Анимированные презентации как метод современного воздействия в условиях инклюзивного образования

Данилова Вера Сергеевна,
учитель-дефектолог,
заместитель директора по учебной работе
Курмаева Айгуль Рустамовна,
учитель начальных классов
МБОУ “Гимназия № 126” Советского района г.Казани


В настоящее время в Республике Татарстан насчитывается более 13 тыс. детей с ОВЗ, в г. Казани около 6 тыс. детей с ОВЗ. Часть детей с особенностями в развитии обучаются в общеобразовательном учреждении. Данные дети могут обучаться как в инклюзивных классах, так и в отдельных классах при общеобразовательной школе.

В каждой образовательной организации должны быть созданы специальные условия для получения образования детьми с особенностями в развитии [1, с. 25].

Под специальными условиями понимаются условия обучения, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств.

Важным специальным условием в работе каждого педагога является применение современных методов. На данный момент широкое распространение получили информационно – коммуникационные технологии [2, с. 72].

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательно-воспитательного процесса на всех этапах педагогической деятельности [3, с. 25].

Информационно – коммуникационные технологии в образовании становится все более актуальным, так как позволяют средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников [3, с. 47].

В своей работе как средство ИКТ мы рассматриваем применение анимированных презентаций.

Анимированные презентации – это вид презентаций, на которых информация представлена с использованием анимации. Анимированные презентации являются достаточно современным методом коррекционного воздействия. В данном методе упор делается на визуальное восприятие и запоминание информации.

Анимированные презентации создаются в PowerPoint. Это программа для презентаций, где можно создать различные анимации. На слайд можно добавить текст, схему, картинки и сделать их анимированными. К любой анимации можно добавить звуковой эффект, чтобы наиболее привлечь внимание зрителя. Каждое занятие с использованием анимированных презентаций является комплексным, то есть представляет собой комбинацию традиционных и современных методов обучения.

На каждом из этапов занятий педагог поддерживает ребенка, контролирует процесс восприятия и вовлеченности, кроме того, оказывает индивидуальную помощь во время занятия.

Технологию можно применять на разных формах занятий – на индивидуальном, подгрупповом и групповом. Так же презентацию можно создать на любую задачу или этап урока – повтор знаний, приобретение новых знаний и т.д.

Для реализации данной технологии необходимы организационно-управленческие условия: педагог должен сам провести диагностику детей, разработать программу и анимированные презентации; организовать и провести работу по реализации данной программы, оценить ее эффективность.

Предметно-пространственные условия: для занятий педагога необходим рабочий кабинет/класс для проведения занятий в подгрупповой и групповой форме. Класс должен быть оснащен партами и стульями.

Информационные условия включают в себя наличие ноутбука или компьютера, интерактивной доской и проектора.

Программно-методические условия включают разработанную программу с методическими рекомендациями.

Ожидаемые качественные результаты:

- занятия становятся динамичными;

- улучшается запоминание информации;

- повышается интерес детей к изучаемому материалу и, тем самым,

- улучшается качество коррекционного процесса.

Ожидаемые количественные результаты:

- повысилась концентрация и переключение внимания;

- улучшился уровень пространственной сообразительности;

- повысилась успеваемость;

- повысилось качество усваиваемых знаний;

- улучшился навык осуществления самоконтроля, оценивания себя, поиска и исправления свои ошибок.

В 2023-2024 году данная технология апробировалась на 24 детях с ЗПР. Метод анимированные презентации применялся на занятиях и использовался в соответствии с СанПиН как часть занятия. Анимированные презентации создавались по темам адаптированной программы.

Первичное и итоговое диагностическое обследование проводилось по «Методика исследования словесно-логического мышления младших школьников (Э.Ф. Замбацявичене)». Результаты обследования представлены в таблице 1.

Используя данную технологию результаты итогового исследования показали, что достаточное количество детей перешли из среднего уровня в высокий. Кроме того, один ребенок с ЗПР из первого класса перешел из низкого уровня в средний.

В ходе анализа результатов диагностического исследования были отмечены положительные результаты:

- зрительное и слуховое восприятие, зрительно-моторная координация, произвольная память, активизируется внимание ребенка, образное и абстрактное мышление, произвольность, умение построить план действий;

- формируется познавательная мотивация;

- формируется словарный запас;

- исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенного материала;

- дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

Таким образом, с помощью анимированной презентации упор делается на визуальное восприятие и запоминание информации, благодаря яркой и качественной анимации повышается интерес к занятию. Одной из задач данной технологии является адаптация учебной информации, представления ее в виде простой и доступной анимированной презентации для лучшего понимания детьми и усвоения.

1. Рубцов В.В., Алехина С.В., Хаустов А.В. Непрерывность инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями // Психолого-педагогические исследования, 2019. – 347 с.

2. Состояние и динамика инвалидности, комплексная реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации: ежегодный доклад / А.В. Вовченко, В.С. Фисенко, Д.Е. Грибов и др.; под ред. М.А. Дымочки. – М.: ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, 2022. – 436 с.

3. Троицкая, Е. А. Информационные технологии в учебном процессе: учеб. пособие / Е. А. Троицкая, Л. А. Артюшина; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Изд. доп. и перераб. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2020. – 166 с.


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика