Игнашева Юлия Геннадьевна,
начальник Информационно-методического отдела
Управления образования г.Казани
Основополагающей образовательной технологией в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) является технология, основанная на реализации проектной деятельности.
Применение данной технологии в учебном процессе позволяет формировать умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Соответственно, каждому педагогу необходимо владеть методикой обучения проектированию.
Латинский этимон слова «проект» дословно переводится, как «брошенный вперед». В данном контексте проектирование определяется как процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Другими словами, проектирование – это система технологических, управленческих решений и план действий, имеющий долгосрочный характер, приводящий организацию к эффективному функционированию для достижения поставленных целей.
В поисках путей совершенствования и оптимизации работы муниципальной методической службы, а также, учитывая современные тренды, проектный подход становится одним из наиболее оптимальных методик управления. Проектный метод позволяет максимально эффективно достигать поставленные цели в установленные сроки, распределять задачи и ответственность среди методистов.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики в полной мере относятся к методисту, как профессионалу.
Исходя из вышесказанного, работа казанских методистов выстраивается, в том числе, и на основе реализации проектов различных уровней. Многообразие проектов, с которыми работают методисты, и методы управления ими, зависят от масштаба проекта, сроков реализации, качества, выделенных ресурсов, места и условий их реализации.
В основном, большие по масштабу проекты – это проекты федерального или регионального уровней (например, национальные проекты «Образование», «Демография», федеральные - «Урок цифры», «Современная школа», «Школа Минпросвещения России», республиканский - «Электронное образование в Республике Татарстан» и др.), реализация которых идет не один год и содержат в себе множество малых взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью и выделенными ресурсами.
Методисты Информационно-методического отдела Управления образования г.Казани ежегодно разрабатывают индивидуальные муниципальные проекты на текущий учебный год по своим направлениям деятельности, а также в целях реализации масштабных федеральных и региональных проектов. Данные проекты различаются по методам и видам деятельности – исследовательские, информационные, творческие, игровые, практико-ориентированные, комплексные и пр.
Например, проекты методистов на 2024/2025 учебный год по направлениям:
Аттестация педагогических кадров
- «Школа куратора педагогической аттестации»;
- «Формирование и развитие экспертной компетенции педагогов в условиях модернизации системы образования» (сертификация аттестационных экспертов);
- «Методический аспект в управлении педагогической аттестацией в условия нового федерального порядка»;
- «Экстренный консалтинг руководителя».
Гуманитарный цикл
- Сессионная школа «От 0 до PROFI»;
- «Педагогическая мастерская (обучаем на рабочем месте)»;
- Школа «Офисные проектировщики» (управление изменениями на основе моделей) – управленческие команды ОУ и ДОУ;
- «Управленческий лифт»;
- «Я-наставник» (апробация моделей и техник наставничества);
- «Литературные дворики»;
- «Педагогическая игра как площадка профессионального саморазвития педагога».
Естественно-математический цикл
- «Казанская естественнонаучная лаборатория».
Воспитательная работа и дополнительное образование
- «Наш новый педагогический класс»;
- «Школьный театр»;
- «Школьный музей»;
- «Точка притяжение педагогов»;
- «Пространство возможностей».
Инклюзивное образование
- Инклюзивный инновационный проект наставничества «Ихлас»;
- «Ресурсный центр «Шаги к совершенству» как инструмент развития профессиональных компетенций педагогов по развитию функциональной грамотности обучающихся»;
- Социальный Проект «На урок- Вместе»;
- «Инклюзивная вертикаль»;
- «Хәрәкәт - Движение».
Основы безопасности и защиты Родины
- «Шаг в будущее»;
- «Педагог XXI века».
Национальное образование
- Современному учителю - современные технологии;
- Современной школе- современные учебники;
- Успешный учитель- успешный ученик;
- Повышение профессиональого мастерства учителей татарского языка и литературы в полилингвальной среде;
- Мужчины-преподаватели - в защите родного языка
Цифровизация системы образования
- «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»;
- «Цифровая школа Учи.ру»;
- «Урок цифры»;
- «Электронное образование в Республике Татарстан»;
- Казанский образовательный портал;
- Электронный Научно-Методический Журнал «KAZANOBR.RU»;
- Telegram-канал «Методисты Казани».
Таким образом, деятельность муниципальной методической службы, выполняя свою основную миссию – методическое сопровождение профессионального развития педагогических кадров, основывается на применении технологии проектной деятельности.
Литература:
1. З.С.Жиркова, «Основы проектной деятельности. методы проектной деятельности», Учебное пособие для бакалавров высших учебных заведений, Санкт-Петербург, 2023
2. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) (УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287)