Халикова Эльза Магсумовна
старший воспитатель
Высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида»
Приволжского района г.Казани
Дошкольное образование — это один из ключевых этапов в жизни ребенка, когда закладываются основы его личностного и интеллектуального развития. В связи с высокими требованиями современности, управление и проектирование в дошкольных образовательных организациях становятся особенно актуальными. Эти процессы помогают создать комфортную, развивающую и безопасную среду для детей, а также обеспечивают сотрудничество с родителями и местным сообществом. В данной статье мы поделимся опытом управления и проектирования на примере работы нашего детского сада.
1. Стратегическое управление и системный подход
На начальном этапе работы нашего детского сада была разработана программа развития, которая основывалась на анализе потребностей детей и родителей, а также на актуальных тенденциях в дошкольном образовании. В рамках программы были определены основные цели и задачи:
- Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку.
- Формирование познавательной активности и эмоционального интеллекта у детей.
- Создание безопасной и комфортной образовательной среды.
В процессе реализации программы уделялось внимание не только образовательным аспектам, но и физическому, социальному и эмоциональному развитию детей. Системный подход позволил интегрировать культурные и образовательные компоненты, обеспечивая целостность образовательного процесса.
2. Проектирование образовательного процесса
Основой нашего подхода к проектированию образовательного процесса стало использование деятельностного метода обучения. Мы разработали образовательную программу «Маленькими шагами к большим успехам», которые включали элементы научного исследования, игры и творчества. Примером могут служить следующие методические разработки по конкретным направлениям образовательного процесса:
- «Пушистые фантазии» (оригами из махровых полотенец) (Диплом III степени Республиканского конкурса инновационных программ и методических разработок, ИРО РТ, 2014 год),
- «Мультфильмы – это здорово» (организация мультстудии в условиях ДОО).
- «Добрая страна»(профилактика конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста)
- «Мы любим играть» (развитие социально-коммуникативных способностей детей средствами режиссерской игры)
- Работа с родителями «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» («Взаимодействие семьи и ДОУ по социально-коммуникативному развитию в различных видах совместной деятельности»)
- художественно-эстетическое развитие «Маленькими шагами к большим успехам» (использование фонопедического метода в развитии певческого голоса у детей дошкольного возраста) (адаптированная методика В.В. Емельянова «Фонопедический метод»). Данная разработка была представлена на IVгородской конкурс инновационных программ и методических разработок в 2014 году, имеет сертификат о внесении разработки в городской реестр инновационных разработок.
- Речевое развитие: «Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с нарушением речи в процессе апробации интерактивной среды и речемыслительного тренажера», «Уйнап ?с?без» (Роль игры в обучении татарскому и родному языку)
- Физическое развитие: «Развитие физических способностей детей дошкольного возраста с использованием игровых методов».
- «Наши маленькие исследователи», в рамках которого дети изучали природу и окружающий мир через игры, эксперименты, интеллект карты
Каждый проект начинался с обсуждения детьми в группах: что именно они хотят узнать и исследовать. Это создало у них чувство вовлеченности и ответственности за процесс обучения. Педагоги играли роль фасилитаторов, направляя и поддерживая детей в их исследованиях.
3. Креативная и развивающая среда
Одним из ключевых этапов нашего проектирования было создание развивающей среды. Мы понимали, что дизайн пространства оказывает значительное влияние на ребенка. Поэтому в нашем детском саду:
- Элементы пространства были разделены на зоны: игровая, учебная, творческая и зона отдыха. Каждая зона наполнялась соответствующими материалами и игрушками.
Мы регулярно обновляли содержание игровых уголков, учитывая интересы и потребности детей. Так, когда произошел интерес к теме космоса, мы создали уголок астронома с книгами, моделями планет и игровыми комплектами для исследовательской деятельности.
4. Взаимодействие с родителями и сообществом
Мы осознали, что успех образовательного учреждения во многом зависит от сотрудничества с родителями. Работа с родителями проводится в рамках проекта «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я». В нашем детском саду создан родительский комитет, который участвует в планировании мероприятий, обсуждении образовательных программ и обеспечении обратной связи между педагогами и родителями. Это взаимодействие дает возможность вовлечь родителей в образовательный процесс, что повысило их удовлетворенность и доверие к детскому саду.
В дополнение ко всем мероприятиям, мы организовывали открытые дни, на которых родители могли увидеть, как проходят занятия, и оценить подходы, используемые педагогами. Это создало атмосферу открытости и сотрудничества.
5. Оценка качества образовательного процесса
Для оценки качества работы детского сада мы использовали множество методов. Каждый год проводился анализ образовательных результатов детей, и по итогам оценивались достижения и недостатки.
- «Мониторинг прогресса»: использование системы мониторинга, включавшего регулярные наблюдения за детьми, а также их порой формализованные результаты, помогала выявлять сильные и слабые стороны.
- «Отзывы родителей: Проведение анкетирования родителей позволило понять их мнение о работе детского сада и оценить уровень удовлетворенности услугами.
- «Внешняя оценка» МКДО: Привлечение независимых экспертов для анализа нашей работы дало объективную картину и новые идеи для дальнейшего развития.
6. Инновации и развитие
С каждым годом мы стремимся обновлять наши программы и методы работы. Внедрение новых технологий обучения, таких как игровые технологии, ненавязчивые игры на интерактивной доске, проектная деятельность, эмоциональное воспитатние и благополучие помогают детям развивать навыки XXI века.
Наши педагоги постоянно проходят курсы повышения, посещают онлайн и офлайн семинары, вебинары, участвуют в инновационной и экспериментальной деятельности в рамках районной («Шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста» 2022-2025г.), городской(Ментальные карты как средство познавательного развития дошкольников 2017-2020г.г) республиканской (Реализация проекта по апробации учебно-методических комплексов по речевому развитию детей дошкольного возраста 2021-2023гг.), федеральной (Маленькими шагами к большим успехам»2016-2020гг.) экспериментальной и инновационных площадок, что позволяет им осваивать новшества и применять их в своей практике.
Заключение
Управление и проектирование в дошкольной образовательной организации блестяще справились с задачей создания развивающей среды для детей. Наш опыт показал, что системный подход, проектирование образовательного процесса, активное взаимодействие с родителями и множественное применение инновационных методов играют ключевую роль в успешной реализации образовательной программы.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и единой формулы для всех не существует. Однако, приняв во внимание интересы, потребности и индивидуальные особенности детей, мы можем создать тот самый уютный и безопасный уголок, где каждый малыш сможет развиваться, учиться и радоваться. Каждый день, проводимый в детском саду, — это уникальная возможность для детей, родителей и педагогов совместно создавать мир открытий и знаний.