Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Практика обучения

Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта

Афонская Валентина Александровна, заместитель начальника Управления образования г.Казани

Качество образовательного процесса зависит не только от целей и задач, которые поставлены перед педагогическими коллективами, но и профессиональной компетентности кадров, уровнем их владения современными технологиями и техниками обучения. В настоящее время во многих образовательных организациях, наряду с традиционными формами методической работы, используются интерактивные формы и методы работы с педагогическим коллективом. Они являются альтернативой для привычных, транслирующих и передающих форм и методов обучения. Педагогам Казани предоставлена возможность изучать особенности методических систем лучших мировых образовательных практик в интерактивном режиме. Так за последние два года более 500 учителей, методистов и директоров школ прошли тренинги сингапурской компании Еducare. Благодаря реализации широкомасштабного проекта онлайн-обучения «Английский язык для Республики Татарстан» более 700 педагогов английского языка (а это практически 100%) повысили свою профессиональную компетентность. Как следствие, увеличилось количество педагогов, использующие интерактивные техники в практике работы.

Само слово "интерактивность" пришло к нам из латинского языка от слова "interactio", что подразумевает "inter" - "взаимный, между" и "actio" - действие. Таким образом, интерактивность - одна из характеристик диалоговых форм процесса познания. Интерактивный - способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). При интерактивном взаимодействии в процессе обучения педагог общается не напрямую с каждым учеником и не со всем классом сразу (фронтально), а опосредованно с каждым обучающимся через учебную группу и/или средство обучения. В ходе этого общения происходит не только процесс познания, процесс личностного роста обучающихся, но и процесс взаимодействия личностей, где каждый имеет право высказать свои точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль. Интерактивное взаимодействие способствует интеллектуальной активности субъектов обучения, созданию условий для конкуренции (соперничества) и для кооперации их усилий; кроме этого, действует такой психологический феномен, как заражение, и любая, высказанная партнером, мысль способна непроизвольно вызвать собственную реакцию по данному вопросу.

Интерактив исключает доминирование одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Каковы же отличительные характеристики интерактивного обучения? Во-первых - это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности. Во-вторых, это процесс общения "на равных", где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения. Следует заметить, что именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с использованием современных информационных технологий. В-третьих, это обучение "реальности", т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности. В том случае, если это обучение не является таковым, то его нельзя в полной мере считать интерактивным, так как неинтересное (неактуальное, невостребованное в данный момент) учебное задание никогда не вызовет взаимный личностный отклик для активного общения и соответственно прироста личного опыта каждого субъекта обучения. То есть, интерактивное обучение предполагает постоянно действующие и меняющие направление коммуникативные связи между обучающимися и обучающей системой в процессе их продуктивного взаимодействия (обучения). Под продуктивностью обучения понимается организация такого обучение, где главным ориентиром является личное образовательное приращение обучающегося, складывающееся из его внешних (личностных) и внутренних (идея, эссе, проект, доклад) образовательных продуктов учебной деятельности.

В современной дидактике основными отличиями форм и методов интерактивного обучения от традиционных являются:

· принудительная активизация познавательной деятельности обучающихся;

· достаточно долгое время вовлечения обучающихся в активную деятельность;

· самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;

· создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;

· непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучаемой;

· изменение роли учителя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта; субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер и др.

Интерактивное обучение позволяет проявляться "творческому базису" личности, так как активизирует внутренние ее механизмы. Суть интерактивных методов обучения - в ориентации на мобилизацию познавательных сил и стремлений обучаемых, на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных способов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе и получать от него удовольствие. Именно интерактивные методы обращаются за помощью к субъектному опыту обучающихся и помогают ему в процессе обучения освоить свои способы открытия социального опыта.

К сожалению, из-за недостаточного понимания принципов интерактивного обучения, некоторые педагоги довольствуются лишь его внешними проявлениями, такими как, раскованное общение, свободный обмен мнениями и т.д. Это искажает суть интерактивности, превращая ее в вариант "облегчённого" обучения: процесс даётся легко, а результаты на "выходе" часто оказываются неудовлетворительными. Тогда как подлинно интерактивные формы обучения позволяют одновременно решать и учебно-познавательные, и коммуникативно-развивающие, и социально-ориентационные задачи.

В настоящее время, интерактивных форм работы существует достаточно много, но наиболее распространенными являются:

· общая дискуссия;

· практикумы;

· различные формы взаимообучения и взаимоконтроля;

· исследовательские работы/защита проекта;

· проблемно-поисковое обучение;

· дистанционное обучение;

· презентации (как наглядный вариант лекционного и практического материала, представленного на экране компьютера);

· работа в малых группах и парах сменного (динамического)/постоянного (замкнутого) состава - форма диалогового взаимодействия.

Интерактивные методы обучения по своей сути - это методы, позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение учащихся в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя.

К ним следует отнести:

· метод "Модерации", который позволяет "заставить" людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы;

· метод "Кейсов" (Case study) - метод анализа ситуаций (метод, где учащиеся и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики);

· презентация.

Обязательными условиями для организации интерактивного обучения являются:

· доверительные, по крайней мере, позитивные, отношения между учителем и обучающимися;

· демократический стиль;

· сотрудничество в процессе общения учителя и обучающихся, обучающихся между собой;

· опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

· многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

· включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет реализовать субъектно-субъектный подход в организации учебных взаимодействий и способствует формированию активно-познавательную позицию учащихся, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного образовательного процесса.


Список литературы

1. Гузеев, В.В. К построению формализованной образовательной технологии: целевые группы и целевые установки / В.В. Гузеев // Школьные технологии. - 2002. - №2. - С. 3-10.

2. Гузеев, В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков) // Школьные технологии. -2002. - №4. - С. 49-58.

3. Кларин, М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта [Текст] / М.В. Кларин // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 12-18.

4. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеразвивающих учреждений [Текст] / автор сост. В.А. Межериков.; под ред. П.И. Пидкасистого. - Ростов н/Д., 1998. - 544 с.

5. Соосаар, Н. Замковая, Н., Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. Часть I. - СПб: Златоуст, 2004. - 188с.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации/ под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 64 с. (Развитие и воспитание дошкольников)

7. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.- 164 с.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152