Садыкова Зульфия Фаиловна,
методист ИМО
Управления образования г.Казани
Каким должен быть современный школьник? Очевидно одно - он способен вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться, функционировать в ней. Проявляются эти способности в его действиях, поведении, решении различных ситуативных задач реальной жизни. Определенные универсальные учебные действия, приобретённые в рамках учебных программ, выступают при этом как инструмент, от умелого использования которых зависит, насколько школьник преуспеет в современном мире и его конкурентоспособность.
Развитие функциональной грамотности школьников, в том числе математической возможно только в условиях комплексного подхода, включающего в себя и формирование системы работы коллектива школы по обеспечению конкурентоспособности школьников в контексте международных измерений, и работу по совершенствованию компетентности учителя в вопросах развития математической грамотности школьника, и повышение эффективности управления развитием математической грамотности обучающихся.
Для решения этих задач в г.Казани с 2023 года реализуется городской проект для учителей математики «Навигатор +», целью которого является создание эффективной системы организационно-методического обеспечения для повышения профессиональной компетентности учителей математики по развитию и повышению уровня формирования математической грамотности (МГ) обучающихся.
В связи с поставленной целью обозначены следующие задачи проекта:
-исследовать профессиональные дефициты и образовательные запросы учителей математики;
-повысить компетенции учителей математики по формированию и развитию МГ грамотности школьников;
-внедрить в практику современные эффективные педагогические технологии, направленные на формирование и повышение уровня функциональной МГ школьников;
-реализовать активные дифференцированные формы;
-создать новые профессиональные группы (наставники, тьюторы, эксперты).
Основными ожидаемыми результатами проекта являются повышение:
-уровня методических компетенций учителей математики по формированию математической грамотности обучающихся;
- качества математического образования;
- уровня развития и формирования математической грамотности обучающихся.
Успешная реализация проекта возможна при условии понимания имеющихся проблем, связанных с уровнем сформированности функциональной математической грамотности у педагогов и обучающихся.
Исследования профессиональных компетенций, проведенные Центром оценки профессионального мастерства работников образования Республики Татарстан явились эффективным инструментарием для определения целевой аудитории проекта. Основная задача диагностики состояла в том, чтобы определить готовность учителей математики по повышению уровня развития и формирования функциональной грамотности обучающихся.
В диагностике профессиональных компетенций по выявлению затруднений педагогов-кандидатов на повышение курсов приняло участие 115 учителей математики г.Казани. В блоке, оценивающим профессиональные «методические компетенции» по функциональной математической грамотности выявлен средний результат по районам г.Казани – 56,7% успешности выполнения заданий.
Поэтому, в качестве целевой аудитории проекта были выбраны учителя
математики, выполнившие задания в указанном блоке, ниже базового уровня. Соответственно участниками проекта стали 44 учителя математики образовательных организаций г.Казани из 37 школ.
Для учителей математики образовательных организаций г.Казани была проведена диагностика профессиональных дефицитов педагогов по теме «Испытываете ли Вы затруднения на уроках при формировании и развитии математической грамотности обучающихся?». Также были посещены уроки и проводился анализ на основе схемы аспектного анализа урока (Методическое пособие МКУ «Управление образования г.Казани» совместно с ФГАОУ ВПО К(П)ФУ ПМЦПК и ППРО «Аналитическая деятельность управленческой команды»).
В рамках практической работы с педагогами становятся очевидными дефициты, препятствующие формированию ФМГ у обучающихся такие, как:
-затруднения в осуществлении выбора корректировки содержания, форм и методов обучения с учетом образовательных результатов обучающихся и их индивидуальных особенностей;
-недостаточное знание особенностей проектирования и организации образовательной деятельности обучающихся с учетом современных задач развития математической грамотности школьников;
- недостаточное владение методикой формирования у обучающихся математических умений, в том числе:
-умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример;
-логически рассуждать;
-выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов действий;
-выявлять недостоверные и малоправдоподобные данные и др.
Представим результаты мониторинга данного вопроса по отношению к обучающимся. Диагностика уровня владения функциональной грамотности у обучающихся выявила основные дефициты. Остановимся на математической грамотности и сформируем отдельные рекомендации для устранения данного вида дефицита.
В процессе диагностики математической грамотности были выявлены следующие проблемы:
-умение анализировать информацию, представленную в различных формах: текст, таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, чертежи;
-применять математические понятия, факты, процедуры размышления;
-применять процедуры размышления: планировать ход решения, вырабатывать стратегию решения, аргументировать, использовать здравый смысл, перебор возможных вариантов, метод проб и ошибок, задавать самостоятельно точность данных с учётом условий задачи;
-устанавливать связи между данными из условия задачи при её решении.
В соответствии с диагностикой уровня владения функциональной математической грамотности у обучающихся были предложены рекомендации для учителей математики:
-организовывать деятельность школьников по обобщению и использованию информации, полученной ими на основе исследования моделей сложных проблемных ситуаций, по распознаванию их ограничений и установлению соответствующих допущений;
-применять задания на реализацию выбора, сравнения и оценивания разных стратегий решения комплексных проблем, на формулировку и точное выражение своих действий и размышлений относительно своих находок, интерпретаций и аргументов, соотнесение их с предложенной ситуацией;
-развивать у обучающихся продвинутое математическое мышление, чтобы они смогли применять интуицию и понимание наряду с владением математическими символами, операциями и зависимостями для разработки новых подходов и стратегий для разрешения проблем в новых для них условиях.
Для решения выявленных проблем за каждой опорной школой по функциональной грамотности закреплено несколько общеобразовательных организаций. Педагоги этих школ становятся кураторами для педагогов прикреплённых школ. Такой опыт организации оценивается участники положительно, так как реализует потребности педагогов в получении практического опыта работы по формированию функциональной грамотности под руководством наставника.
В решении задач повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках обсуждаемых проблем значительную практическую пользу имеют различные формы, в том числе проектные сессии или практикумы, посвященные проектированию урока, способствующего формированию и развитию математической функциональной грамотности.
Использование в учебном процессе эффективных педагогических технологий для развития логического, критического и конструктивного мышления на примере реальных жизненных ситуаций повышает уровень математической грамотности учащихся. Для этого необходимы разработки, систематизации и апробации педагогических методов, которые бы удовлетворяли всем требованиям, планируемых результатов, и были направлены на формирование и развитие математической грамотности обучающихся.
Эффективность развития профессиональной компетентности учителя по формированию математической грамотности обучающихся основной школы обеспечивается и достигается в том случае, если педагог рассматривает математическую грамотность учащихся как базовый уровень образованности учащихся, характеризующий степень овладения способами работы с информацией и позволяющий решать реальные жизненные проблемы, адаптироваться к внешнему миру.
В процессе реализации проекта, его целей и задач в г.Казани определены опорные школы по функциональной грамотности, в частности тьюторы по математической грамотности и разработан график системных мероприятий, которые проводятся не только в формате вебинаров, но и очных обучающих практических семинаров в рамках «методической лаборатории по формированию функциональной математической грамотности», а также мастер-классов.
Обучающие практико-ориентированные семинары были проведены в течении учебного года. В Гимназии №8 Советского района г.Казани состоялся практикум для учителей математики по проблеме «Приемы формирования функциональной математической грамотности на уроках и внеурочной деятельности». Педагоги гимназии показали фрагменты уроков с использованием различных приемов, направленных на формирование математической функциональной грамотности. Также с участниками семинара был проведен математический квиз в формате интеллектуальной игры «Хочу всё знать или функциональная математическая грамотность от теории к практике». Старцева Н.В.., учитель математики, региональный тьютор по математической грамотности поделилась опытом работы по составлению заданий по функциональной грамотности и их применению на уроках и внеурочной деятельности.
В школе №42 Приволжского района г.Казани в октябре состоялся городской практико-ориентированный семинар для учителей естественно-математического цикла по теме «Функциональная грамотность как инструмент формирования инженерных компетенций». Учителя математики школы показали мастер-класс и фрагменты уроков, направленные на формирование естественнонаучной и математической грамотности школьников.
В гимназии №27 Вахитовского района г.Казанив в ноябре состоялся обучающий практикум для учителей математики «Приемы и методы формирования функциональной математической грамотности обучающихся». Э.М.Тухбатова провела урок с применением заданий на формирование функциональной математической грамотности, Л.Н.Мухаметзянова, руководитель РМО учителей математики Вахитовского района, тьютор по ФГ ЦНППМПР КФУ показала мастер-класс по составлению заданий и применению эффективных приемов на уроках, Г.Г.Гильмиева выступила по теме «Рефлексивная самоорганизация как один из механизмов формирования функциональной грамотности обучающихся». Ученики гимназии представили собравшимся свои интересные и актуальные проекты.
В школе №156 Советского района в декабре состоялся городской практико-ориентированный семинар для учителей на тему «Система работы школы по подготовке к ОГЭ по предметам естественно-математического цикла». Е.Г.Сафронова поделилась с коллегами опытом организации работы по подготовке учащихся к ОГЭ. Учителя математики, естественнонаучного цикла школы показали открытые уроки, внеурочные занятия. А.А.Глаголева провела практическое занятие с участниками семинара с использованием авторской настольной игры «ОГЭПОЛИЯ».
Также немаловажную роль оказало проведение практико-ориентированных занятий для членов городских методических объединений по следующим направлениям:
-технология проектных задач как один из способов формирования математической грамотности обучающихся;
-организация учебной деятельности школьников в дифференцированных группах по математической грамотности»;
-приемы формирования функциональной грамотности на уроках естественно-математического цикла;
-организация учебной деятельности школьников в дифференцированных группах по математической грамотности;
Значительную роль в повышении профессиональных компетенций учителей математики и методистов по развитию и повышению уровня формирования математической грамотности обучающихся оказали курсовая подготовка и учебно-практические занятия, организованные Приволжским межрегиональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ.
В ходе проведенных мероприятий учителя математики приходят к пониманию, как проектировать такой урок, какие педагогические, организационные, психологические условия для этого необходимо создать для достижения определенных результатов. Практический опыт проектирования в обстановке групповой работы в духе сотрудничества позволяет получить необходимую поддержку коллег, познакомиться с опытом других участников, расширить собственные представления о функциональной математической грамотности. Такой опыт, конечно, не восполнит все дефициты, но создаст мотивационную основу для дальнейшей работы педагога в направлении совершенствования своих профессиональных навыков, обогащения методического портфеля.