Проектная деятельность старшеклассников в образовательной организации

Фомина Евгения Александровна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Лицей № 145» Авиастроительного района


Проектная деятельность школьников сегодня занимает важное место в системе современного школьного образования. К разным аспектам этой проблемы часто обращаются не только педагоги, а также психологи и социологи. В историографии можно выделить несколько диссертационных исследований, в которых анализируются познавательный аспект проектной деятельности. Ю.К. Нимировская отмечает важность проектной деятельности в образовательном процессе и делает вывод, что успешная работа ученика в проекте определяет профессионализмом самого педагога, который при выборе в первую очередь руководствуется компетенциями, которые необходимо сформировать у школьника разной ступени. [1]

О.А. Гребенникова рассматривает проектную деятельность как универсальный способ развития познавательных интересов учащихся. Автор также акцентирует внимание на большие педагогические возможности, которые несет в себе проектная деятельность. Она отмечает, что успех такой деятельность зависит от умений педагога, который должен опираться на субъектный опыт учащихся и учитывать индивидуально-личностные особенности учащихся. [2]

В исследовании Л.Ф. Зиангировой приводится результат социологического опроса педагогов, который показал, что 50% всех проектов носят монопредметный характер, так как они занимают меньше времени и простые в исполнении как для учащегося так и для учителя. По данным анкетирования учителей автор приходит к выводу, что профессионализм учителя и его активное участие в проекте имеет большое значение для реализации данной деятельности, т.е. педагогические условия проекта оказывают большое значение в реализации познавательной активности учащихся. [3]

Ю.В. Агапов обращает внимание на коммуникативные навыки, приобретаемые учениками в процессе работы над исследовательскими проектами и их значимости в их дальнейшей учебе и профессиональной деятельности. [4] Эту мысль продолжает О.А. Козлова рассматривая коллективный проект старшеклассников и делает вывод о том, что проектная деятельность играет большую роль в формировании навыков коммуникации и социализации. [5]

Модно отметить, что авторы в первую очередь обращают внимание на педагогические условия, в которых реализуется проектная деятельность и на реализацию основных компетенций учащихся, предусмотренных государственными стандартами. Однако необходимо отметить еще один важный на наш взгляд аспект, который нашел свое отражение в работе Е.В. Буреевой. Автор использует проект «Современник», который «включает в себя разнообразные формы работы, использование которых в совокупности позволяет вызвать у студентов высших учебных заведений интерес к изучению истории». [6] Данный проект личностно ориентирован на интересы студентов и связан с историей их семьи. [7]

Таким образом, еще одной важной составляющей проектной деятельности старшеклассников, которая способствует высокой результативности данного вида деятельности является мотивация и заинтересованность, т е. тема должна быть лично значима и лично ориентирована для ученика. Такой подход приводит к повышению интереса к учебного предмету и более глубокому его изучению.

Говоря о гуманитарных предметах, необходимо отметить, что проекты построенные на исследовании истории семьи и своего коллектива, имеют также большое патриотическое значение. Патриотическое воспитание в школе играет основополагающую роль в становлении высоконравственной личности;

Вопрос 1. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях дополнительного образования?

1) Да

2) Нет

Вопрос 2. Если да, то, в каких кружках, секциях?

Вопрос 3. Удается ли Вам распределять свое время, при совмещении учебы и кружка?

1) Удается

2) Удается, но с трудом

3) Не удается

Вопрос 4. Почему Вы начали заниматься в кружке, секции?

1) Личный интерес

2) Посоветовали родители

3) Посоветовали друзья/знакомые

Вопрос 5. Как занятия в кружке, секции влияет на Вашу успеваемость в школе?

1) Положительно

2) Отрицательно

3) Равнодушно

В опросе участвовали родители учащихся и другие члены их семей, для которых также были составлены вопросы.

Полученные результате были проанализированы, в результате чего исследовательская группа сделала ряд выводов: 1) участие в дополнительном образовании способствует улучшению качества основного образования самих учащихся; 2) важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком предмета (вида) деятельности; 3) оно востребовано детьми, родителями, педагогами и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности; 4) учреждения дополнительного образования детей создают «стартовые» возможности каждому ребёнку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития; 5) главное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Полученные результаты проектного исследования были опубликованы на сайте школы и вызвали большой интерес как самих респондентов – учеников школы, так и педагогического коллектива. Старшеклассники – участники проекта, которые не занимались в системе дополнительного образования, задумались о такой возможности.

Отношение к проектной деятельности старшеклассников самое разнообразное среди педагогического сообщества. Результативность такого вида работы обусловлено целым радом разнообразных факторов, среди которых на наш взгляд важную роль играет мотивация ученика, его личная заинтересованность в самом проекте и его результате.

Список литературы

1. Агапов Ю.В. Организация образовательного процесса с целью формирования и развития метапредметных компетенций старшеклассников в исследовательской и проектной деятельности // Современное образование: наука и практика. 2020 - № 2(15). - С. 23-27.

2. Буреева Е.В. Студенческий научный проект «Современник» как способ повышения интереса к изучению истории у современной молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - № 1(34). - С.43-45. DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0009.

3. Буреева Е.В., Волков Ф.Н. «Тыловые будни жителей ТАССР в период Великой Отечественной войны»: по воспоминаниям Волкова Ф. Е. // Гуманитарные науки в XXI веке: научный Интернет-журнал. - 2018. - № 10. - С. 1-7.

4. Гребенникова О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников. - Великий Новгород: «Инфрма-М», 2005. - 23 с.

5. Зиангирова Л.Ф. Развитие познавательной активности старшеклассников в процессе проектной деятельности. – Уфа: «Инфрма-М», 2009. - 24 с.

6. Козлова О.А. Организация проектной деятельности как фактор социализации старшеклассников. Пенза: «Ютас», - 2007. - 22с.

7. Нимировская Ю.К. Формирование навыков проектной деятельности старшеклассников в образовательном процессе // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. - 2016. - № 2. - С. 41-45.


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика