаевкие костры мира» Б. Мансурову и частный музей Веры Астаховой в городе Запорожье.

Наиболее удачной работой в проекте считаю поэтический праздник для старшеклассников«Если душа родилась крылатой»,посвященный творчеству Марины Цветаевой, где можно выделить переписку учеников с зарубежными студентами. Она имеет большое воспитательное и практическое значение, поскольку оказывает содействие развитию речи учеников. Переписка дает возможность ученикам практически использовать язык как средство общения и получать дополнительную информацию к темам проекта. Так ребята из моего класса после «Поэтического праздника», который состоялся в школе 12 октября, вступили в переписку с ребятами из США и Италии. В своих письмах они обмениваются новостями и отдельными материалами по творчеству М.Цветаевой. Организующим центром этой работы является «Школьный почтамт», который помогает ученикам в переписке, предоставляет информацию о том, как правильно оформить письма (написать адрес, дату и т.п.), предлагает адреса зарубежных друзей, желающих состоять в переписке, обеспечивает конвертами, марками, консультирует по поводу употребления языкового материала. В своих письмах ребята отмечают роль литературной классики, имеющую огромное воспитательное значение.

Поэтические праздники развивают интерес к поэзии, помогают провести урок литературы в необычной форме, влияют на эстетическое и нравственное воспитание школьников. Литературные вечера дают возможность учащимся самим вносить свои идеи и реализовываться в современных условиях. Такие уроки прививают любовь к русской литературе, дают возможность глубже изучить творчество поэта. Учитель имеет возможность использовать на уроке средства, отвечающие современным требованиям развития учащихся. Тогда, когда катастрофически нарастает снижение интереса детей к чтению, главной задачей учителя русского языка и литературы, является поднятие уровня культуры чтения учащихся посредством приобщения к Слову. В нашей школе проводится целый цикл мероприятий по изучению творчества М.Цветаевой - это экскурсии в г.Елабугу, творческие вечера, литературные встречи с современными писателями и поэтами, выпуск газет, оформление презентаций. В октябре 2013 года прошел вечер для старшеклассников « Костры Марины Цветаевой». На этом мероприятии почетные гости праздника - казанская поэтесса Светлана Грунис, журналистка из Елабуги Марьям Ларина зажгли Второй Цветаевский Костер в нашей школе.

На празднике были зачитаны приветствия от друзей из Тарусы, Германии, Елабуги и Павлодара, поступивших в школу по почте Электронного образования.

...Моросил мелкий дождь, словно боясь потушить пламя костра, вежливый дождик рассыпался в мелкий бисер. Небо было в тучах, но от прозрачной желтизны берез, день казался солнечным, а может быть не от берез, а от светлых юных лиц детей? Огонь костра оживил детей, гостей и учащихся. Все стали фотографироваться, греться у костра, всем стало радостно. Началось чтение стихотворений. К «Свободному микрофону» тянулись все, каждому хотелось прочитать свое стихотворение, спеть песню, рассказать что-то особенное о поэте.

Дождь продолжал моросить, тихо падали листья с огромных берез, которые растут во дворе нашей школы. Казалось, что вокруг все замерло, все слушают звучание Слова. Желающих положить «щепу» в костер было много.

«Тихим вечером медленно тающим,

Там, где сосны болото и мхи,

Хорошо над костром догорающим

Говорить о закате стихи».

Костер догорал, но никто не хотел уходить, ребят переполняли эмоции от увиденного. Костер вызвал эмоции удивления. «Познание начинается с удивления», - огда-то говорил Аристотель.

В память о Празднике учащиеся 9Б класса и гости посадили рябину - символ дома, любви и верности. Важно, что старшеклассники так бережно утаптывали рыхлую землю вокруг саженца, как будто верили: Марина придет сюда, к этой своей рябинке средь берез, как обещала в своих стихах: «Деревья! К вам иду!» Гостям и артистам были накрыты столы с пирогами по рецепту семьи Цветаевых. Детям на память раздали книги стихов Казанских и Елабужских поэтов, и студентов Пединститута города Елабуги.

Этот праздник наполнил души детей музыкой стихов, позволил почувствовать масштабность события, к которому они оказались причастными.

Литературные вечера, посещение музеев, где учащиеся сами могут вносить свои идеи и формы реализации в необычной обстановке, развивают интерес к историческому и литературному прошлому своего народа.

В данное время «Костер» стал формой коллективных воспоминаний жизни и творчества Марины Цветаевой, традиция которых берет свое начало с 1986 года из города Таруса. Благодаря почте Электронного образования, мы вступили в переписку с авторами книги «Цветаевские костры Мира» А.Ханаковым и Б.Мансуровым.

Современные проекты прививают любовь к русской классической литературе, воспитывают нравственно и духовно. На мой взгляд, музейное дело может поднять уровень культуры учащихся.

Роль музеев во внеклассной работе– это моя методическая находка:

1. активизирует мыслительную деятельность школьников,

2. дает эстетическое и интеллектуальное развитие,

3. развивает положительные эмоции в учебно - познавательной деятельности,

4. развивает творческую активность, сплачивает коллектив учащихся,

5. дает доступ по Электронному Образованию РТ к участникам Мировых Цветаевых Костров,

6. изученный материал творчества поэта, способствует в дальнейшем созданию музея Марины Цветаевой.


Ожидаемые результаты от работы проекта:


• Предполагается, что ученик научится самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся.

• Разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление.

• Сформируется широкий кругозор и профессиональные интересы.

• Появится интерес к истории своего отечества и родного края.

• Появится уважительное отношение к поэтам и писателям, художникам и ветеранам, к старшему поколению.

• Укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

• Ребята получат знания, навыки общения с аудиторией, навыки работы с другими историческими и литературными источниками.

• Я хочу, чтобы мои ученики на выходе из школы представляли собой:


-Успешных людей

-Профессионально-определившихся

-Осознающих свое «Я» и свое место в мире

-Самостоятельно и критически мыслящих

-Способных работать в команде; обладающих высокой степенью толерантности

-Интернационалистов и патриотов.

Перспективный план проектов на следующие годы:

1.Экскурсии за пределы города: поездка в Булгары, Свияжск, Толстовские места «Ясная поляна»,Спасское –Лутовиново- родина И.Тургенева, Санкт-Петербург.

2.Экскурсии в Казани: экскурсия в музеи татарских поэтов и писателей,

в музей Трудовой славы ОАО «Казанский вертолетный завод», в музей Трудовой славы КАПО им. С.А.Горбунова


Литература


1. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пос. для учителя / Е.Л. Мельникова. – М.: АПКиППРО, 2002. – 168 с.

2. Мельникова, Е.Л.Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. – М.: Баласс, 2008. – Вып. 8. – С. 5–55.

3. Мельникова, Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе /

4. Е.Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100»: Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования: сб. мат. – М.: Баласс, 2009. – Вып. 9. – С. 164–283.

5. Мельникова, Е.Л. Я открываю знания: пос. по технологии проблемного диалога в нач.школе (3–4'й классы) / Е.Л. Мельникова,

6. И.В. Кузнецова. – М.: Баласс, 2011. – 80 с.– (Образовательная система «Школа 2100»).

7. Павлова Н. А., Доклад с педсовета учителя нач. классов МБОУ «НШ-ДС» Учитель успешного ученика. 2013г.

8. Б.Мансуров «Цветаевские костры».

9. Анна Саакян «Жизнь и творчество Марины Цветаевой».

10. Ирма Кудрова «Молодая Цветаева».

11. Марина Цветаева. Сборник стихотворений. Казань. Татарское книжное издательство, 1983 г.

12.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http: //mon.gov.ru/dok/akt/659113.13.

13.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы - http: //mon.gov.ru/press/ news/828614.

14. Альманах «Отечество», выпуск 7, 2001 г.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152