Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство


Инновационные программы, проекты и методические разработки

Формирование готовности школьников к выбору профессии на уроках технологии

Тарасова Людмила Александровна
заместитель директора МБОУ «Межшкольный учебный комбинат» Кировского района г. Казани

Сегодня в мире существуют сотни тысяч профессий, и ежегодно появляется несколько сот новых. «Время жизни» профессии составляет от 5 до 15 лет, после чего она либо исчезает, либо меняется до неузнаваемости. Это означает, что человеку в течение его трудовой жизни придется сменить профессию или приспособиться к происходящим к ней изменениям, сохраняя профессиональную пригодность.

Образовательная область «Технология» включает в себя согласно стандарту основного общего образования раздел «Современное производство и профессиональное образование», согласно стандарту среднего (полного общего образования - раздел «Профессиональное самоопределение и карьера». Основной целью изучения этих разделов является подготовка подростков к предстоящему профессиональному выбору, формирование положительной профессиональной мотивации в избранной области деятельности. Содержание этих разделов помогает сформировать и диагностировать готовность школьников к выбору профессии, что является важной частью современного образовательного процесса.

Среди тех, кто не может по окончании старших классов определится с выбором профессионального пути, можно выделить следующие группы:

- подростки, не имеющие возможности выбирать специальность из широкого круга профессий из-за неудовлетворительных успехов в учебе, стесненных обстоятельств семейного и финансового плана, состояния здоровья и т.д.

Эта группа объединена обстоятельствами, слабо компенсируемыми психолого-педагогическими усилиями. Неуспешность в освоении теоретических наук не означает того, что перспективы развития этих подростков неутешительны, поскольку, с одной стороны, история знает массу примеров того, как люди, не блиставшие академической успеваемостью, находили себя в новых отраслях науки, бизнесе и художественном творчестве, а с другой стороны, существует большая потребность рынка труда в специалистах прикладного труда, кадрах для современного производства. Основной причиной неблагоприятного прогноза является то, что специально, обусловленная неуспеваемость старших школьников зачастую связана с нездоровой средой, в которой развивается подросток, или с негативным влиянием семьи

- подростки, не делающие осознанного выбора из-за индивидуально-психологических особенностей, проблем мотивации и целеполагания, уровня зрелости, отличного от большинства сверстников, и т.д.

Эта группа требует своевременного выявления проблем и работы с ними, в том числе с применением диагностико-консультативных средств.

- Подростки, испытывающие затруднение в выборе профессионального пути по причине слабой информированности о себе и мире профессий, возможностях образования в регионе, несвоевременной актуализации необходимости выбора.

Наличие этой группы говорит о неэффективной организации психолого-педагогической поддержки готовности школьников к выбору профессии

Работа по формированию готовности старших подростков к осуществлению профессионального выбора нужна, чтобы помочь школьникам осознать и ответственно вести себя как при выборе направления дальнейшего обучения, так и в ходе получения профессионального образования.

  • Скачать материалы

  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2022.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152