Зигангерова Миляуша Василовна,
заведующая сектором
ИМО по Вахитовскому и Приволжскому районам
Актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников объясняется тем, что низкий уровень функциональной грамотности обучающихся затрудняет их адаптацию и социализацию в обществе. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию Республики Татарстан.
Функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе. Ее развитие у школьников необходимо для развития российского общества в целом. Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе в урочной и во внеурочной деятельности.
С 5 по 14 сентября 2022 года в государственной информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан» ГАУ «Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов» была проведена апробация диагностики профессиональных компетенций педагогических работников.
Оценка результатов диагностики осуществлялась на основе четырех уровневой шкалы, определяющей долю набранных баллов от максимально возможного количества, выраженной в %
В течение года проведено диагностическое тестирование педагогов и учащихся опорных школ (Л №116, СОШ №68, Л №83), который выявил основные проблемы и в формирования функциональной грамотности:
• недостаточно владение смысловым чтением
• трудности при решении задач на интерпретацию информации
• затруднение в решении задач, требующих анализа и обобщения
• не умение высказывать предположения, строить доказательства
Педагоги достаточно ориентированы на достижение предметных и метапредметных результатов школьников, однако, не рассматривают их как единое составляющие качественно нового образовательного результата – функциональной грамотности обучающегося, не проектируют образовательную деятельность на достижение данной качественной характеристики, не выстраивают соответствующего комплекса условий для этого. Ожидать достаточной функциональной грамотности от школьника следует в том случае, если его педагог сам в полной мере понимает проблему функциональной грамотности и владеет такими техниками обучения, которые е? эффективно развивают. А для этого нужно что бы руководители (заместители) обладали компетентностями, которые составляют функциональную грамотность, то есть как должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся. Он должен уметь решать профессиональные педагогические проблемы и типичные профессиональные задачи, владеть современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, осуществление оценочно-ценностной рефлексии, уметь вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей, публично представлять результаты своей работы, используя компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, уметь использовать в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной школьной документации для решения соответствующих профессиональных задач.
Для решения целого ряда таких задач необходимо создать методическую сеть –методических лабораторий (профессиональное объединение педагогов и руководителей школ).
Инновационность проекта
Обусловлена стратегией в области качества образования, нацеленной на повышение эффективности принимаемых управленческих решений по обеспечению результатов демонстрирующих конкурентные преимущества школьников, и состоит:
1) в разработке методических лабораторий по развитию функциональной грамотности школьников,
2) в коллаборации педагогических коллективов при апробации педагогических практик,
3) создание ресурса сети в информационно-коммуникационной платформе «Сферум» по деятельности лаборатории
Цель проекта: Создание методических лабораторий для оказания методической помощи в решении профессиональных затруднений управленческих и педагогических кадров по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся
Задачи проекта:
• Выявить отдельных профессиональных дефицитов заместителей директоров, педагогов и разработать индивидуальную образовательную траекторию для каждой категории участников проекта
• Сформировать базу данных опытных высокопрофессиональных руководителей и тьюторов по развитию ФГ для профессионального обобщения и масштабирования педагогического опыта (обладающих высокой управленческой культурой, практическими навыками и достаточным опытом работы)
• Обеспечить непрерывное профессиональное развитие методистов и управленческих команд через организацию и проведение методических и образовательных событий лаборатории по вопросам формирования и развития функциональной грамотности
• Оказывать консалтинговую и методическую помощь управленческим командам на всех этапах реализации проекта
Целевая аудитория:
Управленческая команда школ (руководители и заместители руководителей), методисты, тьюторы, руководители РМО и районных консалтинговых центров.
Формы и методы реализации проекта:
Анкетирование, мастер-классы, семинары, выступления – презентации, тренинги, аудит, консалтинг, консультации, собеседования, круглые столы, Форум, методический десант и др.
В ходе работы над проектом будут созданы методические лаборатории, направленные на определённый вид функциональной грамотности. Руководитель лаборатории назначается из числа методистов. Членами лаборатории являются руководители (заместители директоров), тьюторы – руководители и педагоги опорных школ, руководители РМО, консалтинговых центров.
Деятельность Лаборатории осуществляется в следующих формах:
- тематические совещания;
- семинары,
- обзор источников;
- разработка ресурсов;
- анкетирование, диагностические исследования, анализ;
- разработка методических материалов.
Деятельность Лаборатории опирается на междисциплинарный подход в формировании и развитии функциональной грамотности учащихся.
Информационно-ресурсное обеспечение:
- создание ресурса в сети Интернет по деятельности лаборатории;
- подбор и размещение информационных ресурсов по направлениям деятельности лаборатории;
- распространение методических рекомендаций по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся.
Учебно-методическое обеспечение:
- организация и проведение образовательных событий (семинаров, лекций, вебинаров т.п.) по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся, способствующих непрерывному профессиональному развитию кадров;
- консультативная деятельность по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся;
- Содействие включению в профессиональную деятельность педагогов новой системы учебных заданий и педагогических ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности.
Организационно-методическое обеспечение:
- формирование банка данных опытных высокопрофессиональных руководителей и тьюторов по развитию ФГ для профессионального обобщения и масштабирования педагогического опыта учителей по формированию и развитию функциональной грамотности;
- выявление и диссеминация практик школ района по вопросам формирования функциональной грамотности;
- подготовка и проведение методических событий по вопросам формирования функциональной грамотности.
Проектно-разработческое обеспечение:
- коллективное проектирование программ внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности;
- разработка банк заданий (комплексное задание) для учащихся, направленных на формирование функциональной грамотности.
Экспертно-аналитическое обеспечение:
- изучение и анализ готовности педагогов и управленческих команд к формированию функциональной грамотности, выявление профессиональных дефицитов и проблемных зон;
- анализ успешности педагогических способов, направленных на формирование и развитие функциональной грамотности.
В результате работы над проектом будут выявлены лучшие практики формирования ФГ, разработаны методические рекомендации по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся.