Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Управление образовательным процессом

Об актуальных подходах к осуществлению внутришкольного управления на современном этапе

Князев Денис Алексеевич, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов» Вахитовского района г.Казани

В условиях непрерывного реформирования системы образования для достижения эффективности процесса управленческой деятельности директора школы представляется одинаково важным как изучение передового педагогического опыта наиболее ярких российских школ, так и извлечение уроков затруднений в решении административных задач в массовой школьной практике. Несомненным подспорьем в управленческой деятельности является и постоянная самообразовательная работа руководителей образовательных учреждений по изучению современной теории педагогического менеджмента, в которой с научных позиций оцениваются новые подходы к организации управленческой деятельности директора школы.

Приведем данные, изложенные в работе Н.М. Борытко, в которой были подвергнуты анализу наиболее проблемные аспекты в управленческой деятельности директора школы в современных условиях [1]. В качестве респондентов выступали различные категории участников образовательного процесса из разных регионов страны (около 700 директоров школ проводили самоанализ своей деятельности и свыше 600 заместителей директоров школ и учителей выступали в качестве экспертов). Проведенный анализ показал недостаточный уровень развития методологической, экономической, исследовательской, коммуникативной компетентности директоров школ. Достаточная продолжительность эксперимента позволила выявить основные затруднения руководителей школ и представить их в сравнительном разрезе. Так, полученные с помощью корреляционного анализа зависимости между оценкой членами школьного коллектива (заместителями директоров школ и учителями) управленческой деятельности директора школ в целом (общая оценка) и удовлетворенностью отдельными аспектами его работы свидетельствуют о незначительных расхождениях мнений обеих категорий экспертов. Для них наиболее значимой оказалась деятельность директора школы по обеспечению условий для создания системы работы с педагогическими кадрами и здорового микроклимата в коллективе. На это указывает и наблюдаемый процесс возрастающего интереса директоров школ к социально-психологическим аспектам управления, конфликтологии как науке о разрешении и предупреждении конфликтов (выбор тем выпускных работ, а также спецкурсов).

Оценка директора школы в целом зависит и от его умения организовывать труд школьного коллектива, в том числе и собственная деятельность. По полученным данным, умение директора школы организовывать собственную работу является самым значимым для заместителей директоров школ и вторым по значимости для учителей. Сами руководители отмечают, что испытывают наибольшие затруднения именно в этом виде деятельности, и такая тенденция сохраняется на протяжении последних десятилетий.

Безусловно, особо влияющим фактором на изменения в системе управленческой деятельности директора выступает новая государственная образовательная политика. Начиная с конца прошлого столетия и по настоящее время, общеобразовательная российская школа включена (непосредственно или опосредованно) в систему федеральных экспериментов в рамках модернизации системы образования: эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, профилизация старшей ступени общего образования, введение института единых государственных экзаменов (ЕГЭ) и «портфолио», участия в целевых федеральных программах, как создание образовательных округов.

Названные тенденции коренного преобразования деятельности современной школы в новых социально-экономических и культурных условиях российского общества требуют от каждого руководителя школы активной позиции в определении стратегии развития вверенной школы и соответственно ориентации на определенную модель управленческой деятельности. Анализ научных источников в области педагогического менеджмента, позволил сосредоточиться на двух ключевых подходах к организации школьного управления, а именно: гуманитарном и компетентностном.

Гуманитарный подход к проектированию управленческой деятельности руководителя школы.

Данное понимание управления может быть раскрыто в следующих положениях: если рассматривать управление образовательными системами с позиций гуманитарного подхода, то предпочтение следует отдать мягким, косвенным (через создание соответствующих условий) способам управления; управление рассматривается не как командование, властвование, а как сложная и очень ответственная деятельность по обеспечению функционирования и развития образовательной системы; благоприятные условия для совместной деятельности людей могут быть созданы только на основе конструктивных отношений в коллективе образовательного учреждения; создание таких отношений – важная составляющая управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения [1:5].

Как отмечает М.Н. Борытко, гуманитарное понимание управления в образовании выдвигает на первый план проблему доверия в образовательном учреждении. В современных условиях доверие является неотъемлемой составляющей конструктивных диалогических отношений, которые складываются между управляющими и управляемыми в образовательном учреждении. Доверие помогает справляться со сложными управленческими ситуациями, поощряет сотрудников к самостоятельным творческим действиям, способствует сотрудничеству и стимулирует стремление к профессиональному и личностному совершенствованию. В образовательных учреждениях с высоким уровнем доверия педагоги, сотрудники и учащиеся всегда обладают информацией, необходимой для эффективного выполнения ими своих обязанностей. В школах же с низким уровнем доверия к наиболее важной информации имеет доступ только руководство школы (а иногда в разряд «секретной» попадает и та информация, владение которой обеспечивает творческую свободу педагогов). Бюрократическое руководство таким образом «оберегает» свою власть и формирует недоверие, определяя, кому какую информацию получать можно, а кому нельзя. Для поддержания доверия необходим прямой диалог между руководством школы, с одной стороны, и педагогами, сотрудниками, учениками с другой [1:7-8].

Управление в сфере образования можно рассматривать как гуманитарную деятельность в том случае, когда она базируется на принципах демократизма и толерантности.

Компетентностный подход к проектированию управленческой деятельности руководителя школы.

На данном этапе все большее внимание в педагогической науке уделяется изучению компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров, в том числе, системе повышения квалификации организаторов и руководителей различных звеньев сферы образования. Это связано с тем, что инновационные преобразования в деятельности школы предполагают реорганизацию процесса, в ходе которой изменяются роли и функции его участников. Во многих школах в ведении советов находятся вопросы определения стратегии и концепции развития школы; организации учебного процесса, режима и уклада жизни школы; развития спортивно-оздоровительной сферы; некоторые педагогические и кадровые проблемы; вопросы изменения содержания договорных отношений, их форм и характера. Все это говорит об управленческой деятельности директора школы в связи с появлением новых функций ее осуществления: стратегической, представительской, социально-психологической и др. Интерпретация новой модели управленческой деятельности директора школы, связанная с использованием компетентностного подхода, основывается на понимании того, что прогресс человечества зависит не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности, что предполагает переход от классического понятия «человеческие ресурсы» к концепции «компетентности человека» [2;3:8-14].

Названный подход в рамках проектирования эффективной модели управленческой деятельности директора, по нашему мнению, следует рассматривать в качестве наиболее востребованного в современных условиях.

Литература:

1. Н.М. Борытко, Соловцова И.А. Управление образовательными системами. Волгоград, 2006.

2. В.В. Краевский, А.В. Хуторской. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах// Педагогика, 2003. №2.

3. В.А. Болотов, В.В. Сериков. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика. 2003. №10.


  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152