Управление и проектирование в дошкольной образовательной организации: Опыт работы МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида» Приволжского района города Казани

Халикова Эльза Магсумовна
старший воспитатель
Высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида»
Приволжского района г.Казани


Дошкольное образование — это один из ключевых этапов в жизни ребенка, когда закладываются основы его личностного и интеллектуального развития. В связи с высокими требованиями современности, управление и проектирование в дошкольных образовательных организациях становятся особенно актуальными. Эти процессы помогают создать комфортную, развивающую и безопасную среду для детей, а также обеспечивают сотрудничество с родителями и местным сообществом. В данной статье мы поделимся опытом управления и проектирования на примере работы нашего детского сада.

1. Стратегическое управление и системный подход

На начальном этапе работы нашего детского сада была разработана программа развития, которая основывалась на анализе потребностей детей и родителей, а также на актуальных тенденциях в дошкольном образовании. В рамках программы были определены основные цели и задачи:

- Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку.

- Формирование познавательной активности и эмоционального интеллекта у детей.

- Создание безопасной и комфортной образовательной среды.

В процессе реализации программы уделялось внимание не только образовательным аспектам, но и физическому, социальному и эмоциональному развитию детей. Системный подход позволил интегрировать культурные и образовательные компоненты, обеспечивая целостность образовательного процесса.

2. Проектирование образовательного процесса

Основой нашего подхода к проектированию образовательного процесса стало использование деятельностного метода обучения. Мы разработали образовательную программу «Маленькими шагами к большим успехам», которые включали элементы научного исследования, игры и творчества. Примером могут служить следующие методические разработки по конкретным направлениям образовательного процесса:

- «Пушистые фантазии» (оригами из махровых полотенец) (Диплом III степени Республиканского конкурса инновационных программ и методических разработок, ИРО РТ, 2014 год),

- «Мультфильмы – это здорово» (организация мультстудии в условиях ДОО).

- «Добрая страна»(профилактика конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста)

- «Мы любим играть» (развитие социально-коммуникативных способностей детей средствами режиссерской игры)

- Работа с родителями «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» («Взаимодействие семьи и ДОУ по социально-коммуникативному развитию в различных видах совместной деятельности»)

- художественно-эстетическое развитие «Маленькими шагами к большим успехам» (использование фонопедического метода в развитии певческого голоса у детей дошкольного возраста) (адаптированная методика В.В. Емельянова «Фонопедический метод»). Данная разработка была представлена на IVгородской конкурс инновационных программ и методических разработок в 2014 году, имеет сертификат о внесении разработки в городской реестр инновационных разработок.

- Речевое развитие: «Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с нарушением речи в процессе апробации интерактивной среды и речемыслительного тренажера», «Уйнап ?с?без» (Роль игры в обучении татарскому и родному языку)

- Физическое развитие: «Развитие физических способностей детей дошкольного возраста с использованием игровых методов».

- «Наши маленькие исследователи», в рамках которого дети изучали природу и окружающий мир через игры, эксперименты, интеллект карты

Каждый проект начинался с обсуждения детьми в группах: что именно они хотят узнать и исследовать. Это создало у них чувство вовлеченности и ответственности за процесс обучения. Педагоги играли роль фасилитаторов, направляя и поддерживая детей в их исследованиях.

3. Креативная и развивающая среда

Одним из ключевых этапов нашего проектирования было создание развивающей среды. Мы понимали, что дизайн пространства оказывает значительное влияние на ребенка. Поэтому в нашем детском саду:

- Элементы пространства были разделены на зоны: игровая, учебная, творческая и зона отдыха. Каждая зона наполнялась соответствующими материалами и игрушками.

Мы регулярно обновляли содержание игровых уголков, учитывая интересы и потребности детей. Так, когда произошел интерес к теме космоса, мы создали уголок астронома с книгами, моделями планет и игровыми комплектами для исследовательской деятельности.

4. Взаимодействие с родителями и сообществом

Мы осознали, что успех образовательного учреждения во многом зависит от сотрудничества с родителями. Работа с родителями проводится в рамках проекта «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я». В нашем детском саду создан родительский комитет, который участвует в планировании мероприятий, обсуждении образовательных программ и обеспечении обратной связи между педагогами и родителями. Это взаимодействие дает возможность вовлечь родителей в образовательный процесс, что повысило их удовлетворенность и доверие к детскому саду.

В дополнение ко всем мероприятиям, мы организовывали открытые дни, на которых родители могли увидеть, как проходят занятия, и оценить подходы, используемые педагогами. Это создало атмосферу открытости и сотрудничества.

5. Оценка качества образовательного процесса

Для оценки качества работы детского сада мы использовали множество методов. Каждый год проводился анализ образовательных результатов детей, и по итогам оценивались достижения и недостатки.

- «Мониторинг прогресса»: использование системы мониторинга, включавшего регулярные наблюдения за детьми, а также их порой формализованные результаты, помогала выявлять сильные и слабые стороны.

- «Отзывы родителей: Проведение анкетирования родителей позволило понять их мнение о работе детского сада и оценить уровень удовлетворенности услугами.

- «Внешняя оценка» МКДО: Привлечение независимых экспертов для анализа нашей работы дало объективную картину и новые идеи для дальнейшего развития.

6. Инновации и развитие

С каждым годом мы стремимся обновлять наши программы и методы работы. Внедрение новых технологий обучения, таких как игровые технологии, ненавязчивые игры на интерактивной доске, проектная деятельность, эмоциональное воспитатние и благополучие помогают детям развивать навыки XXI века.

Наши педагоги постоянно проходят курсы повышения, посещают онлайн и офлайн семинары, вебинары, участвуют в инновационной и экспериментальной деятельности в рамках районной («Шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста» 2022-2025г.), городской(Ментальные карты как средство познавательного развития дошкольников 2017-2020г.г) республиканской (Реализация проекта по апробации учебно-методических комплексов по речевому развитию детей дошкольного возраста 2021-2023гг.), федеральной (Маленькими шагами к большим успехам»2016-2020гг.) экспериментальной и инновационных площадок, что позволяет им осваивать новшества и применять их в своей практике.

Заключение

Управление и проектирование в дошкольной образовательной организации блестяще справились с задачей создания развивающей среды для детей. Наш опыт показал, что системный подход, проектирование образовательного процесса, активное взаимодействие с родителями и множественное применение инновационных методов играют ключевую роль в успешной реализации образовательной программы.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и единой формулы для всех не существует. Однако, приняв во внимание интересы, потребности и индивидуальные особенности детей, мы можем создать тот самый уютный и безопасный уголок, где каждый малыш сможет развиваться, учиться и радоваться. Каждый день, проводимый в детском саду, — это уникальная возможность для детей, родителей и педагогов совместно создавать мир открытий и знаний.


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика