Возможности использования теории поколений для построения взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями

Исламова Гузель Рамилевна
заведующий
МБДОУ «Детский сад №115 комбинированного вида
с татарским языком воспитания и обучения»
Советского района г.Казани


Современная социокультурная ситуация в мире и в России ставят новые задачи перед образовательными организациями всех уровней. Пандемия Covid, связанные с ней кризисные явления в экономике, рост социальной напряженности, увеличившиеся психологические нагрузки – все это осложняет процесс реформирования системы образования. Как представители психолого-педагогической науки, так и практики, работающие в системе дошкольного образования, отчетливо осознают необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы.

Достижение образовательных и воспитательных целей возможно только в процессе постоянного взаимодействия в образовательной системе ДОУ с различными представителями, в том числе с семьями воспитанников, как социальными партнерами. Это особенно важно в контексте нового Закона «Об образовании», который кардинально пересматривает взаимоотношения родителей воспитанников и ДОУ. В соответствии с положениями этого закона, родители квалифицируются как первые педагоги своих детей, а роль ДОУ осмысляется как помощь семье в образовании и воспитании детей. Это в корне меняет задачи ДОУ, которое должно увидеть в родителях ответственных участников образовательных отношений, обеспечить им профессиональную помощь в воспитании и образовании ребенка, скоординировать воспитательные действия родителей и педагогов по развитию его способностей.

Современное родительство нередко характеризуется высокой занятостью профессиональным трудом, недостаточным участием в жизни ребенка и детского сада, когда вместо живого общения все члены семьи проводят свободное время в цифровом пространстве.[1] Педагоги дошкольных образовательных организаций испытывают трудности в общении с родителями, сталкиваются с неэффективностью традиционных способов взаимодействия.

Одна из перспективных форм научного осмысления социально-психологических особенностей современных родителей дошкольников – теория поколений (Strauss & Howe, 1997).[2] Они утверждают, что примерно каждые 20 лет происходит смена поколений, каждое из которых обладает сходными чертами. Формирование личности, проходившее в одну историческую эпоху, определяет общность убеждений, ценностей и моделей поведения. Адаптация теории поколений применительно к России, предложенная Е. Шамис.[3], позволяет отнести сегодняшних дошкольников к «поколению Z» («зумеры», «цифровые люди»), а большую часть родителей–к «поколению Y» («игреки», «миллениалы», поколение «некст»). Это люди, родившиеся в период с 1984 по 2005 годы, и пережившие такие события как распад Советского союза, кризис 90-х годов, появление новых инфекций, террористические акты. Миллениалам свойственно умение выживать в тяжёлых условиях, бороться, отстаивая свои ценности, надеяться и искать. Независимые, уверенные в себе, активные и свободные —они очень отличаются от других поколений.[3] Взросление совпало с переломным моментом в истории России—старый общественно-политический строй был разрушен, а новый ещё не построен. С одной стороны— пустые прилавки магазинов, безработица, развал экономики, с другой—появление редких зарубежных товаров («Пепси, пейджер, MTV…»), западной музыки и распространение информационных технологий. Первые пейджеры, мобильные телефоны и персональные компьютеры, первый «Сникерс» и очередь в первый Макдональдс (1990 год). Игреки с головой окунулись в компьютерные игры, сетевое общение и мировую популярную культуру в поисках своего места. Игреки встретили новое тысячелетие в юные годы, поэтому привыкли к переменам (причём не всегда благоприятным), поиску своего места в мире. Представители Y-ов отдают предпочтение эмоциональному вместо прагматического и верят, что нет ничего невозможного. Они непостоянны, стремятся к самореализации, но не спешат обзаводиться семьей.

Дошкольники, посещающие сейчас ДОУ – представители поколения Z. Это первое поколение в России, родившееся и выросшее в среде цифровых технологий. Они с ранних лет умеют пользоваться смартфонами и не представляют мира без интернета. Они являются частью глобального сообщества, видят весь мир и могут показать себя всему миру, нажав кнопку записи видео на своём смартфоне. Исследователи говорят, что поколение ещё находится в процессе формирования и определения своих ценностей. Однако многие черты уже проявляются. Согласно теории Strauss & Howe, это поколение будет в чем-то схожим с одним из прежних поколений-«молчаливыми»: опосредованные знания о мире, одиночество и осторожность. Однако причины одиночества «поколения гаджетов»— преобладание цифрового общения и неразвитость навыков личного общения. В живой коммуникации современным подросткам сложно читать язык тела, слушать собеседника, применять эмпатию и интуицию. Поэтому опасаясь проблем и дискомфорта, многие из них избегают живого общения (особенно с представителями противоположного пола) и все больше времени проводят в социальных сетях. Осторожность представителей Z-ов сравнима с поколениями эпохи кризиса. «Зумеры» редко гуляют и вообще выходят на улицу, реже устраивают вечеринки, знают, что их ошибки и слова могут заснять на видео и выложить в сеть на всеобщее обозрение.

Цифровая открытость сейчас у современной молодежи формируют страх сказать или сделать что-то не так. Но если в предыдущих поколениях «судьями» были идеология и система, то у Z-ов идеалы отсутствуют, а систему критериев определяют лидеры мнений, сообщества, блогеры, известные личности. Естественно, развитие интернета, технологий и продуктов массового потребления не могло не повлиять на мышление. Современные дети и молодые люди могут одновременно смотреть кино, делать уроки или работу и вести переписку в чате. Многозадачность и продуктивность — это хорошо. Но учёных, родителей и учителей беспокоит его оборотная, негативная сторона — клиповое мышление. Большинство «зедов» не умеют долго концентрироваться на чём-либо, им тяжело работать без моментальных результатов. Это поколение с трудом воспринимает тексты учебников, предпочитая видео и картинки. Память часто беспорядочна, поверхностна и кратковременна. С одной стороны, поколение Z имеет доступ ко всем знаниям человечества, чего не было никогда прежде. С другой стороны, они тратят больше времени на пустое общение, развлечения, чем на саморазвитие. Они видят многообразие мира, культур, возможностей, но часто теряют личностность, самобытность, следуя моде и трендам. [4]

В России теорию поколений активнее всего используется маркетологами для создания продуктов и поиска подходов к каждой целевой аудитории, сотрудниками кадровых служб и управленцами для построения оптимальных стратегий использования сотрудников, учитывающих поколенные особенности.

Родителям и педагогам также стоит обратить на неё внимание. На сегодняшний день биржа труда пополняется миллионами молодых людей и девушек. Их подход к работе и построение схемы ведения переговоров, в корне, отличаются от предшественников. Нельзя сказать, что это лучше или хуже — данные изменения нужно принять как факт.

Однако, многих предпринимателей из предыдущего поколения волнует вопрос, как находить способы общения со вчерашними детьми. А именно, инструменты для мотивации, чтобы повысить работоспособность и коэффициент полезного действия. Попытка понять, что движет поколениями, поможет руководителям компаний максимально эффективно отстроить HR-процесс и обеспечить развитие бизнеса. Используя ценностный подход, заложенный в теорию поколений, мы разрабатываем мотивационные программы, социальные мероприятия, предлагаем различные инструменты управления. [5]

Наряду с активным использованием теории поколений в маркетинге и в бизнесе, в литературе отсутствуют исследования и применение теории поколений в системе образования, а именно, в дошкольных образовательных учреждениях. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать нельзя, можно лишь подавить или запугать ребенка. В этой связи в построении взаимодействия педагогов и управленцев дошкольного образовательного учреждения исследование возможностей теории поколений представляется перспективным, позволяющим лучше учитывать ценности и потребности современных родителей.

Литература:

1. Киселева Е.А., Орестова В.Р. Социально-психологический портрет родителей современных дошкольников//Вестник РГГУ. Сер. «Психология. Педагогика. Образование» 2018. № 1(11).С. 77–88. DOI: 10.28995/2073-6398-2018-1-77-88

2. Strauss & Howe, 1991

3. Шамис, Е. Теория поколений [Электронный ресурс] / Е. Шамис, А. Антипов // Психология и бизнес. – Режим доступа: https://psycho.ru/library/2581(дата обращения: 20.01.2019)

4. «Амплуа» // Теория поколений, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.trainings.ru/library/dictionary/teoriyapocoleniy /(дата обращения: 14.10.2017)

5. Жданов Б. Как теория поколений влияет на бизнес [Электронный ресурс] №4/2012 Информационные технологии для менеджмента–Режим доступа: http://www.topobzor.com/kakteoriya-pokolenij-vliyaet-na-biznes/.html


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика