Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Дошкольная академия

Личность воспитателя в инклюзивном пространстве

Яруллина Гульназ Фердинантовна, заведующая МАДОУ «Детский сад №13» Приволжского района г.Казани,
Яковлева Елена Людвиговна, заведующая кафедрой философии, доцент, д. филос. н., к. культурологии,
Институт экономики, управления и права (г.Казань).

Глобальные проблемы современности, не решенные до сих пор, подвели человечество к такому состоянию, где понятие «нормы» в отношении, например, здоровья, смещается в сторону какой-либо «патологии». В современном обществе огромное число людей имеют проблемы со своим психофизическим состоянием, какие-либо отклонения от нормы, группу инвалидности (нередко «ребенок-инвалид») и др. В связи с этим в последнее время активно обсуждаются концепции, связанные с внедрением и распространением инклюзии: она считается одной из важнейших задач государственной политики в области образования.

Именно инклюзия, благодаря своей гибкой организации образовательного процесса, способна предоставить для людей, попавших в трудные жизненные обстоятельства и имеющих разного рода проблемы, адекватную форму обучения. В связи с этим, инклюзивное воспитание и образование опирается на социальную модель, в основе которой реализует себя идея включающего общества, строящего отношения, пытающегося понять и содействовать социальной практике Других/нетипичных, непохожих.

Обращение к инклюзии в современности не случайно. Дело в том, что традиционная система образования Других/нетипичных в специальных, нередко закрытых, образовательных учреждениях не рождает «социальную ситуацию развития» (по Л.С. Выготскому). В таких условиях у Других/нетипичных не формируются коммуникативные, познавательные и профессиональные умения, они оказываются изолированными от широких социальных контактов, предъявляя иждивенческие требования к социуму. Это не способствует проявлению Другого/нетипичного как самостоятельной личности, что сказывается в итоге на их не востребованности и отчужденности в обществе, дальнейшей изоляции и ощущению безысходности своего бытия.

В рамках инклюзивного пространства огромную роль играет личность воспитателя, который должен обладать высокой культурой, моральной устойчивостью и профессиональной компетентностью. Заметим, в процессе внедрения инклюзивного подхода к бытию [1] происходит взаимообмен: воспитатель учит обучаемых, а те, в свою очередь, учат воспитателя. Именно от личности воспитателя и его гибкого стиля руководства зависит психоэмоциональная атмосфера внутри группы, создается доступная среда обучения и взаимодействия, реализуются принципы благоприятной коммуникации, партнерства и сотрудничества. Воспитатель, внедряя идеологию инклюзии, должен руководствоваться высокими моральными принципами. Он должен проявлять гуманность, толерантность, милосердие, доброту, благопристойность, терпение и уважение к Другому/нетипичному, не теряя чувства меры и самообладания. Воспитатель инклюзивной группы не должен забывать, что именно на нем лежит ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное здоровье обучаемых, поэтому он содействует благоприятному микроклимату. Любая его информация должна быть позитивной, не принижающей личность. Он должен быть беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем обучаемым, укрепляя их самоуважение и веру в свои силы, показывая им возможности совершенствования. Более того, воспитатель поощряет в своих воспитанниках развитие самостоятельности, желание сотрудничать и помогать Другим/нетипичным. Главная его задача выслушать и понять мнение Другого/нетипичного, выстраивая компромиссную модель поведения. В целом, в рамках инклюзивного образования этический облик воспитателя как наставника, старшего товарища очень важен. Он должен сочетать в себе благородство в помыслах, словах и поступках, быть преданным своему делу и искренним с обучаемыми.

Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет. Одна из основных ошибок родителей в воспитании детей-инвалидов заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском садике за ним не будет должного ухода. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Конечно, речь идет о тех детях, состояние здоровья которых позволяет посещать дошкольные учебные заведения.

В нашем детском саду воспитываются Другие/нетипичные дети. Данные дети, как и все остальные, воспитываются в здоровой, доброжелательной, стабильной среде, что едва ли могло бы быть достигнуто в коллективе, в котором собраны исключительно дети, имеющие аналогичные физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы. С помощью воспитателей, психолога, учителей-логопедов, музыкальных руководителей эти дети с легкостью приспосабливаются к обычной жизни. Разработка проблемы инклюзивного дошкольного образования показывает, что главным направлением в деятельности детского сада становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных программ обучения. В данной модели могут гармонично сочетаться развивающие и коррекционные подходы в обучении. Небольшой опыт работы показывает, что дети, получавшие воспитание вместе со здоровыми детьми, способны к дальнейшему успешному включению в общество. Необходимо понять, что включение – это не интеграция, это более широкое понятие:

• Дети живут вместе в обычной группе детского сада;

• Специалисты помогают детям;

• Обычные группы изменяются.

Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка.

• Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные.

• Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.

Правила инклюзивного образовательного учреждения:

• Все воспитанники равны в детском сообществе.

• Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня.

• Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников.

• Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования.

• Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника.

• Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса.

• Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности.

Профессиональные качества педагога, осуществляющего инклюзивное воспитание и развитие:

• Он достаточно гибок.

• Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы в работе с ребенком.

• Он уважает индивидуальные различия.

• Он умеет слышать советы коллег и применять рекомендации членов коллектива.

• Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в группе.

Инклюзивное образование расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов преподавания, разработки учебных программ, которые были бы максимально эффективны для всех детей.


Литература:

1. Яковлева, Е.Л. Инклюзивный подход к бытию: Научно-методическое пособие. – Казань: Познание, 2014. – 60 с.

2. http://detskisad-1.klasna.com/ru/site/inkliuzivnoe-obrazovanie.html















  • Сертификаты:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152