Айзатуллова Аниса Арифулловна,
методист УМС ИМО
Управления образования г.Казани
по Советскому району
Проектирование и управление работой консалтинговых центров является одним из эффективных механизмов совершенствования профессиональных компетенций педагогов в современной образовательной среде.
Актуальность создания таких центров очевидна. Консалтинговый центр позволяет организовать эффективную и системную деятельность педагогов, направленную на подготовку, учащихся к ГИА, способствует распространению позитивного педагогического опыта. Как и во всякой деятельности, работоспособная, слаженная команда определяет дальнейшую работу и ее результативность. В нашем Советском районе была создана такую команду из пяти руководителей консалтинговых центров по предметам «Математика», «Физика», «Химия», «Биология» и «География», и всех объединяет естественно- математическое направление.
В целях реализации муниципальной программы «Развитие образования в городе Казани», в части повышения качества подготовки выпускников 9 и 11-х классов к государственной итоговой аттестации центры консалтинговой поддержки по государственной итоговой аттестации учителей работают по теме: «Совершенствование профессиональных компетентностей учителей как основа достижения современного качества образования».
Цель методической работы центров - непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их компетентности в области предмета и методики преподавания через формирование современной образовательной среды для подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ.
План работы центров составляется на учебный год творческой группой в августе и далее обсуждается в учительских чатах. Проводится мониторинг затруднений педагогов в вопросах реализации ФГОС и подготовки к ГИА. С учетом предложений редактируется.
Основные направления деятельности:
• Нормативно – правовое обеспечение учебного процесса;
• Методическое, информационное, организационное сопровождение подготовки учащихся к ГИА.
Семинары консалтинговых центров проводятся регулярно, один раз месяц. На первом семинаре методистом или руководителем консалтингового центра представляется полный анализ результатов ГИА в форме ЕГЭ и ОГЭ по методическим материалам, представленным РЦМКО, проводится анализ результатов выполнения первой и второй частей ЕГЭ и ОГЭ по предметам в Республике Татарстан и Советском районе г. Казани. Анализируются основные затруднения при выполнении заданий повышенного уровня сложности. На следующих семинарах рассматриваются методические подходы к выполнению заданий повышенного уровня по определённым темам.
В 2023-2024 учебном году в консалтинговом центре по математике «Лаборатория учителя: формы и методы подготовки к ГИА на базе МБОУ «Гимназия №8 - ЦО», за сентябрь-апрель 2023-2024 г организованы и проведены 8 обучающих семинаров. В консалтинговом центре по физике «Проблемы и пути их решения. Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ», на базе МБОУ «Лицей №110» за этот же период 2023-2024г. провели 7 семинаров по физике. В консалтинговом центра по химии «Решение и оценивание задач высокой сложности по ОГЭ и ЕГЭ», на базе МБОУ «Школа №169» состоялись 6 тематических семинаров по химии. В консалтинговом центре по географии «Трудные вопросы и задания по ОГЭ и ЕГЭ» на базе МБОУ «Школа №156» - 6 тематических семинаров. В консалтинговом центре по биологии «Проблемы и пути решения, Готовимся ОГЭ и ЕГЭ» на базе МБОУ «Школа №86» 6 обучающих семинаров провели.
В итоге были организованы и проведены 33 семинара и реализованы дорожные карты по подготовке ОГЭ и ЕГЭ, что позволило достичь положительной динамики результатов ЕГЭ. По профильной математике средний балл 2023 году - 60,8, а 2024 году - 68,5 и один стобалльник, положительная динамика +7,7. По физике средний балл 2023 году 55,7, а 2024 году - 69,1, положительная динамика +13,4 и 4 стобалльника. По биологии средний балл 2023 году 55,7, а 2024году-59,5, положительная динамика +3,8. По географии средний балл 2023 году 51,9, а 2024 году 62,8, положительная динамика +9,9.
Очевидно, правильно организованная работа консалтингового центра вселяет в педагога уверенность и желание творить, повышать свое профессиональное мастерство. В конечном счете эффективность работы должна привести к росту удовлетворенности учителей педагогической деятельностью, повысить их заинтересованность в работе и в целом положительно сказаться на динамике качества обучения.