Валиева Сюмбель Миннулловна,
методист по начальному общему образованию
УМС ИМО УО ИКМО г.Казани по
Вахитовскому и Приволжскому районам
Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство ряд новых понятий и положений, определяющих права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и обязанностей администрации и педагогических работников образовательных организаций по реализации данных прав. В первую очередь это касается того, что каждый ребенок, вне зависимости от имеющихся у него особенностей и нарушений в развитии имеет право на получение качественного доступного образования как в специально созданных группах, классах, образовательных организациях, так и в общеобразовательных группах и классах совместно с их сверстниками (ст. 5, 79 ФЗ № 273).
Инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Совместное обучение здоровых детей и ребят с ОВЗ в обычных школах - одна из форм их активной интеграции в общество. Реализация обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется при наличии рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и с согласия родителей (законных представителей).
Происходящие процессы в образовательных организациях свидетельствуют не только о признании и принятии права ребенка с ОВЗ на получение без дискриминации качественного образования, но и о происходящих изменениях самой образовательной организации. Безусловно, такие изменения требуют серьезной информационно-просветительской и методической поддержки педагогических работников, осуществляющих обучение и воспитание детей с ОВЗ и в первую очередь специалистов системы психолого-педагогического сопровождения данной категории детей, учителей начальных классов.
В Профессиональном стандарте педагога указывается на то, что в новых социальных условиях возникает новое требование — готовность и способность педагогов к обучению всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей развития, ограниченных возможностей. Современный педагог должен уметь разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ.
Руководствоваться только лишь традиционными педагогическими умениями и навыками оказывается уже недостаточным. Отсюда следует, что актуальным является формирование инклюзивной компетентности учителей как составляющей их профессиональной компетентности.
Недостаточная профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход, создает определенные трудности в обучении. Такие педагоги нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в категорию которых в первую очередь попадают учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Самое важное, чему должны научиться педагоги начальной школы – это работать с разными детьми и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому.
В 2023-2024 учебном году в Вахитовском и Приволжском районах функционировали 9 базовых общеобразовательных организаций, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования:
- для детей с расстройством аутистического спектра (РАС): школы №1, 41,51, 97, гим. №21;
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с сохранным интеллектом (НОДА): лицей №78;
- для детей с задержкой психического развития (ЗПР): школы №24,68,136;
К сожалению, в образовательных организациях количество детей с ОВЗ растет.
Согласно приказу Управления образования ИКМО г.Казани от 20.02.2024 №318 13 общеобразовательных организаций Вахитовского и Приволжского районов вошли в перечень базовых общеобразовательных организаций, обеспечивающих реализацию ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования. Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты мониторинга диагностики профессиональных компетенций педагогических работников в государственной информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан» показали необходимость оказания помощи и поддержки учителям начальных классов, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями. Предлагаемый проект позволит педагогам общеобразовательных организаций совершенствовать свои профессиональные компетенции в области инклюзивного образования, обмениваться опытом, пополняя и совершенствуя собственную методическую базу организации коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей с ОВЗ.
В программе курсов повышения квалификации есть блок по инклюзивному образованию. Однако, при появлении в классе ребенка с особыми образовательными потребностями у учителей начальных классов возникают множество вопросов. По результатам диагностики профессиональных компетенций педагогических работников с 6 по 15 сентября 2023 года в государственной информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан» ГАУ «Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов» был подготовлен аналитический отчет.
Аналитический отчет по результатам диагностики профессиональных компетенций учителей начальных классов Вахитовского, Приволжского районов и учителей начальных классов Республики Татарстан:
В методическом блоке также были предложены вопросы по формированию инклюзивной и мотивирующей образовательной среды, выявляющие знания и готовность учителей к работе с обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Итоги выполнения заданий данного блока представлены в таблице:
Результаты сформированности психолого-педагогических и коммуникативных компетенций педагогов были выявлены в ходе решения ими ситуативных практикоориентированных заданий, входящих в психолого-педагогический блок.
Средний балл успешности составил 60,65%. Сложности вызывали вопросы, связанные с прогнозированием и разрешением конфликтных ситуаций в ученическом коллективе, принятием решений о необходимости психолого-педагогического вмешательства.
Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Предлагаемый проект позволит учителям начальных классов общеобразовательных организаций обмениваться опытом, пополняя и совершенствуя собственную методическую базу организации коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей с ОВЗ, совершенствовать свои профессиональные компетенции. Согласно современным требованиям Профстандарта и ФГОС учителя начальных классов должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей. Данный проект направлен в первую очередь на учителей начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ и специалистов системы психолого-педагогического сопровождения, так как результативность работы зависит от их взаимодействия.
Целью проекта является повышение профессиональной компетентности учителей начальных классов в сфере инклюзивного образования с привлечением специалистов системы психолого-педагогического сопровождения
Задачи проекта:
Создать лабораторию инновационных инклюзивных практик по апробации и внедрению методик и технологий инклюзивного обучения и воспитания в начальной школе;
Сформировать рабочую группу из числа специалистов системы психолого-педагогического сопровождения, осуществляющих коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ;
Провести анализ профессиональных дефицитов профессиональных и информационно-коммуникационных компетенций педагогов начальной школы, работающих с детьми с ОВЗ;
Способствовать повышению квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, развитию творческой инициативы и активизации к саморазвитию через участие в проектной деятельности, методических мероприятиях и профессиональных конкурсах;
Оказать педагогическим работникам информационно-методическую поддержку по актуальным вопросам сопровождения детей с ОВЗ через интерактивный канал VK мессенджер на платформе ИКОП «Сферум»;
Ожидаемые результаты проекта:
Создана лаборатория инклюзивных практик для учителей начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ;
Повысилась профессиональная и информационно-коммуникационная компетентность учителей начальной школы, работающих с детьми с ОВЗ;
Возросла результативность участия учителей в методических мероприятиях и профессиональных конкурсах;
Сформирована электронная база методических материалов по развитию инклюзивного образования в начальной школе на канале VK мессенджер на платформе ИКОП «Сферум».