Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Дошкольная академия

Формирование управленческой культуры руководителя дошкольного учреждения в условиях обновления дошкольного образования

Петрунина Ольга Александровна, заведующая МАДОУ «Детский сад №376» Московского района г.Казани,
руководитель Методического объединения заведующих Кировского и Московского районов г.Казани

1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образование впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт.

Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества предоставляемой услуги, рост системы образования. Произошедшие перемены в образовании потребовали от руководителей дошкольных учреждений как изменений в нормативно-правовой базе, так и кардинально новой деятельности в управлении персоналом, в обеспечении всего комплекса стоящих перед ними задач: экономических, педагогических, социальных, кадровых, финансовых и др. Руководитель сейчас оказался в сложной ситуации. Наступило время, когда от управленца требуется и повышение собственной компетентности в вопросах реализации положений нового законодательства и формирование новой системы работы с кадрами, которая была бы ориентирована на достижение основных целей развития учреждения.

Руководители дошкольных образовательных учреждений в практике своей работы столкнулись с рядом затруднений: как выработать стратегию развития по всем направлениям деятельности, изменить отношение педагогов к реализации вопросов организации изменений, как подойти к написанию основной образовательной программы учреждения, уйти от привычного и шагнуть навстречу кардинальным переменам.

В связи с этим изменилась роль методического объединения руководителей дошкольных учреждений, основной целью которого стало оказывать методическую поддержку руководителям дошкольных образовательных учреждений в оптимизации процессов принятия управленческих решений, реализации педагогических действий, определении результативных стратегических шагов.

Цели формирования управленческой культуры руководителей ДОУ в условиях обновления образования реализовывались на методическом объединении заведующих ДОУ Кировского и Московского районов г.Казани. Для выполнения данной цели и задач был намечен план действий, в рамках которого прошло заседание руководителей по теме «Актуальные вопросы управления дошкольным учреждением в связи с введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Встреча проходила на базе МАДОУ «Центр развития ребёнка - Детский сад №387». Руководители ДОУ №125 Елистратова Н.Э. и ДОУ №376 Петрунина О.А. делились опытом работы и материалами, полученными на Всероссийской конференции дошкольных работников (г.Москва). Результатами проведенного мероприятия стали разработка новых локальных актов во всех дошкольных учреждениях, такие как Программа развития учреждения, Положение об общем собрании, Положение о родительском комитете, Положение о педагогическом совете, Положение о дополнительных платных образовательных услугах и др.; плана действий по реализации нового закона «Об образовании в Российской Федерации»; внесение изменений в должностные инструкции; введение новой формы Договора об образовании (с родителями).

Эффективные формы работы позволили оказать помощь руководителям ДОУ в реализации плана мероприятий по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На базе дошкольных образовательных учреждений №174, №58, №376 организованы консультационные пункты для руководителей и старших воспитателей Кировского и Московского районов по вопросам: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей; охрана и укрепление здоровья детей; управление персоналом в условиях переходного периода на ФГОС дошкольного образования; обеспечение контроля за воспитательно-образовательным процессом в соответствии со стандартом и др.

В процессе работы консультационных пунктов выявились затруднения руководителей по созданию организационно-управленческих условий внедрения ФГОС дошкольного образования, кадровому обеспечению и повышению их профессионального уровня, созданию организационно-информационного пространства, созданию нормативно-правового обеспечения, регламентирующего деятельность учреждения и др. Так, на одной из встреч в рамках консультационного пункта разрабатывался проект целевой программы «Кадровая политика», в котором были предусмотрены мероприятия, способствующие максимальному эффекту от использования человеческих ресурсов, развития личности каждого педагога. К использованию предложены самые разнообразные формы работы с кадрами: дискуссии, творческий час, круглый стол, практические занятия, мастер-класс, тренинг, мозговой штурм, индивидуальное консультирование педагогов и другие интерактивные методы общения с коллегами. Обсуждались и такие целевые проекты, как «Социальное партнёрство», «Безопасность образовательного пространства», «Оказание платных образовательных услуг», «Информатизация ДОУ».

Учитывая пожелания руководителей, в феврале 2014 года был проведён семинар «Роль руководителя в организации мероприятий по введению ФГОС ДО», который проходил на базе МАДОУ «Детский сад №376». Освещались вопросы, которые вызывают наибольшие затруднения у руководителей, а также технология проведения самообследования дошкольной организации, написание основной образовательной программы, ведение документации учреждения по введению ФГОС дошкольного образования.

Как результат в каждом учреждении разработан План мероприятий или «Дорожная карта», изданы необходимые приказы по введению стандарта, проведены педагогические советы, созданы рабочие группы по написанию основной образовательной программы, разработаны система контроля и мониторинга введения стандарта, программы повышения уровня профессионального мастерства. Реализация воспитательно-образовательного процесса осуществляется в соответствии с основной образовательной программой, которая приводилась в соответствие с новым законодательством с января 2014 года.

В целях повышения уровня компетенции по вопросам введения ФГОС ДО в практику работы учреждения многие руководители прошли дистанционное обучение в Московском институте экономики, политики и права г. Москва по теме «Юридическое, психологическое и организационное обеспечение ФГОС ДО, особенности управления дошкольного образовательного учреждения», прослушали серию вебинаров, организованных информационным центром «Ресурсы образования» (г. Москва): «Разработка локальных нормативных актов в образовательной организации», «Дошкольное образование детей в свете введения ФГОС ДО», «Интерактивные методы в системе образования», «Особенности разработки образовательной программы ДОО с учётом ФГОС ДО», два руководителя приняли участие в работе Всероссийской конференции руководителей дошкольных учреждений (г. Москва). Полученная информация обсуждалась со всеми руководителями на заседаниях методического объединения.

По итогам блиц-опроса 100% участников полностью удовлетворены организацией работы районного методического объединения, довольны объёмом материала, доступностью изложения и прикладной значимости знаний, полученных в ходе заседаний.

В перспективе намечено расширить поле презентации личного опыта руководителей по введению ФГОС дошкольного образования, увеличить количество коммуникативных площадок для обмена опытом, организовать сетевое взаимодействие по реализации основной образовательной программы.

В современных условиях методические объединения руководителей переходят на работу в инновационном режиме. Наша задача – создать такую образовательную среду, в которой будет полностью реализован и творческий потенциал руководителя, и найдено верное управленческое решение в любом вопросе организации жизнедеятельности современного учреждения. Хотелось бы отметить, что эффективность работы методического объединения зависит также и от профессионального саморазвития руководителя, процесса поиска и обнаружения смыслов профессиональной деятельности, что и должно стать ведущей целью и критерием эффективности работы каждого руководителя.
















  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152