Методическая лаборатория - сеть по формированию и развитию функциональной грамотности

Зигангерова Миляуша Василовна,
заведующая сектором
ИМО по Вахитовскому и Приволжскому районам


Актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников объясняется тем, что низкий уровень функциональной грамотности обучающихся затрудняет их адаптацию и социализацию в обществе. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию Республики Татарстан.

Функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе. Ее развитие у школьников необходимо для развития российского общества в целом. Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе в урочной и во внеурочной деятельности.

С 5 по 14 сентября 2022 года в государственной информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан» ГАУ «Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов» была проведена апробация диагностики профессиональных компетенций педагогических работников.

Оценка результатов диагностики осуществлялась на основе четырех уровневой шкалы, определяющей долю набранных баллов от максимально возможного количества, выраженной в %

В течение года проведено диагностическое тестирование педагогов и учащихся опорных школ (Л №116, СОШ №68, Л №83), который выявил основные проблемы и в формирования функциональной грамотности:

• недостаточно владение смысловым чтением

• трудности при решении задач на интерпретацию информации

• затруднение в решении задач, требующих анализа и обобщения

• не умение высказывать предположения, строить доказательства

Педагоги достаточно ориентированы на достижение предметных и метапредметных результатов школьников, однако, не рассматривают их как единое составляющие качественно нового образовательного результата – функциональной грамотности обучающегося, не проектируют образовательную деятельность на достижение данной качественной характеристики, не выстраивают соответствующего комплекса условий для этого. Ожидать достаточной функциональной грамотности от школьника следует в том случае, если его педагог сам в полной мере понимает проблему функциональной грамотности и владеет такими техниками обучения, которые е? эффективно развивают. А для этого нужно что бы руководители (заместители) обладали компетентностями, которые составляют функциональную грамотность, то есть как должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся. Он должен уметь решать профессиональные педагогические проблемы и типичные профессиональные задачи, владеть современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, осуществление оценочно-ценностной рефлексии, уметь вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей, публично представлять результаты своей работы, используя компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, уметь использовать в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной школьной документации для решения соответствующих профессиональных задач.

Для решения целого ряда таких задач необходимо создать методическую сеть –методических лабораторий (профессиональное объединение педагогов и руководителей школ).

Инновационность проекта

Обусловлена стратегией в области качества образования, нацеленной на повышение эффективности принимаемых управленческих решений по обеспечению результатов демонстрирующих конкурентные преимущества школьников, и состоит:

1) в разработке методических лабораторий по развитию функциональной грамотности школьников,

2) в коллаборации педагогических коллективов при апробации педагогических практик,

3) создание ресурса сети в информационно-коммуникационной платформе «Сферум» по деятельности лаборатории

Цель проекта: Создание методических лабораторий для оказания методической помощи в решении профессиональных затруднений управленческих и педагогических кадров по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся

Задачи проекта:

• Выявить отдельных профессиональных дефицитов заместителей директоров, педагогов и разработать индивидуальную образовательную траекторию для каждой категории участников проекта

• Сформировать базу данных опытных высокопрофессиональных руководителей и тьюторов по развитию ФГ для профессионального обобщения и масштабирования педагогического опыта (обладающих высокой управленческой культурой, практическими навыками и достаточным опытом работы)

• Обеспечить непрерывное профессиональное развитие методистов и управленческих команд через организацию и проведение методических и образовательных событий лаборатории по вопросам формирования и развития функциональной грамотности

• Оказывать консалтинговую и методическую помощь управленческим командам на всех этапах реализации проекта

Целевая аудитория:

Управленческая команда школ (руководители и заместители руководителей), методисты, тьюторы, руководители РМО и районных консалтинговых центров.

Формы и методы реализации проекта:

Анкетирование, мастер-классы, семинары, выступления – презентации, тренинги, аудит, консалтинг, консультации, собеседования, круглые столы, Форум, методический десант и др.

В ходе работы над проектом будут созданы методические лаборатории, направленные на определённый вид функциональной грамотности. Руководитель лаборатории назначается из числа методистов. Членами лаборатории являются руководители (заместители директоров), тьюторы – руководители и педагоги опорных школ, руководители РМО, консалтинговых центров.

Деятельность Лаборатории осуществляется в следующих формах:

- тематические совещания;

- семинары,

- обзор источников;

- разработка ресурсов;

- анкетирование, диагностические исследования, анализ;

- разработка методических материалов.

Деятельность Лаборатории опирается на междисциплинарный подход в формировании и развитии функциональной грамотности учащихся.

Информационно-ресурсное обеспечение:

- создание ресурса в сети Интернет по деятельности лаборатории;

- подбор и размещение информационных ресурсов по направлениям деятельности лаборатории;

- распространение методических рекомендаций по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся.

Учебно-методическое обеспечение:

- организация и проведение образовательных событий (семинаров, лекций, вебинаров т.п.) по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся, способствующих непрерывному профессиональному развитию кадров;

- консультативная деятельность по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся;

- Содействие включению в профессиональную деятельность педагогов новой системы учебных заданий и педагогических ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности.

Организационно-методическое обеспечение:

- формирование банка данных опытных высокопрофессиональных руководителей и тьюторов по развитию ФГ для профессионального обобщения и масштабирования педагогического опыта учителей по формированию и развитию функциональной грамотности;

- выявление и диссеминация практик школ района по вопросам формирования функциональной грамотности;

- подготовка и проведение методических событий по вопросам формирования функциональной грамотности.

Проектно-разработческое обеспечение:

- коллективное проектирование программ внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности;

- разработка банк заданий (комплексное задание) для учащихся, направленных на формирование функциональной грамотности.

Экспертно-аналитическое обеспечение:

- изучение и анализ готовности педагогов и управленческих команд к формированию функциональной грамотности, выявление профессиональных дефицитов и проблемных зон;

- анализ успешности педагогических способов, направленных на формирование и развитие функциональной грамотности.

В результате работы над проектом будут выявлены лучшие практики формирования ФГ, разработаны методические рекомендации по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся.


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика