Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Практика обучения

Применение ИКТ как условие повышения качества образования

Насибуллина Люция Мударисовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г.Ибрагимова» Московского района г.Казани

Повышение качества образования в школе 21 века невозможно представить без использования современных образовательных технологий, которые породили новые цели обучения. Они заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития духовно богатой, творческой, успешной личности учащегося, ее образного мышления, эмоциональной сферы, способную принимать нестандартные решения. Опыт использования ИКТ возник в условиях массовой общеобразовательной школы и связан с формированием информационной культуры школьников, которым предстоит жить и работать в информационном обществе с развитой сетевой и коммуникационной инфраструктурой, обеспечивающей быстрый доступ к информации, ее получение, использование, удовлетворение многих личностных и социальных запросов и потребностей.

Ещё в 2003 году на базе нашей гимназии проводились курсы повышения компьютерной грамотности. На них я научилась работать в программах Word, Excel, Rower Point. С большим увлечением составила свой первый презентационный проект по теме «Притяжательные имена прилагательные» для 7 класса, который и сейчас широко использую при изучении данной темы. В последующие годы были созданы и апробированы презентации по русскому языку: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных», «Буквы и-ы после ц», «Приёмы компрессии при подготовке к сжатому изложению», «Сочинение на лингвистическую тему: С2»; по литературе: «П.Коэльо – больше, чем писатель», «Человек должен следовать своей мечте?!» к урокам внеклассного чтения по романам Пауло Коэльо «Алхимик» и «Дьявол сеньорита Прим»; по внеклассной работе для цикла классных часов «Изучаем родной край» по программе «Мирас»: «Казанский кремль», «Герб, гимн, флаг РТ», «Конституция РТ» и другие. Достоинства презентаций – тезисность для выступающего и наглядность для слушателя. Используя компьютерную презентацию, можно показать портреты, фотографии, вставить цитаты. На экране могут быть даны определения, которые ребята отрабатывают в ходе урока, практические задания, материал для проверки знаний, справочный материал, различные таблицы. Такие программы делают урок интенсивным, насыщенным, красочным, усиливают эмоциональное воздействие на учащихся, способствуют лучшему пониманию материала. Использование презентаций достаточно органично вписываются в любой этап урока.

Сейчас проектной деятельностью активно занимаются и мои ученики, и ими созданы презентации по творчеству поэтов и писателей 19 - 20 веков («Мир А.С.Пушкина», «Судьба и личность Лермонтова», «Песнь о Есенине» и др.), которые успешно используются на уроках литературы при изучении данных тем. Со своими проектными работами они активно выступают на НПК. Например, Тарико Лилия (11А) стала победителем на Аксаковских чтениях за исследовательскую работу «Репрезентация казанского периода жизни и творчества С.Т. Аксакова» и призёром XIV Поволжской научной конференции имени Н.И.Лобачевского (2012-2103г.). Ахметшин Азат( 10 кл.) стал победителем республиканской НПК «Юный программист» (2013-2014г.)

Наличие в кабинете компьютера с мультимедийным проектором, интерактивной доски и Интернета даёт возможность проводить уроки с компьютерным сопровождением. Они строятся с использованием электронных учебников и пособий, обучающих и прикладных программ. Большой опыт накоплен по проведению уроков контроля знаний учащихся: уроки-зачеты, тестирование по различным темам, словарно-орфографические диктанты, контрольные диктанты и другие. Использую как готовые пакеты контролирующих программ и программ-тренажеров («Фраза», «Кирилл и Мефодий»), так и собственные, составленные мною с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы. Информатизация учебного процесса позволяет осуществлять компьютерное тестирование знаний учащихся, что особенно актуально при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. Например, применяемое мною на уроках русского языка компьютерная программа «Интерактивная линия» - «Готовимся к ЕГЭ: русский язык», состоит из теоретической части, в который содержит все справочные сведения в объёме, необходимом для подготовки к ЕГЭ. Гипертекстовые ссылки и инструменты поиска помогают лучше ориентироваться в материале. Программа комментирует действия ученика, выдаёт подсказки и ссылки на справочник в случае неверного ответа. В режиме зачёта учащийся выполняет экзаменационные задания на время. Форма и содержание тестов, а также критерии оценивания соответствуют нормативным документам ЕГЭ. Журнал пользователя фиксирует результаты всех попыток по всем зачётам. В дневнике отображается текущее задание по курсу. Программа формирует его самостоятельно в зависимости от результатов предыдущего зачёта. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения материала, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий. Эффективность урока в случае использования ИКТ повышается. Использование электронных учебников, компьютерных дисков по предмету позволяет сэкономить время как на уроке, так и при подготовке к нему, разнообразить виды учебной деятельности учащихся. Следовательно, целенаправленное использование возможностей ИКТ в образовательной деятельности позволяют повысить у учащихся не только мотивацию к обучению, но и формировать компоненты исследовательской культуры обучающихся, способствуют развитию ребенка и повышению качества образования.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152