Перезагрузка, или новая модель организации педагогического коллектива МБОУ «Школа №86» по реализации функциональной грамотности

Садыкова Альбина Георгиевна,
заместитель директора по учебной работе,
учитель родного языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа №86» Советского района г.Казани


Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся, а также понять, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения. Новые технологии изменили характер чтения и передачи информации, появилась потребность в специалистах, которые быстро адаптируются в изменяющемся контексте и которые могут работать и обучаться, используя различные источники информации. Актуальность обусловлена тем, что педагогическая общественность озабочена «падением уровня читательской культуры, низкой мотивацией обучающихся к чтению», что не исключение и в нашем районе. Следовательно, существует необходимость систематизации не только теоретических подходов к формированию читательской грамотности, но и конкретных примеров, как на практике возможно их осуществить. Сегодня очень важно, чтобы каждый учитель должен уметь включать в свой урок элементы развития чтения, владеть приемами и технологиями читательской грамотности, текстовой деятельности. Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. Если раньше на выходе ученик должен был обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения - компетенция. Читательская компетенция — это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты.

Введение функциональной грамотности в МБОУ «Школа №86» является первостепенной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом. На начальном этапе были изучены нормативные документы министерства просвещения Российской Федерации, вследствие чего в МБОУ «Школа №86»:

• создана нормативно-правовая и информационно-методическая база по реализации функциональной грамотности, выработаны направления развития и средств оценки функциональной грамотности;

• разработана и реализована модель профессионального развития учителя;

• в целях повышения уровня педагогических работников по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся внедрены принципы и подходы наставничества;

• разработан приказ по школе по созданию рабочей группы по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 1-11 классов;

• разработана «Дорожная карта по обеспечению процесса перехода формирования функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Школа №86»;

• зарегистрированы педагоги и обучающиеся на платформе «Российская электронная школа».

По приказу Министерства образования и науки Республики Татарстан № под-1830/21 от 30 декабря 2021 года «Об утверждении методических рекомендаций по формированию и развитию функциональной грамотности в Республике Татарстан», МБОУ «Школа №86» стала опорной школой по реализации функциональной грамотности. Назрел вопрос, с чего все начать? Как мотивировать педагогов на реализацию функциональной грамотности?

Первый шаг-мотивация педагогов по реализации функциональной грамотности.

С целью создания ориентира по проектированию работы в школе по функциональной грамотности был организован методический совет, где педагогам была предложена анкета с вопросами открытого и закрытого типов по реализации функциональной грамотности.

В анкете приняли участие 32 педагога школьных методических объединений. Анализ результатов анкеты по формированию функциональной грамотности показал следующее: типологию заданий по читательской грамотности смогли указать 67,2%, все виды речевой деятельности по развитию функциональной грамотности определили - 72,1%, в качестве основных составляющих функциональной грамотности выделили все 6 направлений - 48% опрошенных респондентов. А вопрос «Что вы собираетесь предпринять для совершенствования своего профессионального уровня в вопросах развития функциональной грамотности?» 74,2% опрошенных учителей ответили, что будут заниматься самообразованием. В то же время 38% респондентов выразили, что совершенствовать свои знания будут с помощью методической службы школы и района. На вопрос «Нуждаетесь ли вы в методической помощи по вопросам формирования функциональной грамотности у обучающихся по вашему предмету?» половина всех опрошенных ответила положительно, что подтверждает необходимость активизации методической работы в школе по реализации функциональной грамотности. Данные результаты были оглашены на заседании педагогического совета от 21.11.2022г. по теме «Читательская грамотность как важнейший компонент функциональной грамотности обучающихся в контексте обновленных ФГОС». В ходе педагогического совета, учителя объединились в микрогруппы, решали разноуровневые задания по читательской, математической, естественнонаучной грамотности, разработанные

Институтом стратегии развития образования для мониторинга формирования ФГ и сверяли свои решения с эталонными ответами. Результатом деятельности творческих групп явилась входная диагностика педагогов.

С заданиями 1-3 уровней все педагоги справились 100%, затруднения составили задания 5-6 уровней. Педагоги затруднились детально и точно интерпретировать текст в целом, делать выводы и выдвигать гипотезы на основании прочитанного, опираясь одновременно на несколько критериев, соединяя разрозненную информацию и учитывая несколько точек зрения. Была проявлена неуверенность при сравнении информации из разных текстов, где требовалась понимание незнакомых идей, выраженных в тексте, содержащих противоречивую информацию.

Второй шаг-обучение педагогов.

Курсовой подготовкой охвачены 92% от общего числа педагогов. Темы курсовой подготовки актуальны и соответствуют потребностям школы для более качественной организации образовательного процесса. Совместно с центром развития молодежи г. Екатеринбурга в августе 2022 года для педагогического коллектива школы был организован трехдневный семинар по теме «Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности». Ведущие семинара директор по научно-методической работе, учредитель АНО «ЦРМ» г.Екатеринбурга Пинженина Софья Владимировна и заместитель директора по научно-методической работе Южакова Ирина Сергеевна пошагово объяснили педагогам, как самим определять читательские умения, связанные с нахождением и извлечением информации, умения, связанные с интеграцией (связывать), интерпретировать (толковать), умения, связанные с осмыслением и оценкой содержания и формы текста. Приобретенные знания и учет читательских умений позволят педагогам использовать на уроках и во внеурочной деятельности дифференцированные индивидуальные задания, а также осуществлять оценочную деятельность в соответствии с рекомендациями международных сопоставительных исследований.

Третий этап- формирование творческой группы.

На третьем этапе были определены педагоги, которые увлеклись новшествами по реализации читательской грамотности. На данном этапе лидером изменений стал руководитель МБОУ «Школа №86» Галеева Г.Р., но через некоторое время эту роль разделили между собой как члены управленческой команды школы, так и творчески работающие педагоги. Координатором и вдохновителем стал заместитель директора по учебной работе Садыкова А.Г. Тьюторами наставниками были определены Гараева Н.Г., учитель истории и обществознания, Абдуллина З.М., учитель начальных классов, Егорова Ю.Е., учитель английского языка, Галяутдинова З.А., учитель английского языка. Все педагоги имеют высшую квалификационную категорию.

Четвертый этап (шаг) –посещение уроков администрацией школы.

Диагностика показала, что большинство педагогов на сегодняшний день испытывают затруднения в конструировании урока в контексте системно-деятельностного подхода, в планировании самостоятельной деятельности ученика на уроке с позиции формирования читательской грамотности. Стояла задача перед педагогами: при конструировании уроков целенаправленно применять задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности взрослеющейся личности. Для реализации поставленной перед педагогами задачи была разработана модель профессионального развития учителя, которая в дальнейшем способствовала как повышению компетентности педагогов, так и формированию умений функциональной грамотности у обучающихся. Показателем результативности работы модели явилось сокращение количества затруднений и дефицитов педагогов, выявленных в результате мониторинга педагогов. Соответственно, планируется повысить и уровень умений обучающихся. Необходимо определить это посредством проведения повторной диагностики сформированности математической, естественнонаучной и читательской грамотности

Для реализации планируемого результата была создана модель развития и реализации функциональной грамотности школьника, где обучающийся становится функционально грамотным и взрослеющей личностью через реализацию проектов по урочной и внеурочной деятельности, через посещение студии «Киношкола» и научного общества учащихся «Эврика», через участие в коллективно-творческих делах и волонтерском движении.

В рамках реализации приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан № под-1830/21 от 30 декабря 2021 года «Об утверждении методических рекомендаций по формированию и развитию функциональной грамотности в Республике Татарстан разработана дорожная карта по формированию и реализации функциональной грамотности в МБОУ «Школа №86», проведены открытые уроки, ориентированные на применение читательских умений, связанные с нахождением и извлечением информации из текста, задания связанные с интеграцией и интерпретацией текста, мастер-классы по темам: "Смысловое чтение как средство формирования функциональной грамотности младшего школьника», «Формирование основ читательской грамотности как одно из условий повышения результатов обучения», «Использование методов и приемов технологии развития критического мышления при работе с текстом», «Читательская грамотность как основа эффективности учебного процесса на уроке английского языка в начальной школе». Заместителями директора были проанализированы уроки по алгоритму аспектного анализа , где были обозначены недочёты и даны соответствующие рекомендации.

Повторная диагностика сформированности читательской грамотности педагогов свидетельствует о том, что педагоги естественнонаучного цикла (химии, биологии, физики, географии), педагоги социально-гуманитарного цикла (русского языка и литературы, истории и обществознания) без особых затруднений выполняют задания, формирующие читательские умения, связанные с нахождением и извлечением информации, с интеграцией и интерпретацией текста, читательские умения с осмыслением и оценкой содержания и формы текста.

При анализе уроков и внеурочной деятельности настольной книгой руководящей команды школы явилось методическое пособие по анализу урока в контексте обновленных ФГОС «Аналитическая деятельность управленческой команды», разработанная методистами ИМО Управлением образования ИКМО г.Казани под руководством Галеевой И.Ш.

Результатом работы педагогического коллектива являются разработанные методические рекомендации с описанием уровней, предполагаемыми умениями, ожидаемым результатом, примерными заданиями и вопросами. Данная разработка является уникальной опорой для педагогов в конструировании уроков и внеурочных занятий, ориентированных на компетенции, необходимые для формирования функциональной грамотности.

В рамках реализации проекта «Управленческий навигатор» были проведены методические семинары.

На уроках были представлены различные задания по формированию читательской грамотности обучающихся. По содержанию задания представляли собой обращения к разным областям, проверяли владение компетенциями: распознавать вопрос, исследуемый в данной естественнонаучной работе; различать вопросы, которые возможно научно исследовать; предложить способ научного исследования данного вопроса; оценить с научной точки зрения предлагаемые способы изучения данного вопроса; описать и оценить способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений; преобразовать одну форму представления данных в другую; анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

В диагностической работе были представлены задачи на оценку следующих компетентностных областей:

1. Найти и извлечь (информацию из текста).

2. Интегрировать и интерпретировать (информацию из текста).

3. Осмыслить и оценить (информацию из текста).

4. Использовать (информацию из текста)

Девятиклассники успешнее всего справились с заданиями по читательской грамотности, где низкий и недостаточный уровни имеют 17% обучающихся, высокий и повышенный уровни у 63%. Сравнительно низкие показатели выявила диагностика сформированности обучающихся по математической грамотности. Низкий и недостаточный уровень имеют 41,25% .

Процесс развития функциональной грамотности учащихся длителен и сложен. По итогам диагностических работ отмечаются низкие результаты, связанные с умением использовать предметные знания и умениями при решении учебно-практических задач.

Педагогический коллектив не останавливается на достигнутом. За текущий учебный год доля педагогических работников, вовлеченных в новую модель профессионального развития учителя составила 90%. Были устранены наиболее характерные профессиональные дефициты учителей по формированию функциональной грамотности. Следует отметить, что вырос охват педагогов, обобщающих и транслирующих свой опыт на уровне муниципального и регионального уровней и в рамках реализации проекта «Управленческий навигатор».

Задачи, поставленные перед педагогическим коллективом МБОУ «Школа №86» на 2024-2025 учебный год по реализации функциональной грамотности следующие:

• целенаправленно на уроках и во внеурочной деятельности использовать задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности взрослеющей личности;

• подобранные задания ориентировать на интеграцию (связывание) и интерпретацию (толкование) информации;

• на уроках уделять особое внимание работе с текстом; независимо от предмета, систематически и целенаправленно организовывать учебную деятельность школьников в рамках трёх основных мыслительных процессов читательской грамотности (компетенций) - “находить и извлекать информацию”, “интегрировать и интерпретировать информацию”, “осмысливать и оценивать содержание и форму текста”


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика