Проект «Использование современных технологий для укрепления опорно-двигательного аппарата»

Абулгасанов Гасан Исаг Оглы,
учитель физической культуры
МБОУ СОШ №151 Кировского района г.Казани


Система опорно-двигательного аппарата состоит из мышц, суставов и костей. Заболевания этой системы занимают ведущие места. Нарушения и болезни костно-мышечной системы – это более 150 нарушений здоровья, поражающих опорно-двигательный аппарат. Они варьируются в широком диапазоне: от острых и кратковременных явлений — переломов, растяжений и вывихов — до пожизненных нарушений, сопровождающихся постоянным снижением функциональных возможностей и инвалидностью. Нарушения и болезни костно-мышечной системы обычно характеризуются болевыми ощущениями , многие из них имеют хроническое течение и зачастую приводит к снижению подвижности, ухудшению моторики , функциональных возможностей в целом, что ограничивает способность человека к трудовой деятельности или приводит к её полной потери .

Актуальность данной проблемы заключается в том, что на сегодняшний день в своей работе я столкнулся с тем, что в каждом классе в среднем обучаются от 3-10 детей, имеющих заболевания, связанные с функциональностью опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Целью проекта было, разработать комплекс упражнений направленные на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Для решения данной проблемы ,были поставлены следующие задачи .

*Проанализировать научно-методическую литературу по теме комплекса физических упражнений

*Теоретических обосновать комплекс физических упражнений

*Применить комплекс упражнений на практике

Чтобы реализовать данные задачи было необходимо приобрести материально-техническое оборудование, которое поможет более эффективно воздействовать на обучающихся. С целью проведения более профессиональной и всесторонней преподавательской деятельности на уроках физической культуры я приобрел следующий инвентарь.

РОЛЛ-МАТ-благодаря своей мягкой пружинистой структуре позволяет 1) решить проблему появления плоскостопии: включает те группы мышц свода стопы, без работы которых преимущественно и появляется плоскостопия 2) разгрузить костно-мышечную систему во время прыжковых и беговых упражнений.

ТRX петли -в последнее время данный снаряд все чаще используется не только на групповых занятиях тренажерных залов, но и в медицинских учреждениях. Подобными петлями пользуются и профессиональные спортсмены в восстановительный период после полученных травм.

Сферы и Балансеры -во время выполнения упражнений на данных снарядах включаются мышцы стабилизаторы

Ленточные резины- благодаря изменяющейся силе натяжения, при выполнениях упражнений «закачиваются» сухожилия и мышцы, что в свою очередь в дальнейшем разгружает костный аппарат.

Весь вышеперечисленный инвентарь имеет одну общую особенность: используется на уроках для укрепления и стабилизации ОДА

Иметь материально-технические базу хорошо, но также нужно правильно дифференцированно нагружать учащихся. Для этого нам нужно разобрать основные типы мышечного напряжения.

1)Статический режим -это режим мышечного напряжения, при нагрузке которого длинна мышечного волокна не изменяется. Крайне важным плюсом данного мышечного напряжения является тот факт, что он позволяет не только укрепить сухожилия и привести мышцы в тонус на начальном этапе, но и максимально обезопасить выполнение упражнений ученикам имеющих отклонения в работе ОДА.

2)Динамический режим - это режим мышечного напряжения, при нагрузке которого длинна мышечного волокна меняет свою длину и толщину. Данный мышечный режим позволяет гипертрофировать мышечное волокно, благодаря чему увеличиваются силовые показатели.

При работе с детьми имеющие заболевание ОДА, не маловажным фактором является умение работать с триггерными зонами. Если ребенок испытывает болевые ощущения при выполнение тех или иных упражнений ,то комплекс разрабатываемых упражнений корректируется под его анатомо-физиологические особенности .Те упражнения, что доставляют дискомфорт заменяются на новые. Спустя некоторый промежуток времени мы вновь даем ученику те упражнения что вызывали боль. Данный метод, словно «маяк», позволяет понять в правильном ли направление мы движемся.

Не смотря на то что разновидностей заболевания ОДА довольно много, хотел бы сделать акцент на таких заболеваниях как сколиоз. На примере двух учениц я хотел бы поделиться своим опытом.

В первом случае период работы ведется с сентября 2020 года и за этот период удалось с S-образного сколиоза 3 степени тяжести перейти в стабильно первую.

Во втором случае работа ведется с мая 2022. Диагноз тот же S-образный сколиоз 3 степени смещение суммой в 37 градусов на сентябрь 2023 г угол смещения 22 градуса.

В обоих случаях вопрос операционного вмешательства стоял крайне остро ,но не смотря на это было решено воздействовать на данную проблему иным способом .Благодаря ношению жесткого корсета на постоянной основе ,на 3 неделю тренировочного процесса с применением вышеперечисленных методов ,средств и комплекса упражнений который применялся не только во время уроков физической культуры ,но и в неурочное время удалось улучшить общее самочувствие :уменьшились головные боли и головокружения.

В заключение хочу сказать, что во всех случаях полученные результаты являются промежуточными и без продолжения ведения обширного всестороннего подхода можно получить регресс, поэтому на каждом уроке физической культуры перед основной частью урока мы выполняем комплекс упражнений, направленный на профилактику заболеваний ОДА.

Если вас заинтересовала эта тема, вы можете перейти по моей ссылке на телеграм-канал в котором я более подробно рассказываю о своей работе, а я как учитель физической культуры продолжу работать над достижением поставленных задач.

Список литературы:

1)Физиология спорта. Учебное пособие. А.С.Чинкин, А.С.Назаренко 2015 г-119 стр.

2)Восстановительное лечение при повреждениях опорно-двигательного аппарата. В.А.Епифанов, А.В.Епифанова 2009 г-480 стр.

3)Биомеханика двигательной деятельности. Г.И.Попов, А.В.Самсонов.2013 г-156 стр.

4)Анатомия человека. Г.Л.Билич,Е.Ю.Зигалова. 2008 г-237 стр.


   В номере

  СИМВОЛЫ - 2024



  ЛОГОТИП НОМЕРА





  KAZANOBR - 2024


Приглашаем подписываться на телеграмм-канал муниципальной методической службы города Казани:

  Свидетельство




Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024

Казанский образовательный портал. Управление образования ИКМО г. Казани

Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-61687

выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Яндекс.Метрика