Домрачева Юлия Владимировна,
учитель биологии,
Краснова Елена Александровна, заместитель директора по УР
МБОУ «Школа №85»
Ново-Савиновского района г.Казани
Проблемы профессионализма учителя, его личностного развития и готовности к решению сложных задач, стоящих сегодня в образовании, нуждаются в самом пристальном внимании на всех уровнях управления. Непрерывность образования педагога современной школы становится необходимым условием профессиональной самореализации учителя, продуктивной педагогической деятельности, формирования высокого уровня мастерства учителя. Все это, в свою очередь, является важнейшим условием индивидуального развития личности учителя.
Глава государства В.В.Путин озвучил ряд своих предложений на эту тему. Он поручил правительству создать и внедрить общенациональную систему профессионального роста учителей. Это связано с тем, что сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации учителей, условий для их постоянного самосовершенствования и повышения квалификации, по сути, становится ключевым фактором развития всей системы общего образования. Роль системы повышения квалификации специалиста возрастает многократно, именно как фактора развития профессионализма учителя и его личностного развития.
Однако, в процессе формирования среды профессионального общения, существуют следующие актуальные проблемы деятельности педагогов:
• неподготовленность педагогов к наблюдению за своей профессиональной деятельностью;
• процессы развития педагогической практики не воспринимаются педагогами как следствие инновационной деятельности;
• отсутствие системности подготовки педагогических кадров к аттестации; низкая потребность учителя в повышении своего профессионального мастерства;
• низкая мотивация педагога к проектированию траектории своего профессионального развития;
На основании данных проблем руководителем методического объединения естественно - научного цикла нашей школы и заместителями директора был разработан проект «Пути повышения профессионального роста молодых педагогов в общеобразовательной организации, исходя из профессиональных затруднений в преподавании естественно-научных дисциплин в соответствии с профессиональным стандартом».
Актуальность проекта: разработать и показать пути научно-методического сопровождения молодого педагога в его профессиональном развитии, с учетом инновационных подходов и выдвигаемых на основе характера сложности и результативности решения поставленных целей и задач.
Цель проекта: оказание помощи молодым педагогам при их профессиональных затруднениях в преподавании естественно - научных дисциплин в соответствии с профессиональным стандартом, посредством разработки модели управления повышением профессионального роста молодых учителей.
Задачи проекта:
1. Провести мониторинг уровня владения педагогическими компетенциями как фактора подготовленности к профессиональной деятельности.
2. По результатам анкет проанализировать типичные профессиональные затруднения молодых учителей для разработки индивидуально образовательного маршрута для каждого молодого специалиста: дорожная карта и кейсы
3. Организовать рефлексию молодого учителя в виде эссе
4. Наметить вектор развития молодого педагога к самообразованию и самосовершенствованию в соответствии с профессиональным стандартом.
В основе проекта лежит гипотеза о том, что профессиональное становление молодого специалиста в условиях образовательного пространства будет успешным, если обеспечить:
1) непрерывное сотрудничество молодого специалиста с наставником, предполагающее субъект - субъектное взаимодействие;
2) четкое видение молодым специалистом результатов своей деятельности по профессиональному становлению;
3) реализацию принципов саморегуляции, самопознания, самоопределения, самосовершенствования.
Основные направления и формы работы с начинающими учителями:
1.Планирование и организация работы по предмету
-Изучение действующих программ
- Посещение и анализ уроков
- Составление календарно-тематических планов
-Изучение теоретических вопросов
2. Планирование и организация воспитательной работы
- Организация внеурочной деятельности
3. Работа с документацией
4. Работа по самообразованию
5. Контроль за деятельностью начинающего преподавателя
- Мониторинг процесса адаптации
- Социологический метод (анкетирование)
План реализации проекта:
1.Проведение мониторинга подготовленности к профессиональной
деятельности (сентябрь)
2. Выявление затруднений (сентябрь)
3. Составление дорожных карт (октябрь)
4. Сопровождение молодых специалистов (октябрь-апрель)
5. Самоанализ (рефлексия) молодых специалистов (май)
6. Вектор дальнейшего развития (май)
Перспективы дальнейшего развития проекта: выход на сетевую связь с другими школами района и города, проведение с ними методических мероприятий, ведение работы по повышению квалификации молодых учителей школ, привлекая опытных учителей школ в организации работы школы педагогического мастерства с молодыми учителями. По этому проекту любая школа может организовать работу в повышении квалификации с молодыми учителями.
Список литературы
1. Григальчик Е. К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. – Мн.: «БИП-С», 2003. – 182 с
2. Круглова И.В. Организация наставничества в школе [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zam.resobr.ru/archive/year/articles/2038
3. Макарова Т.Н., Макаров В.А.. Организация деятельности методического объединения в школе. 4.1. -- М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. - 160 с.