Романова Людмила Юрьевна,
заместитель директора
МАОУ «Гимназия №139-ЦО» Приволжского района г.Казани
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это самый массовый вид науки».
Д.С. Лихачёв
События последнего времени показывают, что на фоне социально-экономического кризиса резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к старшим, родителям, педагогам. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает школьников с прошлым, настоящим и будущим. Д.С.Лихачёв утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной».
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года к приоритетной задаче государства в сфере воспитания детей отнесено формирование высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. В документе подчеркнуто, что воспитательный процесс должен быть обновлен на основе отечественных традиций, среди которых – патриотическое и духовно-нравственное воспитание.
Введение в план внеурочной деятельности рабочей программы «Казань литературная» обосновывается культурно-исторической особенностью города Казани, ее традициями и обычаями. На смену классно-урочной системы приходит другая – ориентированная на самостоятельную культурную деятельность обучающихся в условиях сотрудничества и нравственного диалога, организации проектной деятельности. Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что практические занятия связаны с использованием лингвистического материала, материалов школьного музея В.П.Аксенова и выставочного зала «Династии России».
Программа курса включает в себя изучение произведений художественной литературы, публицистических статей, историко-литературных сведений. В процессе освоения курса предполагается: знакомство с историко-литературными источниками, чтение и обсуждение художественных произведений В.П.Аксенова и других поэтов и писателей, связанных с Казанью; анализ содержания и их структуры, проблематики произведений; освоение элементарных знаний по теории и истории литературы.
Основные принципы организации объединения:
- принцип добровольности;
- принцип индивидуального подхода к обучающимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Программа предполагает, как инвариантный, так и вариативный модули, которые помогут реализовать воспитательный потенциал с учетом имеющихся территориальных, кадровых и материальных ресурсов. В вариативных модулях («Школьные медиа», «Ключевые литературные мероприятия», «Экскурсии») предполагается сетевое взаимодействие с музеями, театрами г.Казани. Краеведческие знания помогают формировать у школьников понятие о единстве «общества-природы-человека». Через исследование прошлого и познание настоящего обучающиеся осознают себя частью родного города, республики, способной повлиять на их развитие.
В гимназии продолжают пополняться литературный музеи, выставочный зал, музейные экспозиции, посвященные нашим знаменитым землякам, материалы которых являются мощным средством формирования у школьников базовых национальных ценностей, составляющих основу личности гражданина России и Республики Татарстан.
Открыто информационное пространство на сайте гимназии https://edu.tatar.ru/priv/page2392.htm/page3636027.htm (музей В.П.Аксенова) и
https://edu.tatar.ru/priv/page2392.htm/page3709497.htm (выставочный зал «Династии России).
Ежегодно в рамках реализации рабочей программы «Казань литературная» на базе гимназии реализуется несколько образовательно-просветительских проектов: «Школьные литературные дворики», «Снежный литературный бал», проводятся городской конкурс чтецов «Звездный билет», межрегиональный конкурс творческих и проектных работ «Династии России», издается сборник проектов «Литературное краеведение».
Интересно проходят тематические литературные каникулы. Это продуктивная форма организации досуга, которая объединяет обучающихся, их родителей, родственников, одноклассников. Она позволяет активизировать познавательную деятельность и развить творческие способности. Например, знакомство с лучшими произведениями о Великой Отечественной войне. Ребята ищут информацию о тех земляках, кто сражался на фронтах и трудился в тылу, оформляют книжные выставки, готовят статьи для публикации, участвуют в клубе «Поговорим?», составляют экскурсии по памятным местам нашего города.
Многие материалы, разработанные школьниками, выполнены в форме фотоальбомов, интеллектуальных игр, мультимедийных карт. Мультимедийные продукты по литературному краеведению - это компьютерные разработки, в которые кроме текста входят галереи слайдов с таблицами и иллюстрациями, фотографии памятных мест, музыкальное сопровождение, анимация, что позволяет ярче представить проект.
Интересно ребята разрабатывают творческую работу «литературный туризм», связанный с жизнью знаменитых земляков, с их произведениями. Учителя, вовлекая школьников в интересную для них деятельность, вместе планируют дело, вместе добиваются результатов.
Наше будущее - в нашем настоящем.