Возняк Елена Леонидовна, заведующая библиотекой МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 120
с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г.Казани
Современный этап библиотечного дела России имеет ряд особенностей, которые обозначили необходимость качественно новых подходов к проблемам совершенствования управления школьными библиотеками. Сегодня, когда происходит внедрение ФГОС, школьная библиотека востребована как многофункциональное структурное подразделение образовательных учреждений, миссия которой выходит далеко за пределы простого удовлетворения потребности в чтении. Именно школьной библиотеке отводится роль в умении научить учащихся быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.[4]
Особое значение в этих условиях приобретает изучение и внедрение стратегического планирования работы библиотеки. Стратегическое планирование – планирование, которое в высокой степени отвечает современным особенностям развития библиотеки, опирается на человеческий потенциал, ориентирует всю библиотечную деятельность на читательские потребности, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в библиотеке, отвечает требованиям внешней среды и позволяет стабильно функционировать, что в совокупности дает возможность библиотеке развиваться в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих основных целей. [8]
Как показывает опыт, существующая практика стратегического планирования деятельности школьной библиотеки малоэффективна. Процесс планирования носит формальный характер, используются многолетние консервативные схемы, не учитываются объективные факторы влияния внешней и внутренней среды.
Понятие стратегического управления, зародившееся за рубежом в 60 –е годы в стремлении развить текущее управление и управление, осуществляемое на высшем уровне, прошло заметный эволюционный путь. На начальных этапах формирования стратегического управления стратегия характеризовалась «как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности» - автор данного определения Игорь Ансофф. [8] Начиная с 80 –х годов он формирует новый подход к понятию «стратегия». Понятие «стратегическое управление» четко опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует всю деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременное изменение организации, отвечающие требованиям внешней среды, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе. [14]
Стратегическое планирование обеспечивает решение трех комплексных управленческих стратегических задач:
1.Установление реальных возможностей библиотеки – определяются сильные и слабые стороны библиотеки, ее финансовое состояние, оценивается уровень трудовых ресурсов, наличие портфеля новых разработок.
2. Установление реальных целей - оцениваются внутренние и внешние факторы, влияющие на деятельность библиотеки, определяются цели и ограничения в их осуществлении.
3.Установление способов достижения цели – в общих чертах и конкретно определяются основные задачи, ресурсы, оцениваются затраты; намечается, что должны сделать сотрудники для выполнения поставленных целей. [8]
Важность стратегического плана заключается в том, что он позволяет объективно оценить ситуацию, в которой находится библиотека, пути будущего развития, определить, что нужно сделать сейчас, что в ближайшем будущем, а что в течении нескольких лет, какие мероприятия следует осуществить, чтобы достичь намеченные цели. [8] Стратегический план помогает определить состояние внутренней среды библиотеки и внешнего окружения, составить реалистичное и ясное представление о перспективах, четко сформулировать цели и задачи библиотеки, четко осуществлять контроль деятельности. Другими словами, стратегическое планирование ориентирует библиотеку на решение будущих и настоящих проблем, не дожидаясь, пока они станут кризисными. [9]
Первая всемирно известная книга о стратегическом планировании для библиотек была написана американским специалистом Д. Риггсом в 1984 году. Он констатировал, что стратегическое планирование ориентируется на будущее развитие библиотеки и поэтому приобретает особую важность в условиях нестабильности внешней среды. [3] В отечественном библиотековедении подходы к стратегическому планированию разработаны Н.И. Тюлиной. Она справедливо отмечает «возрастание важности стратегического планирования в современных российских условиях, связанное, с одной стороны, с неуклонным усложнением информационных потребностей общества, непрерывным ростом цен на документы, необходимостью модернизации технологической базы и, с другой стороны, с недостаточностью ресурсов на осуществление необходимых изменений, что требует четкого определения целей библиотеки и установления наиболее рациональных путей их достижения через распределение и использование имеющихся ресурсов". [11]
На современном этапе к стратегическому планированию переходит все больше библиотек. Растет число публикаций, отражающих опыт стратегического планирования. В среднесрочной программе ИФЛА стратегическое планирование включено в число важнейших проблем библиотечного дела. [5]
Базисные принципы, которые лежат в основе стратегического планирования, сводятся к следующему:
- тесная связь с государственной политикой; соответствие приоритетам, которые проявляются в сочетании с государственной стратегией в социальной, информационной, культурной сферах;
- преемственность поколений, взаимосвязь между прошлым и будущим, что проявляется в сочетании выполнения основных функций и рационального введения в работу новых технологий, обеспечивающих взаимосвязь традиционного и инновационного. [13]
Иногда отечественные библиотековеды отождествляют стратегическое планирование с долгосрочным перспективным планированием. Однако стратегическое и перспективное планирование принципиально отличаются по трактовке будущего. [14]
Система стратегического планирования включает несколько ступеней или шагов. Первоначальная стадия разработки стратегического плана связана с выбором целей библиотеки, среди которых различается основная общая цель (т.е. ради чего существует данная библиотека), называемая миссией. Миссия показывает, что намерена библиотека предоставить пользователям, с одной стороны, и своим сотрудникам, с другой, формой выражения миссии, как правило, является устав библиотеки или другой аналогичный документ, в котором руководство определяет цели деятельности и доводит эти идеи до всех библиотекарей и читателей. Миссия определяет статус библиотеки, указывает ориентиры для обозначения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Миссия школьной библиотеки состоит в информационном обеспечении преподавателей и учащихся; обучение пользователей основам информационной культуры.
На основе миссии устанавливаются и формулируются общебиблиотечные цели. Для того чтобы цели действительно служили ориентирами развития библиотеки, они должны обладать следующими характеристиками: конкретностью, измеримостью, ориентированностью во времени, достижимостью. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для оценки хода работ и последующих решений. Такие цели выступают мощным мобилизующим стимулом. [12]
После установления целей следует диагностический этап стратегического планирования. Диагностическое исследование внутренних проблем называется управленческим обследованием. Это — систематическая оценка функциональных зон библиотеки для выявления ее сильных и слабых сторон. Для руководителей, разрабатывающих стратегический план, важно проводить управленческое обследование в рамках такой структуры, которая бы обрисовывала всю ситуацию в целом.
Широко признанным подходом при анализе среды является метод SWOT. Аббревиатура SWOT обязана своим происхождением четырём англоязычным словам: сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunity) и угрозы (threat). Именно на них и строится SWOT-анализ. SWOT-анализ включает в себя анализ ситуации внутри библиотеки, а также анализ внешних факторов и ситуации в информационной индустрии. Все данные впоследствии сводятся в одну таблицу, состоящую из четырех основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы. Такую таблицу также называют матрицей SWOT-анализа. [10]
По результатам анализа расположенных в таблице данных составляется список возможных действий для нейтрализации слабых сторон библиотеки, в том числе за счет сильных; разрабатываются возможные варианты развития библиотеки при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т. д. [ 7 ] Сильные и слабые стороны рассматриваются с позиции пользователей библиотеки, что подводит реальную основу под решения о распределении ресурсов и помогает библиотеке извлечь максимум пользы из имеющихся возможностей.
В качестве примера предлагаю SWOT – анализ библиотеки «Средней общеобразовательной школы № 120 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г.Казани:
Внутренние факторы | |||
Сильные стороны | Сила и возможности | Сила и угроза | |
Квалифицированный, компетентный персонал библиотеки: профильное образование, стаж работы 19 лет. | Качественное выполнение библиотечно-информационного обслуживания | Один специалист не может охватить все направления работы библиотеки | |
Поддержка директора и администрации школы | Поддержка и применение инновационных форм работы. | Недостаточная компетентность администрации в библиотечных процессах | |
Центральное расположение помещения библиотеки | Доступность для педагогов и учащихся | Возможность проведения уроков в читальном зале (использование не по назначению) | |
Хорошее техническое оснащение, Интернет | Возможность новых форм и методов работы | Быстрое устаревание техники | |
Наличие программного обеспечения: Автоматизированная информационно-библиотечная система "МАРК-SQL ". | Автоматизация библиотечных процессов | Загруженность библиотекаря и невозможность полной автоматизации при отсутствии данных всего фонда в электронном каталоге | |
Тесное сотрудничество между учителями, детской библиотекой филиал № 19 | Максимальное использование потенциала библиотеки | Возможность преобладания педагогической составляющей работы библиотеки | |
Хороший СБА библиотеки | Качественное удовлетворение запросов пользователей | Быстрое устаревание некоторой информации | |
Достаточно хорошо развитая информационная культура пользователей | Разнообразие библиотечно-библиографических услуг | Невозможность охватить все формы работы (необходимы приоритетные направления) | |
Слабые стороны | Слабости и возможности | Слабости и угрозы | |
Отсутствие стратегического видения | Наличие только текущего планирования | Потери данных по динамике развития библиотеки | |
Отсутствие планомерного комплектования фонда | Возможность развития платных услуг | Несоответствие фонда потребностям пользователей | |
Несоответствие фонда потребностям пользователей | Списание устаревшей литературы | Снижение книговыдачи | |
Неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии | Привлечение спонсоров, применение платных услуг | Невыполнение ряда запланированных мероприятий | |
Слабый имидж | Развитие рекламы | Отсутствие профессиональной квалификации в области рекламы может привести к антирекламе | |
Отсутствие дополнительных штатных единиц | Выбор приоритетных направлений работы | Невозможность охватить все направления работы библиотеки | |
Внешние факторы | |||
Благоприятные возможности | Факторы угрозы | ||
Хорошее территориальное расположение в микрорайоне | Изменение информационных потребностей населения | ||
Работа с дополнительными группами населения | Неблагоприятная политика государства | ||
Дифференцированность услуг | Приход новых конкурентов | ||
Внедрение в новые сферы деятельности | Ограничение узкой сферы деятельности | ||
При проведении swot - анализа определились сильные стороны внутренней среды библиотеки: квалифицированный персонал библиотеки; поддержка администрации школы, хорошее техническое оснащение, Интернет; наличие автоматизированного программного обеспечения; тесное сотрудничество с детской библиотекой; хорошая информационная культура пользователей; неплохой СБА библиотеки. Слабые стороны внутренней среды библиотеки: отсутствие стратегического видения; отсутствие планомерного комплектования фонда; несоответствие фонда информационным потребностям пользователей; слабый имидж; отсутствие и невозможность введения дополнительных штатных единиц.
Проведенный анализ позволяет руководству принять следующие меры: ввести новые услуги, найти партнеров и спонсоров для финансовой помощи библиотеке, финансировать необходимые изменения за счет грантов и проектной деятельности. [10]
Таким образом, после проведения управленческого обследования, включающего анализ функциональной деятельности, финансовых, материально-технических, документных, информационных, человеческих ресурсов, состояние организационной культуры, выявление сильных и слабых сторон, взвешивание фактов по степени важности, руководство способно привести внутренние силы в соответствие с внешними моментами. [9]
После проведения анализа наступает этап выбора стратегии. На этом этапе принимается решение по поводу того, как и какими средствами добиваться поставленных целей. Выбор стратегии – отнюдь не составление плана деятельности, а выбор приоритетных направлений, по каким будет развиваться библиотека, какое место она займет в инфраструктуре школы, исходя из проведенного анализа конкретной ситуации библиотеки и ее специфики работы. [6]
В качестве примера предлагаю стратегические цели библиотеки «Средней общеобразовательной школы № 120 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г.Казани:
Основные стратегические направления:
1.Комплектование библиотечного фонда соответствующего информационным потребностям пользователей.
2.Совершенствовать представляемые библиотекой библиотечно-библиографические услуги в аспекте культурного и языкового разнообразия на основе внедрения новых информационных технологий. Регулировать, в случае необходимости, быстро изменять номенклатуру и содержание своих услуг.
3.Улучшить материально-техническую базу, автоматизировать библиотечно-информационные процессы, провести интеграцию в Интернет.
4.Формирование положительного имиджа библиотеки путем распространения информации о библиотеке и ее ресурсах посредством выставок, общения с учителями, учениками и других видов PR и маркетинговой деятельности.
5 Системный мониторинг информационных потребностей пользователей и оценка качества библиотечной работы.
6.Повышать квалификацию библиотечного персонала
Для достижения каждой конкретной цели будут поставлены следующие задачи дальнейшего развития библиотеки.
Цель 1. Комплектование библиотечного фонда соответствующего информационным потребностям пользователей | ||
Задачи | Плановый период | Ответственный |
Разработать Положение о платных услугах библиотеки | 2014 год | Заведующая библиотекой |
Изучить и проанализировать фонд с целью изъятия устаревшей, ветхой литературы. Списать устаревшую отраслевую, художественную литературу. | Ежегодно до 2016 год | Заведующая библиотекой |
Разработка механизма формирования фонда литературы по предметам, блокам дисциплин. | 2014 год | Заведующая библиотекой |
Увеличить фонд художественной литературы на 50%, отраслевой – 40%. | 2014 – 2018 гг. | Заведующая библиотекой |
Привлечение родительской общественности, спонсоров к проблемам комплектования фонда | 2014 – 2018 гг. | Администрация школы, заведующая библиотекой. |
Участие в муниципальных проектах, грантах, акциях в целях изыскания дополнительных средств Количество целевых программ, проектов – 10 | 2014 – 2018 гг. | Администрация школы, заведующая библиотекой |
Таким же образом прорабатываются все стратегические цели.
Далее в стратегическом плане четко определяется контроль за выполнением задач и прописываются итоги реализации плана.
Оценить стратегический план можно с помощью следующих критериев:
1.Миссия библиотеки:
— четко определена, отвечает современной ситуации (потребностям аудитории, социально-экономической ситуации и т.д.).
2. Стратегические цели:
— конкретны и измеримы, ориентированы во времени, достижимы;
— предусмотрено изменение ситуации.
3. Анализ внешней ситуации:
— оценка изменений, воздействующих на разные аспекты текущей стратегии;
— определение факторов, представляющих угрозу текущей стратегии;
— определение факторов, представляющих новые возможности для библиотеки.
4.Анализ внутренней ситуации (сильные и слабые стороны):
— выявление сильных и слабых сторон;
— определение зон, требующих немедленного внимания;
— оценка необходимых ресурсов библиотеки;
— приведение внутренних ресурсов в соответствие с внешними угрозами и возможностями.
5. Анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии:
— повысит ли выбранная стратегическая альтернатива долгосрочную эффективность организации, является ли выбранная альтернатива определенной и однозначной;
— учтены ли при выборе стратегии факторы риска, времени и т.д.
6. Стратегия развития библиотеки:
— выполнимы ли намеченные мероприятия, приведут ли они к качественным изменениям в библиотеке;
— предполагают ли они расширение библиотечных услуг.
7. Реализация стратегий:
—тактика со стратегией согласована, выработанная политика будет способствовать достижению целей;
—процедуры и правила прописаны четко.
8. Управление реализацией стратегического плана:
— практическая обоснованность;
— бюджет как метод достижения целей. [3]
Главное преимущество стратегического планирования состоит в том, что оно является полным и компетентным руководством к действию. Стратегический план помогает руководителям принимать верные решения, ставить цели своим подчиненным, и осуществлять контроль над их достижением. Однако процедура стратегического планирования для многих остается сегодня не до конца разработанной, несмотря на обилие, научно-методического материала в печати и специальной научной литературы. Многие руководители считают подобное планирование слишком сложным и малоэффективным.
Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько стремительным, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. [1] То есть, стратегическое планирование, соответственно, должно быть направленным на поиск возможностей развития, которые затем оцениваются по методу реальных возможностей. В этом состоит первый, основополагающий аспект современного подхода к стратегическому планированию. Однако ключевая идея стратегического планирования состоит не в разработке стратегии или стратегического плана, которые описывали бы деятельность организации в будущем; смысл в том, чтобы выявить, проработать и оценить все имеющиеся возможности развития организации и спланировать их реализацию. [3]
Обобщая сказанное, выделим несколько отличительных особенностей стратегического плана - трактовка будущего в плане (продолжительный период), органичная связь со всей системой управления, обеспечение нововведений и организационных изменений, отражение результатов, а не перечисление мероприятий.
Стратегический план - это наиболее эффективный вид планирования. Реализация такого вида планирования требует от руководителя библиотеки и подчиненных достаточного уровня знаний и опыта, умения увидеть проблемы и способы их устранения. Особо хотелось бы подчеркнуть, что при этом необходимо учитывать реальные возможности и специфику работы каждой конкретной библиотеки. Иначе, такое планирование может стать бесполезными мечтами, а не результатом роста.
Качественный стратегический план позволит библиотеке гибко реагировать на изменяющиеся условия динамично развивающейся среды, тем самым повысит уровень информационно - библиотечного обслуживания, выведет библиотеку на новые рубежи социального взаимодействия.
Список литературы:
1. Багрова И.Ю. Стратегический менеджмент: опыт национальных библиотек Европы: Международный семинар в РГБ / И.Ю. Багрова // Библиотековедение. – 2003. - № 5.- С. 84 -89.
2. Иванова Е.В. Школьные библиотеки в информационно-образовательной среде: практическое пособие / Е.В. Иванова. – СПб. : Профессия, 2009. – 240 с.- (Школьная библиотека XXI век).
3. Ильяева И.А., Маркова В.Н. Стратегическое управление библиотекой: Учебно-методическое пособие / И.А.Ильяева, В.Н. Маркова. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 51-57
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишнов. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.- (Стандарты второго поколения).
5. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек: текст и рекомендации по использованию / ИФЛА; пер. с англ. Э. Азгальдова; вступительная статья О.К. Громова. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 6).
6. Смолина, Е.В. Пора принимать решение?: Инновационный подход к управлению / Е.В. Смолина // Библиотечное дело. – 2003. - № 4.- С.21-24.
7. Современные методики делопроизводства в библиотеке : учеб.-метод. пособие. – М.: Либерея, 2004. – 126 с. -( Серия «Библиотекарь и время»; № 3).
8. Суслова, И.М. Стратегическое управление библиотекой / И.М. Суслова. – М.: МЦБС, 2008. – 256 с.
9. Суслова И.М., Кармовский В.В. Диверсификация библиотечного менеджмента: лекция для студентов библ.-информ. факультетов / И.М. Суслова, В.В. Кармовский. – М.: МГУКиИ, 2001. – С. 41 – 55.
10. Тарачева, О.В. SWOT- анализ как инструмент планирования. Матрица состояния: к самостоятельной работе / О.В. Тарачева // Библиотечное дело. - 2007. - № 11. - С.32 - 33.
11. Тюлина, Н.И. Стратегическое планирование / Н.И. Тюлина // Библиотековедение. – 1994. - № 3. – С.21 - 24.
12. Фенелонов, Е.А. Формирование дерева целей как основа составления стратегического плана крупной библиотеки / Е.А. Фенелонов // Библиотековедение. – 1996. - № 6 . – С.36 - 56.
13. Цыганова, Н.Н. Библиотечная инноватика: приоритеты XXI века/ Н.Н. Цыганова // Через библиотеки – к будущему: сб. материалов конференции Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»: в 2 ч. Ч.2.- М.: Школьная библиотека, 2004. – С. 523 - 527.
14. Чернякова, Ю.Ф. Стратегическое планирование в ЦБС / Ю.Ф. Чернякова // Библиотека. – 1997. - № 11. – С.23 – 26.