Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Практика обучения

Формирование инженерной культуры на уроках математики и во внеурочной деятельности

Логинова Евгения Валентиновна, учитель математики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №170» Ново-Савиновского района г.Казани

Знакомство с методом проектов, приведет педагога к пониманию: чтобы добиться практического результата, при формировании инженерной культуры необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, находить и технологически грамотно решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, технологии, сообразуясь с индивидуальными интересами и способностями каждого ученика.


Профессия инженера с момента ее зарождения считалась профессией творческой, высокого уровня эрудированности. Поэтому современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Выпускник должен обладать широким спектром познавательных способностей, которые нуждаются в постоянном развитии, иметь пространственное воображение, критическое мышление. К числу познавательных способностей относится не только умение рассуждать, разумно мыслить, но и такие важные качества как эмоциональность, умение давать оценки, в том числе и эстетические, вкус, такт, волевые качества. Вторым важным качеством специалиста по технике выражается в его творческом отношении к себе, к профессии, к жизни, к миру в целом. Именно эти качества помогают взглянуть на происходящее системно, в умении сменить подход, увидеть проблему с разных точек зрения. Таким образом, школа должна развивать внутреннюю мотивацию к познанию, к саморазвитию, что само по себе способно вызывать у выпускника положительные эмоции. А положительные эмоции, удовольствие от познания возникают только тогда, когда ученик уверенно себя чувствует, свободно оперирует полученными знаниями. На уроках математики и во внеурочной деятельности я использую, метод проектов, который способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Если тема и содержание проекта привязано к программному материалу, то обсуждение методов исследования, результатов, включая промежуточные, защиту провожу на уроках математики. Работа над таким проектом в среднем занимает 2 недели. Во внеурочной деятельности проекты долгосрочные, рассчитанные на 5-6 недель.

Метод проектов имеет несколько этапов:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, количества участников. Я, например, разделила класс на четыре творческие группы по 6 человек в каждой. 2. Постановка проблемы.

3.Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах на занятиях.

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Приведу пример долгосрочного проекта во внеурочной деятельности в 6 классе. Тема проекта «Принцип Дирихле», задание получает одна из творческих групп. Предлагаю учащимся решить задачу, которую, не зная этого принципа, они решить не смогут. Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением. С помощью наводящих вопросов, похожих ситуаций учащиеся самостоятельно выдвигают проблему, определяют цели и задачи проекта.

Цель проекта:

исследовать эффективность применения принципа Дирихле в решении олимпиадных задач, получение знаний о применении и сферах использования принципа Дирихле. Данная цель реализована в ходе решения ряда алгебраических, геометрических и олимпиадных задач.

Задачи проекта:

— изучить литературу, интернет - ресурсы;

— проанализировать полученную информацию;

— разработать проектный продукт - подборка олимпиадных задач, составление своих задач, решаемых по принципу Дирихле;

— прорешать задачи с одноклассниками на занятиях.

Далее члены творческой группы собирают информацию: биография Дирихле, его роль в математике, теорема Дирихле и её следствия; делают подборку задач, придумывают свои задачи. На занятиях обсуждаем промежуточные результаты проделанной работы, распределяем роли каждого члена проекта, составляем алгоритм защиты проекта и оформление проектного продукта. На одном из занятий члены творческой группы защищают проект в виде презентации и буклета с подборкой задач. После выступления группы, остальные учащиеся делают выводы, проводят экспертизу, оценивая значимость и актуальность выдвинутой проблемы, активность каждого участника проекта в соответствии с его возможностями; характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов выполненного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность. Таким образом, метод проектов позволяет развивать коммуникативные навыки и умения, то есть умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.) В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, развитие познавательных навыков учащихся и критического мышления, что формирует инженерную культуру.

Литература:

1. Кудряшова Т.Б. д. филос. н., зав. кафедрой Ивановского государственного химико-технологического университета-Вопрос о технике и вопрос о культуре: какие задачи призван решать технический ВУЗ?

2. Лобанова С.Г. Личностно-ориентированные технологии обучения. Метод проектов.

3. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в системе образования - № № 2, 3 - 2000 г.

4. Щуркова Н.Е. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников.-М,1992

5. Кукушин В.С. Педагогические технологии, 2004 г.:МарТ


  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152