Миронова Ирина Ивановна, учитель химии высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа №89» Ново-Савиновского района, методист ИМО г.Казани
Согласно концепции модернизации российского образования, современная школа должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Школа сегодня призвана создавать условия для развития и саморазвития личности ученика. При этом ключевой фигурой системы образования был, есть и остается учитель. Уровнем развития его профессионализма и нравственной культуры определяются любые успехи, как в этой сфере, так и в развитии общества в целом. В свое время Р. Эмерсон справедливо утверждал, что истинный показатель цивилизации – не в уровне богатства и образования, не в величине городов, не в обилии урожая, а в облике человека, воспитываемого страной. Страна же воспитывает подрастающее поколение, прежде всего деятельностью учителя.
Соответствовать высочайшим требованиям, предъявляемым сегодня педагогу, по силам лишь тем учителям, которые способны не только передавать знания учащимся, но и побуждать потребность в общественно-полезной деятельности, содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной, нравственной сфер личности. Все это - не простая задача даже для достаточно опытных и квалифицированных педагогов, не говоря уже о молодых учителях, только начинающих свою педагогическую деятельность.
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление педагога происходит сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что наличие педагогического образования далеко не гарантирует успех начинающему учителю. О проблемах, возникающих у молодых педагогов в профессиональной и личностной сфере, написано очень много и от имени самих педагогов, и от имени их более опытных коллег, методистов, ученых и т.д. Также много публикаций существует и о поиске путей решения данных проблем. Остановимся подробнее на такой форме работы с начинающими педагогами как «Школа молодого учителя».
Нужно отметить, что «Школа молодого учителя» - традиционная форма работы с педагогами, появившаяся очень давно. Начинающие учителя объединяются под руководством одного опытного учителя или кого-либо из руководителей школы. Возможны такие объединения, например, на муниципальном уровне. Общение молодых учителей под руководством опытных педагогов способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности начинающего педагога. Однако опыт показывает, что зачастую «Школа молодого учителя» превращается в продолжение обучение в ВУЗе, где преобладала активная теоретическая деятельность. В то же время, именно резкий переход от теоретической (во время обучения в ВУЗе) к чисто практической деятельности (в первый год работы в школе), вызывает наибольшие сложности у молодых учителей.
Поэтому особенно важно не только сохранить теоретическую специальную и психолого-педагогическую подготовку, но и развить и углубить ее за счет непосредственного применения в практике. Современная «Школа молодого учителя» должна решать эту важную задачу. Поэтому и занятия должны иметь практическую направленность, строиться на основе диалога, современных технологий, принципах обучения через деятельность.
Мы считаем, что возможность отразить деятельную составляющую взаимодействия молодых учителей и наставника (методиста, тьютора и т.п.), заложена в конструировании технологических карт занятий в «Школе молодого учителя». Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств. Например, технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. При конструировании технологической карты необходимо опираться на следующие позиции: в ней должен быть описан весь процесс деятельности; должны быть указаны операции, их составные части. Кроме того, в структуре технологической карты занятия в «Школе молодого учителя», необходимо учесть не только виды деятельности педагогов и наставника, но и реализация практического опыта, включающего когнитивные (познавательные), проектировочно - конструктивные, организаторские, коммуникативные и другие умения, то есть требования профессионального стандарта учителя.
Далее представлена примерная форма технологической карты занятия в «Школе молодого учителя», которая может быть использована и для работы с более опытными коллегами.
Технологическая карта занятия в «Школе молодого учителя».
Тема:
Цели:
Основные понятия и термины:
Формы работы: дискуссия, парная, индивидуальная.
Девиз занятия:
Этап занятия | Методы/приемы | Характеристика деятельности | Формируемые компетенции | |
Деятельность наставника (методиста, тьютора) | Деятельность педагогов | |||
| | | | |
Предлагаемая форма технологической карты апробирована в процессе деятельности по методическому сопровождению молодых педагогов химии, биологии, географии в рамках городской «Школы профессионального роста педагогов».
В приложении представлена технологическая карта занятия для молодых учителей (работающих в школе первый год) по теме «Как подготовить и провести современный урок?»
Список литературы:
1. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой – 2011. – № 12. – С. 12-18.
2. Профессиональный стандарт педагога.
Приложение (Технологическая карта занятия в «Школе молодого учителя»)