Исхакова Ландыш Магсумовна,
старший методист УМС
ИМО УО г.Казани по Вахитовскому
и Приволжскому районам
Качество образовательной системы – это многокомпонентная характеристика, одним из показателей которой являются образовательные результаты обучающихся. Высокое качество образования проявляется не только в высоких достижениях отдельных образовательных организаций, но и в отсутствии большого разброса в результатах между «слабыми» и «сильными» школами. Чем меньше такой разброс, тем в большей степени можно говорить о преодолении факторов неравенства в предоставлении образовательных возможностей. Образовательная система высокого качества позволяет каждому обучающемуся достигать высоких результатов. Низкие образовательные результаты часто являются следствием негативного влияния факторов риска или их сочетания. Данные национальных и всероссийских исследований качества образования и образовательного процесса, проводимых в России, позволяют выявить факторы риска низких результатов. Исследования качества образования позволяют получить наглядное представление о связи образовательных результатов с разнообразными характеристиками или условиями учебного процесса, которые могут ассоциироваться как с позитивным, так и отрицательным влиянием на образовательные результаты. Любая школа подвергается воздействию сложного сочетания факторов, действие которых часто разнонаправленно. Для принятия эффективных мер поддержки школ, испытывающих на себе риски низких результатов, в том числе, спровоцированные негативными факторами, необходим адресный подход, который предполагает учет специфики конкретной образовательной организации. Специфика, в свою очередь, проявляется в наличии ресурсов, в педагогическом и кадровом составе, постулируемых ценностях школы, которые находят свое отражение в школьном благополучии, учебной атмосфере.
В настоящее время поддержка отстающих школ становится актуальной в связи с предъявлением в современном обществе новых требований к образовательным учреждениям, к организации образовательного процесса, выбору программ, методик и технологий, результативности образовательной деятельности, профессиональному совершенствованию педагогических кадров.
Работа со ШНОР является стратегически важной. Современная образовательная организация сталкивается с целым рядом трудностей, связанных с внутренними и внешними условиями их работы, к которым можно отнести организационные особенности, ресурсное, материально-техническое, кадровое оснащение, состав контингента обучающихся, педагогический и методический потенциал коллектива. Сочетание данных факторов в отдельной школе может привести к росту рисков учебной неуспешности обучающихся.
В районе по итогам городского рейтинга качества образования ежегодно выявляются школы, показывающие низкие образовательные результаты обучающихся по итогам сдачи ГИА, ВПР. Одной из самых эффективных мер для оказания помощи этим школам является привлечение опытных педагогов из числа руководителей районных методических объединений и консалтинговых центров по подготовке к ГИА, педагогов, которые готовят учащихся, сдающих ЕГЭ на высокий балл.
Учитывая вышеизложенное, был разработан проект «Адресная методическая помощь учителям естественно-математического направления школ с низкими образовательными результатами». Инновационность проекта заключается в организации работы с учителями естественно-математического направления посредством использования российской социальной сети ВКонтакте (создание сообществ).
Цель проекта: Повышение качества образования и обеспечение устойчивого развития в эффективном формате школ с низкими образовательными результатами обучающихся по предметам естественно-математического направления
Задачи проекта:
• Провести анализ ГИА 2024 по предметам математика, биология, химия, география, физика и сформировать базу данных школ с низкими образовательными результатами обучающихся.
• Собрать данные об отдельных дефицитах школ с низким качеством образования.
• Сформировать базу данных опытных высокопрофессиональных учителей естественно-математического направления (обладающих высокими практическими навыками и достаточным опытом работы) из школ с высоким (стабильным) качеством обучения.
• Оказать консалтинговую и методическую помощь учителям естественно-математического направления на всех этапах реализации проекта.
• Разработать методические рекомендации для сопровождения школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях для учителей естественно-математического направления;
Целевая аудитория: Руководители районного методического объединения учителей математики, биологии, химии, физики, географии; руководители консалтинговых центров по подготовке к ГИА по математике, учителя естественно-математического направления.
Описание проекта:
Проект включает четыре основных элемента:
? изучение содержания нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы повышение качества образования и обеспечение устойчивого развития образовательной организации
? мониторинг ГИА 2024 по предметам математика, биология, химия, география, физика для формирования базы данных школ с низкими образовательными результатами обучающихся
? организация коммуникации участников проекта
? управление работой учителей естественно-математического направления.
Заместители директоров по учебной работе школ с высоким качеством образования, руководители РМО и руководители ШМО учителей естественно-математического направления изучают нормативно-правовые документы, делятся с педагогами школ с низкими образовательными результатами. Обсуждают на заседаниях РМО наиболее оптимальные и эффективные формы, методы, приемы работы с учащимися школ с низким качеством образования по естественно-математическим предметам.
Методист проводит мониторинг и делает анализ ГИА 2024 по предметам математика, химия, биология, физика, география. Формирует базу данных школ с низкими образовательными результатами обучающихся. Составляет план мероприятий для повышения качества образования обучающихся данных школ для учителей естественно-математического направления
Со всеми участниками проекта будут созданы сообщества по предметам (учителя математики, учителя биологии, учителя географии, учителя химии, учителя физики) посредством использования российской социальной сети ВКонтакте. Сообщество будет создано для проведения онлайн-совещаний, мастер-классов и семинаров, также здесь будут размещены материалы всех проведенных мероприятий.
Управление работой заместителей директоров по учебной работе, учителей-предметников школ с низкими образовательными результатами обучающихся, участвующих в проекте. Координация деятельности руководителей консалтинговых центров по подготовке к ГИА. Формат проведения мероприятий определяется методистом. Методист осуществляет деятельность по повышению качества образования школ с низкими образовательными результатами обучающихся по предметам естественно-математического направления посредством проведения инструктивно-методических совещаний, семинаров, мастер-классов, круглых столов.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
• Повышение качества образования в школах с низкими образовательными результатами учащихся
• Повышение профессиональных компетентностей учителей естественно-математического направления
• Сформированность у учителей (математики, физики, химии, биологии, географии) умений, необходимых для повышения качества образования по своим предметам
• Формирование положительного имиджа ОО, района
• Востребованность результатов проекта для коллег
• Повышение профессионализма учителей естественно-математического направления через самообразование.