Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Практика обучения

Семиотический подход в обучении физике

Сулейманова Альфия Сайфулловна, учитель физики МБОУ «Школа № 144»
Советского района г.Казани

Научный термин семиотика происходит от греческого слова «semeion», что в переводе звучит как «знак». Семиотика – это наука о знаках, которая с самого начала своего появления в начале XX века представляла собой надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Так же семиотика – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (естественные и искусственные языки), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие) [1].

Обращение к семиотическому подходу в обучении физике обосновано следующими причинами:

1. Большой объем дисциплины и ограниченность времени, отводимого на ее изучение. Эта проблема является типичной, - любой преподаватель жалуется на нехватку времени для освоения той или иной дисциплины.

2. Непонимание учащимися изучаемого материала - самая важная проблема, которая требует особого подхода к преподаванию физики.

Рассмотрим возможности преодоления указанных проблем.

1. Большой объем дисциплины при ограниченности времени на изучение предполагает изложение её содержания как системы сменяющих и дополняющих друг друга естественнонаучных картин мира.

Безусловно, очень важно использовать информационные технологии и разнообразные мультимедийные средства в процессе обучения.

Для лучшего понимания изучаемого материала очень часто приходится объяснять значение буквально каждого термина, наполняя его физическим смыслом, так как иначе учащиеся не могут их воспринять.

Как известно, развитие знаковых систем происходит от естественных к образным, затем к языковым, а далее – к системам записи и математическим кодам с постоянными и переменными знаками. Семиотический подход дает возможность выбрать нужный алгоритм изложения материала дисциплины - в процессе обучения необходимо использовать различные знаковые системы для представления одной и той же информации[2].

Текстовую информацию, содержащую множество новых, незнакомых терминов, учащиеся усваивают с трудом, но если использовать при этом видеоряд, дополнить текстовую (языковую) информацию образной, то ситуация существенно изменяется.Использование презентаций, созданных на основе принципов инфографики (организованная подача большого количества визуальной информации, отражающая соотношение предметов и фактов во времени, пространстве и отслеживающая тенденции в развитии темы [3]) повышает эффективность восприятия и понимания материала дисциплины.Примером может служить презентация из коллекции ЦОР КириллМефодий «Развитие взглядов на природу света»[4].

Эффективным способом усвоения материала является самостоятельный перевод учащимися информации из одной знаковой системы в другую. Как показывает опыт, если при изучении темы «Законы сохранения» объяснить, что формула




представляет собой перевод текста «В замкнутой системе сумма (Σ) импульсов (рi) всех тел (i =1,...,n) есть (=) величина постоянная (const)», то другие законы сохранения учащиеся уже могут написать самостоятельно (например, закон сохраненияэлектрическогозаряда:




Другим, не менее плодотворным приемом, является самостоятельное построение схем на основе текста материала, изложенного в учебнике. В этом случае учащемуся приходится многократно обращаться к одной и той же информации, то есть сразу повторять её, причем непроизвольно, не ставя себе такой задачи. Таким путем, кроме всего прочего, преодолевается негативная установка учащегося, нежелание повторять незнакомый материал.Учащимися данный материал можетбыть оформлен в виде опорного конспекта, тезисов, терминологического словаря, блок-схем, таблиц-классификаторов, выводов.

Семиотический подход хорошо соотносится с философской трактовкой принципа дополнительности Нильса Бора, в соответствии с которым ни одно сложное понятие не может быть выражено на одном-единственном языке. Для лучшего понимания сложной информации необходимо использовать взаимодополняющие формы её представления с применением различных знаковых систем; это существенно повышает эффективность ее усвоения.

Физика – наукаэкспериментальная, значит, в учениках мы должныформировать и развивать исследовательские и экспериментальные умения. Учащиеся должны научиться пользоваться экспериментальным оборудованием, формулировать цель эксперимента, выдвигать гипотезу, выстраивать цепочку действийпо ее доказательству или опровержению, искатьпути решения при возникновении затруднений, атакже оформлять полученные результаты в виде таблиц, диаграмм, что в семиотическом аспекте можно считать средством смысловой коммуникации.

Научить физике – значит, научить решать задачи. На данном этапе обучения формируются навыки анализа, выстраивания логики новых знаний. Решение задач оформляется в виде алгоритма: запись данных условия задачи; приведение единиц измерения физических величин к единой системе измерения; анализ задачи (каким физическим законом описывается данное физическое явление); символьная запись физического закона; нахождение неизвестных величин, используя условие задачи, либо другие закономерности выявленные при анализе задачи; оформление решения задачи в общем виде, подстановка данных; проверка правильности решения задачи. Использование подобных алгоритмов (блок-схем, условных обозначений, т.е. элементов семиотики) при решении задач, позволяет выстраивать при помощисимвольныхкоммуникаций связь между информацией и логикой, что и приводит к конечному результату – получению нового знания.

Методика преподавания школьного курса физики в России развивается по пути вооружения учащихся методами научного познания в единстве с усвоением знаний. Только при этом условии можно достичь активизации познавательной деятельности ученика на уроках.

Реализация семиотического подхода в обучении физике позволит сделать физику не сухой наукой, а инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем «мир вокруг нас».


Список литературы:

1. Соломоник А.С. Парадигма семиотики. Минск, 2006, [2]

2. Титова Е.Н. Семиотический подход. М., 2006, [1]

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Инфографика, [3]

4. http://km.edu.tatar.ru/, [4].



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152