Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Школьная библиотека

Медиацентр как «точка роста» информационно – технологического пространства образовательного учреждения

Гаврильчева Татьяна Александровна, заместитель директора по информатизации,
Каплан Алевтина Олеговна, заведующая библиотекой
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №146» Ново-Савиновского района


Через эффективную деятельность медиацентра школы – к качественному образованию, от качественного образования – к качеству жизни.


Задача руководителя – обеспечить учащимся и учителям условия для свободного выбора методов, форм, средств развития личности, а в известных пределах – целей и содержания учебно – воспитательной деятельности.

Решение этой задачи – в процессе преобразования школьной библиотеки, которая играет важную роль в школьном едином информационно – образовательном пространстве, в медиацентр.

Его работа может быть максимально эффективной только в тесном взаимодействии со всеми элементами школьной инфраструктуры.

Хотелось бы рассказать о тех шагах, которые школа №146 делает в направлении создания собственного медиацентра.

Работая над проектом школьного медиацентра, мы понимали, что для его успешного функционирования необходимо иметь:

1. Библиотеку с читальным залом.

2. Компьютерный зал с коллекцией CD – энциклопедий.

3. Фоно/видеотеку (со средствами индивидуального прослушивания и просмотра).

4. Единую систему каталогов.

5. Службу технической поддержки.

6. Локальную сеть с возможностью подключения к ней из любого помещения школы и с подключением к сети Интернет.

Возникла необходимость изменить требования:

- К формированию фондов, которые книжные собрания дополняют медиаресурсами;

- К работе с каталогом, который из карточного преобразуется в электронный; осуществление книговыдачи по электронной карте учащегося;

- К оснащению оборудованием, которое дополняет традиционные стеллажи и заменяет ящики для формуляров компьютером с соответствующим программным обеспечением и информацией;

- К обслуживанию участников образовательного процесса – учителей, учащихся, администрации школы и родителей – которое существенно меняется в условиях библиотеки, которая расширяет стены обычного места хранения и выдачи книг до места эффективной деятельности с информацией на различных носителях, до предоставления соответствующих условий для реализации самостоятельности учащихся в обучении, для их познавательной, творческой (креативной) деятельности с широкой опорой на коммуникацию.

При создании медиацентра в нашей школе учитывался принцип многофункциональности (зал – трансформер, преобразующийся в конференц – зал с видеотрансляцией).

Площади школьного библиотечного медиацентра условно можно разделить на отдельные функциональные элементы – рабочие зоны, которые объединяются в одну общую медиасистему обслуживания потребителей:

- Зона абонемента и справочной службы;




- Зона индивидуальной работы с книгой;




- Зона работы с периодикой;

- Зона работы с медиаресурсами;

- Зона для групповых занятий (как учащихся, так и учителей).




В медиацентре созданы все условия для проведения массовых мероприятий с детьми:

- Уроков информационной культуры;

- Устных журналов к юбилейным датам писателей и поэтов;

- Читательских конференций;

- Литературных викторин.

Зона для групповых занятий медиацентра оснащена экраном и проектором, что позволяет сопровождать массовые мероприятия для привлечения школьников к чтению слайд – презентациями. Ребята с большим интересом воспринимают информацию, которая отражена на экране в виде слайдов. Победители различных викторин и конкурсов на звание лучшего читателя всегда получают призы и фотографируются на фоне книжной выставкой, подготовленной к мероприятию.

С февраля 2012 года в медиацентре осуществляется автоматическая книговыдача по электронным картам. Автоматическая библиотечно-информационная система (АБИС), установленная в нашей школе, состоит из четырех модулей: «Каталогизация», «Книговыдача», «Книга суммарного учета», «Справочники».

1. «Каталогизация» - модуль, с помощью которого создается и ведется электронный каталог библиотеки. Модуль содержит удобную поисковую систему. Книгу можно искать по автору, заглавию или коду ISBN. Таким образом, пользователь получает возможность оперативно получить информацию о наличии издания в фонде библиотеки. Кроме этого он сразу получает информацию на полке нужная книга или у другого читателя. Если книга выдана, то система моментально дает ответ, кому выдана и когда.

2. «Книговыдача» - модуль, с помощью которого осуществляется выдача книг. Автоматизированное рабочее место библиотекаря оборудовано двумя сканерами для считывания штрих – кодов электронных карт читателей и индивидуальных штрих-кодов книг и журналов. Это дает возможность библиотекарю очень быстро обслуживать читателей. Сначала происходит идентификация читателя путем считывания штрих-кода его электронной карты стационарным сканером. Библиотекарь видит на мониторе фотографию и электронный формуляр читателя. Электронный формуляр содержит данные о пользователе. Рядом с данными библиотекарь видит количество изданий, полученных в предыдущие посещения и наличие задолженностей. Затем путем считывания индивидуального штрих-кода книги ручным сканером проводится идентификация книги и регистрация ее выдачи в электронном формуляре читателя. Таким образом, АБИС получает информацию о том, что конкретный экземпляр издания был выдан конкретному пользователю медиацентра на определенный срок. В конце учебного года библиотекарь может автоматически создать и сохранить таблицу по всем задолженностям читателей, распечатать на принтере и раздать классным руководителям. Это также способствует экономии времени библиотекаря, так как не надо создавать такие списки по классам вручную.

3. «Книга суммарного учета» - модуль, который состоит из трех частей. Все части КСУ заполняются автоматически при создании электронной каталожной карточки на каждую книгу. Первая часть «Поступление в фонд» содержит ежегодную информацию о датах поступления литературы, количестве экземпляров и ее стоимости по накладным. Вторая часть «Выбытие из фонда» содержит ежегодную информацию о датах выбытия, причинах выбытия, количестве экземпляров и сумме по актам. Третья часть «Итоги движения библиотечного фонда» содержит итоговую информацию по каждому году. В модуле «КСУ» находятся все инвентарные книги: «Инвентарная книга», «Инвентарная книга подаренных книг», «Инвентарная книга журналов», «Инвентарная книга CD-ROM».

4. «Справочники» - модуль, который автоматически показывает полную информацию по библиотечному фонду на текущий момент, то есть общее количество экземпляров книг по инвентарным книгам и их общую стоимость.

Вся информация, которая вводится в АБИС, сохраняется на школьном сервере.

Мы стремимся, чтобы медиацентр удовлетворял постоянно изменяющимся потребностям всех участников образовательного процесса:

Для учащихся:

- Поиск информации для решения учебных задач;

- Участие в образовательных сетевых инициативах (олимпиадах, викторинах, конкурсах);

- Публикации своих творческих работ в виде веб – страничек, статей в школьной газете, в виде репортажей – в школьной телестудии;

- Работа на электронных тренажерах, с электронными репетиторами, справочниками.

Для учителей:

- Выбор необходимой литературы, медиасредств, учебных интернет – ресурсов;

- Подбор медиаобъектов для создания собственных презентаций;

- Обмен опытом в педагогических сообществах;

- Организация работы школьников в образовательных интернет – проектах, конкурсах, конференциях;

- Консультации на сайте школы для родителей и учащихся.



  • Сертификаты:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152