Андреева Ольга Валентиновна, Донских Елена Владимировна, учителя английского языка МБОУ "Лицей №116"
Вахитовского района города Казани
С сентября 2013 года в России начал действовать ФГОС второго поколения, который предъявил новые требования к современному образованию. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основных образовательных программ. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося. Ученик не может развиваться при пассивном восприятии материала, он должен стать активным участником образовательного процесса. Только собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности и социальной востребованности. Следовательно, образовательная задача состоит в организации условий, стимулирующих действие обучающегося.
Наряду со многими традиционными требованиями, выдвигаемыми к современному уроку, такими как четкая формулировка целей и задач, реализация дидактических программ, создание благоприятных условий для эффективности учебного процесса, теперь существует и такое важное требование как необходимость того, чтобы урок был проблемным и развивающим. Современный учитель должен не только уметь обозначить проблемные и поисковые ситуации, побуждающие учащихся к исследовательской деятельности, но и уметь сотрудничать со своими учениками, организовать их сотрудничество между собой в процессе урока с целью активизации деятельности самих обучающихся.
Всем этим требованиям как нельзя лучше отвечает современная методика обучения, которая активно внедряется в Республике Татарстан с 2012 года Министерством образования и науки РТ совместно с Сингапурской компанией Educare, чьи представители проводят обучающие тренинги в ряде школ Татарстана. В частности, наш лицей №116 был выбран одной из школ превосходства, реализующих в своей деятельности один из пяти модулей обучения - проблемное обучение PBL - Problem Based Learning.
Проблемное обучение даёт возможность учителям обучать учеников, обозначая перед ними проблемы и предлагая самостоятельно их разрешить, управляя при этом процессом обучения. Данная методика основана на составлении таблицы FILA-CHART. Учитель ставит перед учениками проблему, на которую у последних нет ответа. Проблема должна быть достаточно сложной, корректной, связанной с реальной жизнью и разрешимой для учеников данного класса.
Подготовка таблицы FILA.
Учащиеся заполняют четыре пункта таблицы:
1. Facts (факты)
Какая информация из проблемы важна для создания гипотезы?
2. Ideas (Идеи)
Какими могут быть причины проблемы? Каковы последствия и решения?
3. Learning issues (Обучающие вопросы)
Что мы знаем, можем сделать? Где пробелы в знаниях? Ученики собирают все имеющиеся факты по проблеме, выдвигают свои идеи для её решения, разрабатывая план действий.
4. Action plan (План действий)
(с графиком выполнения и ответственным лицом)
Как мы планируем искать информацию и осуществлять самообучение?
На этом этапе ученики прописывают список действий, а также вырабатывают предварительные гипотезы.
Таким образом, с помощью простой и удобной таблицы FILA ученики обсуждают проблему и самостоятельно ищут пути её решения. Учитель контролирует процесс с помощью направляющих вопросов.
На наш взгляд, возможности данной методики безграничны. Она позволяет задействовать в решении проблемы максимальное количество обучающихся. Идеальное воплощение данной программы - это урок, на котором учитель лишь направляет учеников, побуждая их к активной ментальной, исследовательской деятельности, а обучающийся ощущает себя активным участником увлекательнейшего учебного процесса.
Список литературы
1. «Совершенствование качества преподавания в РТ» учебное пособие, разработанное компанией «Educare International Consaltancy», 2013