Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Дошкольная академия

Формирование коммуникативной культуры воспитанников ДОУ в процессе обучения татарскому языку

Гумерова Гузель Илсуровна, воспитатель по обучению детей татарскому языку
МАДОУ «Детский сад №190» Вахитовского района г.Казани

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чтобы стать всесторонне-развитой и гармоничной личностью, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка.

Дошкольный возраст уникален для овладения языком в силу таких психических особенностей ребенка, как пластичность природного механизма усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера, поэтому одной из главнейших задач дошкольной образовательной организации является формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.

Именно на решение этих задач направлена программа и учебно-методический комплект по обучению детей татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» под редакцией З.М. Зариповой, успешно реализуемая в детских садах г.Казани. Дидактический материал к занятиям, сборники художественных произведений для чтения детям на татарском языке, анимационные сюжеты способствуют развитию умений у дошкольников воспринимать и понимать татарскую речь на слух, говорить по-татарски в пределах доступной им тематики и лексической дозы.

Весь материал УМК по обучению детей татарскому языку призван способствовать формированию у детей навыков общения в ситуациях, естественных для дошкольного возраста (ситуации в семье, в магазине, на экскурсиях и т.д.). Выполняя задания в рабочих тетрадях, дети аквизируют речемыслительную деятельность, поддерживают интерес к общению на татарском языке, усваивают грамматические формы, синтаксические конструкции и несложные образцы связной речи. Во время выполнения работы в тетрадях они повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. Организация продуктивного взаимодействия с родителями воспитанников, включая совместную работу в тетрадях, способствует повышению мотивации детей к обучению татарскому языку.

Основными формами обучения татарскому языку в дошкольных учреждениях является следующие: обучение детей в повседневной жизни и в непосредственно - образовательной деятельности. В повседневной жизни (во время прогулок, одевания, умывания, приема пищи и в других типичных ситуациях) дети естественным образом употребляют речевые образцы и следуют им, поэтому перед педагогами стоит задача ежедневно в своей речи употреблять и закреплять слова и словосочетания, пройденные на занятиях по обучению татарскому языку.

Поддерживать интерес ребенка к языковым явлениям в процессе образовательной деятельности помогает ярко и красочно оформленный наглядно-демонстрационный и раздаточный материал, аудио-видео записи. Использование аудиозаписи развивает речь и воображение ребенка. Дети с интересом ждут голоса знакомых персонажей Акбай и Мияу, рады слышать голоса новых участников: мамы, папы, бабушки, дедушки, мальчика, девочки и т.д. (мультфильмы и песни на татарском языке, карточки, картины) позволяет построить педагогу продуктивное общение с ребенком.

Одной из важнейших форм обучения детей дошкольного возраста является игра. Это эффективная и доступная форма деятельности при обучении русскоязычных детей татарской устной речи. В естественной обстановке дети учатся татарскому языку, усваивают лексическую дозу, отрабатывают правильное произношение специфических татарских звуков. В игровой деятельности дети приобретают навыки коммуникативного общения, построения диалога на татарском языке. Например, в сюжетно-ролевой игре «Кибеттə», дети примеряют на себя роли покупателя и продавца, обыгрывают ситуацию, которой они могут воспользоваться в жизни. Диапазон слов велик: дети закрепляют слова приветствия и прощания (исəнмесез, сау булыгыз, рəхмəт), обращения, что носит и воспитательный характер. Названия продуктов (бəрəңге, чəк-чəк. өчпочмак. чəй), вопросы (нəрсə кирəк?, нинди?, ничə?), цвета, количество предметов, позволяют формировать коммуникативное ядро речи.

Использование информационно-коммуникационных технологий помогает эффективно закреплять знания детей в повседневной жизни. Компьютер, интерактивная доска, аудио и видеозаписи - все это является неотъемлемой частью в обучении детей татарскому языку. Информационно-коммуникационные технологии способствуют активизации речемыслительной деятельности детей, развитию навыков итерактивного общения. Одной из задач в формировании коммуникативной культуры дошкольников является формирование навыков правильного произношения через слушание и воспроизведение аудиозаписи с татарскими народными песнями, музыкой и сказками. Все это привлекает внимание детей и обогащает их речь. Дети слышат слова, произносимые правильно, и их словарный запас увеличивается.

Особое внимание в детском саду занимает работа с родителями. Для них оформлен стенд с информацией об учебно-методическом комплекте по обучению дошкольников татарскому языку под ред. З.М. Зариповой, где они могут посмотреть, что дети изучают каждый день. Так же имеется информация о телепередаче на татарском языке «Әкият илендә», которая транслируется на канале ТНВ «Новый век» для детей дошкольного возраста в целях обучения разговорной речи. Передача представляет собой возможность совсем юным телезрителям вместе с родителями изучать татарский язык, начиная с самых его азов. Разработанные мини-словарики для родителей помогают дома закреплять пройденные слова и диалоги с детьми. Один раз в квартал проводится анкетирование с родителями для анализа работы по обучению детей татарскому языку. В детском саду также существует индивидуальное консультирование родителей для оказания своевременной помощи детям по овладению татарскому языку.

Нужно отметить и работу педагога с педагогическим коллективом ДОУ. С русскоязычными воспитателями проводятся занятия по татарскому языку, аналогичные занятиям с детьми, тренинги и практические занятия по закреплению содержания учебно-методического комплекта по обучению татарскому языку в режимные моменты, в игровой деятельности и т.д. Благодаря тому, что каждая группа оснащена компьютерным оборудованием, еженедельно готовятся презентации на предстоящие темы и воспитатели каждой возрастной группы используют их для просмотра и закрепления новых слов и словосочетаний. Совместно с музыкальным руководителем готовятся двуязычные утренники и праздники.

Таким образом, учебно-методический комплект по обучению детей татарскому языку обеспечивает взаимосвязь воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач в процессе образования детей дошкольного возраста. Он направлен на сотрудничество семьи и детского сада в обучении ребенка татарской речи.


Занятия в детском саду №190














  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152