Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Практика обучения

Современное образование и его реализация на примере организации исследовательской деятельности учащихся

Чугунова Татьяна Борисовна, учитель биологии и географии «СОШ №143»
Ново-Савиновского района г.Казани

«Не нужно доказывать, что образование –
самое великое благо для человека.
Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны»
Н.Г. Чернышевский


Высказывание Н.Г. Чернышевского, написанное им более ста лет назад, несмотря на временной интервал, очень точно характеризуют значимость образования. Какое обучение мы можем сегодня назвать современным, идущим в ногу со временем нано технологий, глобальной компьютеризации, перемен и переворотов в политике, в экономике, в образовании? Попытаюсь ответить на данный вопрос.

Мы живем в правовом государстве, которое гарантирует непрерывное и бесплатное школьное образование. Стремительное развитие науки и техники вносят в образование свои коррективы. За последние 10 лет школьнику можно было полученные знания применять в жизни, на практике, но сейчас этого не достаточно. Выпускник 2014, 2015 годов должен учиться получать всё новые и новые знания на протяжении всей жизни. Чтоб стать востребованным на рынке труда современный человек должен учиться всю жизнь.

Вот какое определение образования приводится в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» с поправкой на 2013 год: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или)профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Иными словами роль современного образования – обеспечить детей необходимыми функциональными знаниями и грамотной адаптацией в социальной среде на основе приобретения компетентностного опыта в процессе учения ,личного саморазвития, ценностных ориентиров в выборе профессии и вовлечение их в различные виды ценностной деятельности. Всё это определяет и цели обучения современного биологического образования в рамках перехода на ФГОС нового поколения .

В средних общеобразовательных учреждениях обучение биологии в 2011-2014 учебном году осуществлялось в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» во второй и третьей редакциях.

3. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования).

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html.).

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/.

4. Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобразования России от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования).

http://www.ed.gov.ru.

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/.

5. Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений на 2013-2014 учебный год .

6. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/.

7. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов.

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/.

8. Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/.

9. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»).

http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m822.html.

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/6572/.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).

11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.11.2008 № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования».

http://mon.gov.ru/dok/akt/5128/.

12. Аналитические отчеты ФИПИ по результатам ЕГЭ – 2010, ЕГЭ-2011.

http://www.fipi.ru.

13. Аналитические отчеты ФИПИ по результатам ГИА-9 – 2010, ГИА-9 – 2011.

http://www.fipi.ru.

14. Материалы VI съезда Всероссийского педагогического собрания, 31.05.11. Выступление В.В. Путина.

15. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».


В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться, самостоятельно добывать знания.

Среди ведущих перспективных направлений современного образования следует назвать:

− обновление естественнонаучного образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1879);

− реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования;

− совершенствование содержания и технологии проведения ГИА и ЕГЭ по предмету;

− организация работы с одаренными детьми через индивидуальную работу, факультативные занятия, элективные курсы, спецкурсы, а также обучение в заочных школах ведущих вузов страны.

Современное обучение биологии отражает задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение и восстановление окружающей среды, природы и здоровья граждан. Особое значение в новом биологическом образовании отводится развитию экологической культуры, формированию общей биологической компетентности учащихся. С 2015 года средняя школа переходит на стандарты нового поколения, в которых особая роль в современном обучении отводится исследовательской и проектной деятельности учащихся с целью повышения мотивации и эффективности учебной деятельности и который, в отличие от существующего, большее значение придает поэтапному становлению ученика в качестве субъекта учебной деятельности на основе реализации концепции системно - деятельностного подхода. При этом возрастает роль экологического - нравственного образования, воспитания и проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Проектно-исследовательской деятельностью ученики 10-11 классов нашей школы занимаются с 2007 года. За это время через проектную деятельность прошло не одно поколение старшеклассников. В последние годы отмечаю, что интерес к исследованиям стали проявлять ученики 7-9 классов. О результатах исследований старшеклассников неоднократно рассказывала ученикам и отмечала, что эта работа не только расширяет кругозор, но и помогает успешной сдаче экзаменов. В качестве примера расскажу о исследовательской деятельности Королева Альберта ученика 7А класса МБОУ «СОШ №143» . В 2013-2014 учебном году Альберт стал победителем районной и городской научно-практической конференции школьников.

Тема работы: «Биотестирование как метод оценки токсичности среды на примере водных объектов Ново-Савиновского района г.Казани».

Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время общепризнана необходимость введения нового вида контроля качества вод - биотестирование на токсичность, - интегральный показатель, отражающий реальную картину токсического загрязнения водных объектов.

Цель экспериментальных исследований: биотестирование природных водных источников Ново-Савиновского района г.Казани с помощью тест-объекта Chironomus plumosus L.

Задачи, которые решаются в работе ученика заключаются в следующем:

1. Провести кратковременное биотестирование водных источников.

2. Обработать полученные результаты.

3. Сравнить полученные результаты и сделать вывод

В качестве объекта исследования Королёв Альберт выбрал водоёмы Ново-Савиновского района г.Казани (пруд в северо-восточной части Парка Победы, озеро на ул . Чуйкова (39 квартал).

В работе применялись методы БИОМОНИТОРИНГА :

1. БИОТЕСТИРОВАНИЕ - это использование живых организмов, специально помещаемых в данную среду (тест-объекты), биотестирование бывает кратковременным (оценка качества среды обитания и её отдельных характеристик по состоянию биоты в природных условиях и длительным (20 и более суток). Позволяет определить хроническое токсическое действие испытуемой воды на мотылей по снижению их выживаемости и плодовитости, отдельных характеристик по состоянию биотопы в природных условиях.

2. В основном Альберт использовал метод кратковременного биотестирования за 96 часов. Мотыль — личинки комаров рода Chironomus ,приобретённый в зоомагазине, помещался в 3 чашки Петри, в которые наливалась вода, взятая из проб двух водоёмов.

3. БИОИНДИКАЦИЯ - оценка качества среды. В результате выполнения работы Королёв Альберт установил процент выживаемости мотыля в естественных водоёмах антропогенных зон.


Определение токсичности образцов №1 и №2 с помощью Chironomus plumosus L.

Проба №1 отобрана в 15 часов 35 минут 13 июля 2013 год при следующих метеорологических условиях: погода ясная, безветренная. Температура + 280С, влажность воздуха 45% (Пруд в парке Победы).

Проба №2 отобрана в 14 часов 26 минут 14 июля 2013 год. Погода дождливая, ветреная. Температура + 250С, влажность воздуха 80% (озеро на ул. Чуйкова).




Смертность мотылей в опыте №1 составила 97% по отношению к контролю, что свидетельствует об острой токсичности среды (Пруд в северо-восточной части парка Победы).




Смертность мотылей в опыте, составило 33% по отношению к контролю. Это свидетельствует о том, что образец токсичен (озеро на ул. Чуйкова).





Смертность в пробе № 1 (пруд в северо-восточной части Парка Победы Ново-Савиновского района г.Казани) составила в среднем 97 % (тестируемая вода оказывает острое токсическое действие на мотылей). Следовательно, данная доза является для мотылей летальной. Это связано с тем, что среда в данной пробе – кислая (рН=4). При температуре +280 С в воде развиваются потенциально опасные микроорганизмы, подавляющие микробное самоочищение и самообеззараживание водоема. Водоемы с нарушенным микробиологическим самоочищением быстрее перенасыщаются неокисленной органикой и биогенными элементами, что приводит к изменению рН среды, а в последствии и к эвтрофикации водоема.

Практическая значимость

Данная работа показала, что наличие дополнительных мер обогащения водоемов кислородом, поддержание чистоты вокруг водоёма способствуют снижению токсичности воды.

Рекомендации

1. Повысить аэрацию водоема в парке Победы путем обустройства фонтана или системы фонтанов.

2. Регулярно проводить очистку прилегающей территории вокруг водоема.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (июнь 2013)

2. Практический (июль 2013)

3.Обобщающий (август - ноябрь 2014)

4. Информационно-просветительский (ноябрь – декабрь 2013).

Как мы видим, основным результатом проектной деятельности является формирование у учащихся метапредметных и предметных результатов, являющихся, по сути, новыми образовательными результатами. Метапредметные результаты представляют собой комплект инструментов ученика, необходимый ему стать субъектом современного образовательного процесса и добиваться эффективных предметных результатов. Необходимо отметить, что исследовательская деятельность школьников значительно отличается от научного настоящего исследования, когда учёные получают новые, до сих пор неизвестные или мало изученные результаты. Важный результат работы школьника в том, что он получает знания, новые и интересные для него самого, но которые уже известны для студентов или учёных. Такой подход к современному обучению биологии помогает формированию учебных универсальных действий (УУД), которые являются «инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса».

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться». Формирование универсальных учебных действий в основной школе является одним из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов образования.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2013 г.-М.:Эксмо,2013-208с.-(Актуальное законодательство).

2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. , Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя .3-е изд.-М.: Просвещение ,2013,-159 с.

3. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: - М.: Просвещение ,2011.-54 с.

4. Коробкин В.И., Передельский Л.В. «Экология в вопросах и ответах». Ростов н /Д: Феникс, 2006.-384 с.

5. Методическое руководство по биотестированию воды. РД 118-02-90, М.,1991.

6. Методика определения токсичности воды по смертности и изменению плодовитости дафний. ПНД Ф 14.1:2:3:4.3-99. М., 1999.

7. Методические указания по биотестированию сточных вод с использованием рачка дафния магна //Минводхоз СССР.- М.,1986.

8. Побегайло П.И., Новосадова Т.Г. Рекомендации по определению токсичности производственных сточных вод с использованием рачка дафния магна/ВНИИВОДГЕО. – М., 1983.

9. Савенков А.И. Путь в неизведанное.Развитие исследовательских способностей школьников.-М.,2005.

10. Федорос Е.И., Нечаеа Г.А. Экология в экспериментах. Библиотека элективных курсов.-Вентана Граф.2007.

11. Проблемы водной токсикологии: Межвузовский сборник. - Петрозаводск, 1984. – 120с.

12. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook101/01/part-003.htm

13. http://www.pokormiribok.com/blog/fish-feed/187.html



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152