Пичугина Марина Вавиловна,
директор Гирфанутдинова Наталья Михайловна,
заместитель директора
МБОУ «Гимназия №8–Центр образования»
Советского района г.Казани


Формирование функциональной грамотности у современных школьников является главным трендом современного образования. Современные вызовы общественного развития предполагают наличие такой системы образования, которая подготовит школьников к жизни в быстро меняющейся реальности, способности к критическому, творческому мышлению, способности к совместной работе и адаптации к меняющимся технологиям в быту и на производстве.

Актуальность формирования функциональной грамотности как вектора обновления содержания образования отражена в федеральных государственных образовательных стандартах, примерных рабочих программах, в которых акцент сделан на необходимость овладения предметными знаниями в сочетании с умениями их применять для решения реальных проблем.

Перед каждым педагогическим коллективом стоит задача оптимальным образом выстроить работу по формированию функциональной грамотности у обучающихся. Решение этой задачи возможно в единстве двух составляющих: методическое сопровождение профессионального развития педагогов по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся, а также готовность и желание учеников работать над формированием всех видов функциональной грамотности.

Управленческая поддержка этого процесса предполагает информационное, организующее, стимулирующее и методическое сопровождение педагогического коллектива, а целеполагание данного процесса основано на выработке критериальных определений эффективности работы по формированию функциональной грамотности

Целью организационного этапа работы по данной проблеме являлось формирование у педагогических работников теоретических основ и методических подходов к развитию функциональной грамотности школьников. Была проведена диагностика для выявления профессиональных дефицитов педагогов в сфере функциональной грамотности, разработана дорожная карта гимназии и программы самообразования педагогов с учетом новых подходов к развитию функциональной грамотности и сформировалась проблемно-творческая группа для решения поставленных задач. В эту группу вошли руководители методических объединений и творчески работающие педагоги.

Для наиболее продуктивной работы команда школьных тьюторов укрепляла коллегиальное сотрудничество через такие формы как наставничество, адресная помощь и сопровождение. Наиболее популярными формами совершенствования профессиональных компетенций в этой сфере педагоги считали практические семинары внутри коллектива, обмен опыта с коллегами. Исходя из этого, были проведены следующие практико-ориентированные семинары: «Функциональная грамотность школьников в сфере реализации ФГОС», «Особенности заданий на формирование ФГ», «Технология проектных задач как способ формирования ФГ обучающихся». Тематика педагогических советов также подчеркивала актуальность проблемы формирования функциональной грамотности у обучающихся: «Функциональная грамотность: от тренда к рутине, от задач к результатам», «Технологические основы формирования функциональной грамотности школьников», «Функциональная грамотность школьников: способы и приемы формирования».

Основываясь на методических рекомендациях по формированию функциональной грамотности ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» были определены подходы к модели формирования функциональной грамотности.

Педагогический коллектив в основу работы принял постулат, что общими компетенциями, оказывающими влияние на формирование функциональной грамотности обучающихся, являются:

- понимание текста;

- умение обобщать полученную информацию;

- умение выделять важное для решения задачи;

- умение перевести информацию в необходимый формат;

- умение осуществить синтез новой информации из имеющейся.

К этим компетенциям добавляются дополнительные в соответствии с различными направлениями функциональной грамотности.

Существует несколько аспектов в системной работе по формированию ФГ:

- изменение образовательной парадигмы – компетентностный подход;

- содержание обучения – комплексное (междисциплинарное) изучение проблем, включая жизненные ситуации;

- характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса – сотрудничество, деятельностный подход;

- доминирующий компонент организации образовательного процесса – практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельности, основанные на творчестве обучающихся, проявлении самостоятельности и активности.

- характер контроля – комплексная оценка образовательных результатов по трём группам (личностные, предметные, метапредметные).

Школьная модель формирования функциональной грамотности состоит из следующих компонентов:

В многочисленных методических сборниках рекомендуются разнообразные техники и технологии, которые помогают формировать у обучающихся функциональную грамотность. В процессе работы над этой задачей нам стало ясно, что формировать функциональную грамотность можно только в тесном единстве с академической грамотностью, а также с учетом межпредметности и метапредметности.

В практику нашей школы вошло проведение Дней Единой темы. Такая форма работы позволяет эффективно решать задачу по формированию функциональной грамотности.

В качестве одного из примеров приведем цикл уроков, проведенных в 6 классе. Когда ребята пришли на урок истории, они услышали, что в этот день уроки будут посвящены одной теме. А сформулировать, назвать тему урока они должны будут сами, в конце учебного дня. По истории в это время изучался период феодальной раздробленности, и ученики отправились в Новгород, как один из центров удельной Руси.

Обучающимся были предложены следующие задания:

- прочитав текст из учебника, выделить, что относится к особенностям политического устройства Новгорода; выполнить практическое задание: соотнести элементы схемы, термины и символы;

- познакомиться с отрывками текстов (академический научный текст и былина), выделить, что общего в содержании;

- определить по тексту, о каких географических объектах идет речь (город, страна, реки, озера, острова), сколько направлений торговых путей можно выделить;

- определить, что объединяет две иллюстрации (лодки и ладьи перетаскивают по суше), ответ найти в тексте (волоки);

- возвращаясь к текстам, ученики должны найти жанровое отличие (научный текст и былина).

На уроке литературы были предложены следующие задания:

- умение найти информацию в тексте. Историческая правда и вымысел в былине «Садко». Наблюдения отразить в таблице и сделать вывод о своеобразии жанра;

- акцентное вычитывание лиро-эпического текста. Развернутый ответ на проблемный вопрос «Чем Садко отличается от других новгородских купцов?»

- задание с выбором ответа. Тест на умение находить и определять художественные средства выразительности, характерные для устного народного творчества;

- задание на установление соответствий между разными видами искусств на одну и ту же тему. Работа с фрагментами из кинофильма и былины.

Урок математики продолжил формирование функциональной грамотности в ходе выполнения таких заданий:

- в ходе работы с текстом ученики должны были определить основную мысль и рассказать одноклассникам, что нового узнали из текста;

- в тексте присутствует понятие «гусли яровчатые». Как вы его понимаете? Ребята высказывали гипотезы, а последующие задания их подтверждали или опровергали;

- задача с фанерной заготовкой. Какую форму имеет заготовка, для чего ее можно использовать. Если из заготовки надо сделать полочку наибольшего размера, какие она может иметь размеры и как располагаться на заготовке? Это задача на определение пространства и формы, на формулирование ситуации и умению применять математику;

- даны разные формы гуслей. Необходимо определить, какие гусли можно сделать из этой заготовки и обосновать почему.

Цикл уроков завершал урок музыки, где учащиеся знакомились с оперой Н.А.Римского-Корсакова «Садко». Ученикам предстояло познакомиться с двумя лейтмотивами в опере: два мира – реальный и сказочный. Определить, какие персонажи к какому миру относятся. Соотнести музыкальные фрагменты, иллюстрации и персонажи оперы.

После всех уроков ученики дали название циклу уроков «По следам Садко». А успешное выполнение комплексного проверочного задания показало эффективность такого подхода к глубине освоения академической грамотности и формирования функциональной грамотности.

Подготовка таких уроков требует намного больше временных затрат и заинтересованности самих педагогов.

Чтобы мотивировать учителей гимназии на участие в таких проектах, было предложено провести во всей школе День Единой Темы, посвященной Дню Победы. Руководители методических объединений проанализировали и обобщили участие каждого педагога по предложенной схеме. Приводим выборочно такой анализ:

Данный формат работы представляется перспективным, так как дает возможность обучающимся воспринимать изучаемое явление с разных сторон в комплексе. Педагоги получают возможность обратить внимание на смежные предметы в процессе изучения явления, произведения, источника. Это позволит эффективно формировать у учеников функциональную грамотность.


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика