Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Учительская

Повышение качества математического образования: пути формирования ключевых компетентностей педагогов

Васина Дамира Амировна, учитель математики
МБОУ СОШ №38 Ново-Савиновского района г.Казани

(из опыта работы)

Важность математического образования в российской педагогике осознается настолько серьезно, что 2013 год был объявлен годом математики. Математика является обязательным предметом на всех этапах школьного обучения с 1-го по 11-й класс, причем на старшей ступени – независимо от выбранного профиля. Кроме того, экзамен по математике входит в число обязательных.

В Концепции развития российского математического образования обозначены три уровня требований к результатам математической подготовки школьников:

§ для успешной жизни в современном обществе

§ для прикладного использования математики в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности

§ для подготовки к продолжению образования и творческой работе в математике и смежных с ней научных областях.

Необходимо предоставить каждому учащемуся, независимо от места и условий проживания, возможность достижения любого из уровней математического образования в соответствии с его индивидуальными потребностями и способностями.

Новые требования к результатам образовательной деятельности требуют решения накопившихся за годы проблем:

§ несоответствие объема содержания учебному времени, отводимому на его изучение (сокращение времени на изучение математики происходит на фоне увеличения учебного материала, например, введение в школьную математику элементов теории вероятностей и математической статистики);

§ перегрузка программ техническими элементами и устаревшим содержанием, оторванным от жизни;

§ нехватка квалифицированных учителей математики, которые могли бы качественно преподавать математику;

§ недостаточная эффективность системы дополнительного профессионального образования преподавателей и др.

Математика — объективно трудный предмет, ее изучение всегда строится с опорой на пройденное ранее, а если это пройденное не осознано, не усвоено, то и дальнейшее изучение математики становится в принципе невозможным.

Выход из этого «кризиса» состоит в оптимизации образовательного процесса в школе за счет профессионально грамотного сочетания традиционных, хорошо зарекомендовавших себя технологий обучения, и современных педагогических технологий, образовательных ресурсов.

Анализ результатов ЕГЭ и ГИА по математике свидетельствует о том, что школьники успешно справляются с заданиями репродуктивного характера, отражающими овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в нестандартной форме, гораздо ниже. Обучающиеся показывают значительно более низкие результаты при выполнении заданий, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать гипотезы и выводы, использовать классификацию и сравнение. Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Задача учителя - спроектировать учебный процесс, позволяющий вооружить школьников способами самостоятельного открытия знания, организовать эффективную самостоятельную деятельность, в которой каждый ученик может реализовать свои способности и интересы. Достижения компетентностного подхода, проблемно-ориентированного, личностно-ориентированного, развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно - деятельностного подходов смогут обеспечить понимание и усвоение учащимися большого объема информации без потери интереса к предмету.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является деятельность общения, а не учебная деятельность. Следовательно, формы организации учебного процесса должны согласовываться с этой возрастной психологической особенностью подростков, например, за счет активного использования групповых методов работы, проведения учебных исследований, выполнения проектов. Эти методы позволяют ребятам работать в коллективе, где они могут проявить свои личностные качества и индивидуальные способности.

Бурное развитие коммуникационных и информационных технологий требует более интерактивных и поисковых форм обучения, а ускоряющиеся темпы изменений особо подчеркивают актуальность принципа "Век живи — век учись". Основным способом реализации данных возможностей на уроке математики является использование специализированного программного обеспечения, например:

§ УМК «Живая математика» (виртуальная математическая лаборатория для учебных исследований);

§ виртуальные конструкторы АвтоГраф (для получения изображений и параметров характерных объектов: корней уравнения, точек пересечения плоскости и прямой, трех плоскостей и т.п.), ЛогоМиры. Вероятности (для моделирования различных статистических и вероятностных экспериментов, а также для проведения численных экспериментов по теории вероятности и математической статистике), Кабри 3D (создание трехмерных динамических графических объектов и модифицирование их), 1С: математический конструктор,

§ программа GeoGebra (для создания динамических чертежей); и т.д.


Любому человеку в ходе практической деятельности приходится совершать операции над количественными данными, которые осуществляются в соответствии с математическими законами. Поэтому для человека, который не связывает дальнейшую жизнь с математикой, наиболее важным является практический аспект математики. В настоящее время специалист, даже хорошо знающий математику, но не умеющий применять математические методы на компьютере, не может считаться специалистом современного уровня. Компьютерный математический анализ данных предполагает некоторое математическое преобразование данных с помощью определенных программных средств. Существует значительное количество специализированных математических пакетов, таких как MatLab, MatbCad, Math, Mathematica, Maple и др. Освоение этих пакетов самостоятельно - достаточно трудоемкая задача. Поэтому представляется оправданным реализовать в старших классах подход, основанный на применении математических методов с помощью пакета Excel. Конечно, Excel сильно уступает специализированным математическим пакетам. Тем не менее большое количество математических задач может быть решено с его помощью.

Чтобы безболезненно работать по новым ФГОС и добиваться хороших результатов учителю математики необходимо повышать собственную профессиональную компетентность. Квалификация педагога представляет совокупность шести основных компетентностей:

§ Компетентность в области личностных качеств.

§ Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.

§ Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.

§ Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.

§ Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.

§ Компетентность в организации педагогической деятельности.

Для формирования профессиональной компетентности педагога можно выделить следующие этапы:

§ самоанализ и самомотивацию;

§ планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

§ самопроявление, анализ, самокорректировка.

Для самоанализа своей деятельности по определенной методической теме или инновации, учитель может воспользоваться SWOT-анализом и установить исходную точку отсчета. После проведения повторного SWOT-анализа он сможет выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы. Например, данный SWOT-анализ составлен для определения уровня работы учителя над повышением учебной мотивации:




При построении индивидуальной программы развития педагогом главным критерием, определяющим цели, задачи, структуру и временную перспективу программы, являются потребности и мотивы самого педагога, работающего в условиях инновационной деятельности. Результатом реализации индивидуальной программы развития является осмысление педагогом своей профессиональной позиции и выстраивание собственной траектории профессионального развития в условиях инновационной деятельности.

Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, потому что без качественной подготовки учителя, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирование, тестирование, собеседование, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых учитель самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.

Отдельным направлением должно стать математическое просвещение и популяризация математики. Требуется обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня математических знаний для удовлетворения любознательности человека, его общекультурных потребностей, приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности. «Одновременно должны развиваться такие новые формы, как получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет-сообщества". «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом" (из Концепции развития российского математического образования).


Литература:

Д.А.Васина «Использование Excel при решении педагогических задач», ж-л «Информатизация образования. Проблемы и поиски», №2, 2008 г.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152