Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • ВОСПИТАНИЕ: НА УРОКАХ И ПОСЛЕ
  • Внедрение основ рефлексивной педагогики, как один из этапов совершенствования образовательно-воспитательного процесса в объединениях УДОД

    Быстрова Марина Борисовна, заместитель директора по учебно-методической работе МБОУДОД «Центр дополнительного образования детей «Заречье» Кировского района г.Казани

    Кардинальные преобразования культурной и социально-экономической жизни страны в настоящее время обусловили появление новых ценностей в образовании, сформировали в обществе устойчивые запросы на профессионально компетентного педагога, способного к проектированию развивающей социально-педагогической среды, к построению психолого-педагогических условий образования человека на основных этапах онтогенеза. Уходит в прошлое, по сути, единственная функция образования - передача культурного опыта новым поколениям в виде логически завершенной системы знаний, формирования у детей и подростков научной картины мира. На смену приходит новая функция образования - быть субъектом преобразования общества, развивать самостоятельность и творчество личности.

    Такой системе образования требуется педагог-профессионал, ориентированный на развитие способностей, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков, умеющий практически работать с образовательными процессами, строить развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи; являющийся подлинным субъектом педагогической деятельности. Это должен быть педагог нового типа, способный быстро реагировать на происходящие общественные изменения, корректировать свою собственную профессиональную деятельность в направлении соответствия её социальному требованию, владеющий основами рефлексивной педагогики.

    В настоящее время рассмотрение проблемы рефлексии в ряде исследований связано с вопросами изучения профессиональных способностей педагога, с самоорганизацией в педагогической деятельности.

    С целью решения этих вопросов изучаются проблемы профессионализма педагога в области философии, социологии образования (В. И. Загвязинский, В.Д.Семенов, Я.С.Турбовской и др.), разрабатываются теории профессиональной компетентности (О.С.Анисимов, А. А.Воротникова, Н.В.Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин и др.), ведутся исследования психологических аспектов деятельности педагога, его личностных качеств, определяющих развитие профессиональных способностей (А.А.Бодалев, Э.Ф.Зеер, Я.А.Понаморев, И.С.Семенов, Б.Т.Теплов и др.). Однако при всем многообразии изучения профессионализма педагога недостаточно изученным является один из ключевых элементов, являющийся необходимым условием саморазвития профессионала, - рефлексия педагогом собственной профессиональной деятельности и себя в ней как ее субъекта. К сожалению, современные образовательные стандарты в большей степени нацеливают на оснащение будущего специалиста знаниями, нежели на формирование его профессионально-значимых личностных характеристик. Отечественное образование находится в фазе перемен, оно переживает сложный, противоречивый путь. Социально-экономические преобразования в стране обусловили необходимость в смене парадигмы отечественного образования, в контексте которой создается образовательное пространство для развития свободной, социально-отечественной, общественно-полезной, творческой личности. Социальный контекст в вопросе качества образования раскрывается как общегосударственная, общенациональная, политическая задача.

    Одним из условий высокой профессиональной подготовки педагогов является их рефлексивная деятельность.

    Педагогическая ценность профессиональной рефлексии педагога в значительной мере, опосредуется целенаправленным включением в контекст его самосовершенствования мыслительной активности, сопряжённой с волевой саморегуляцией собственного общеличностного роста. Принципиально важным критерием ценностно-рефлексивного взаимодействия являет диалогичность. Существо диалога, по мнению Л. Ф. Вязниковой, в признании субъектности другого в образовательном процессе. Диалог в инновационном взаимодействии – это безусловное принятие уникальности другого, сопричастность его проблемам, включение в совместный поиск путей решения этих проблем, это возможность столкновения различных позиций, их взаимообогащение, способствующее развитию мотивов самопознания, творчества и утрате принуждения, традиционной «педагогичности» со стороны преподавателя. Основной продукт общения на основе диалога – это понимание. Чтобы понимание произошло, педагог должен научиться «открытой» позиции.

    Диалог с ребенком - учеником начинается с того момента, когда педагог начинает допускать возможность других стилей мышления, познания, общения, взаимодействия, отличающихся от собственного. Он должен сделать личностное усилие и измениться сам. Трудность заключается в двойственности позиции, так как он – взрослый и работает с детьми, «подчиненными». Тем не менее, результаты такого педагогического преобразования стоят того!

    Рефлексия позволяет педагогу и учащемуся стать открытыми для нового личностного опыта, который, в свою очередь, является ведущим источником личностно-профессионального развития всех участников образовательного процесса. Чем выше уровень рефлексии педагога, тем выше его готовность и способность к изменению субъективной системы установок адекватно меняющейся ситуации. Тем самым учитель может достигать педагогической компетентности в изменяющихся условиях современности, и самообразование будет являться средством развития профессиональной компетентности педагога.

    Мы – руководители учреждений дополнительного образования детей рассматриваем рефлексию как процесс творческий, результатом которого является появление нового взгляда, новой позиции, рождение нестандартной идеи или действия. Когда мы не можем решить какую-либо жизненную или профессиональную задачу, то реальной причиной этого чаще всего являются не внешние условия, а наш собственный опыт, создавший определенные установки и стереотипы. Если ситуация оказывается творческой, то установки и стереотипы перестают срабатывать и, более того, становятся барьерами. Понять, что же именно в своем собственном опыте мешает решить ту или иную проблему, что надо поменять в своем отношении к ситуации - это и есть задача, направленная на рефлексию.

    Таким образом, рефлексия несет в себе не только аналитический, но и серьезный развивающий потенциал. Изменяя и развивая свое отношение к опыту, мы закладываем основы изменения и развития любой своей деятельности, в том числе и профессиональной. В нашем понимании рефлексия - это процессы не только и не столько интеллектуальные, сколько носящие целостный личностно-мировоззренческий характер.

    Итак, рефлексия в педагогике - это источник теоретического педагогического знания. Рефлексивная деятельность профессионала развивает его способность видеть проблемы собственной профессиональной деятельности, модифицировать ее за счет своих внутренних ресурсов, самостоятельно осуществлять свой выбор, принимать ответственность за свои решения. Развитие рефлексии в деятельности профессионала становится его первоочередной задачей.

    Основная стратегия развития основ педагогической рефлексии должна состоять в создании условий, обеспечивающих приобретение профессиональных рефлексивных знаний, заинтересованное отношение к рефлексивной деятельности, стимулирующей собственно рефлексивное поведение профессионала в целом. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь. Надо отметить, что существует многочисленный спектр видов рефлексии. В зависимости от объекта рефлексии (на какой объект она направлена): интеллектуальная; личностная; коммуникативная; экзистенциональная и т. д.

    – личностная рефлексия (рефлексия на себя).

    – коммуникативная рефлексия (рефлексия на другого).

    – мировоззренческая рефлексия (рефлексия на мир).

    Теоретические основания рефлексивной педагогики в целом представляют собой реставрацию «прогрессивной» педагогики прагматизма в духе соответствующих идей Курта Левина и Джона Дьюи, но в современном ракурсе – с учетом идей гуманистической (К.Роджерс) и когнитивной (Д.Шон) психологии.

    Исходной посылкой такой инновационной педагогики является мысль, о том, что в основе обучения должен лежать разнообразный личный и профессиональный опыт, развитие которого непрерывно «прогрессирует» от одной стадии к другой. Традиционные методы обучения терпят неудачу потому, что опыт, к которому они приобщают педагога, оказывается навязанным извне и, соответственно, психологически необоснованным. Рефлексивная педагогика противопоставляет ему развивающий, идущий «изнутри во вне» опыт, «плодотворно и творчески живущий» (Дж.Дьюи).

    Какова природа этого опыта? По мнению авторов этого педагогического направления, профессиональный опыт учащегося (учителя) включает в себя два вида знаний: теоретические (приобретенные) и эмпирические знания, основанные на субъективном опыте. В действительности два вида знаний не существуют изолированно, но представляют в своей совокупности систему так называемых концептуальных схем, или профессиональных конструктов, которые по существу, и определяют осознанную или неосознанную готовность учителя к каким-либо действиям. Исполняя роль регуляторов профессиональной деятельности, эти концептуальные схемы высвобождают сознание ученика и учителя при исполнении ранее уже отработанных операций в стандартных ситуациях. И в этом случае они помогают, образно говоря, «освоить пространство педагогической профессии, почувствовать себя дома». Однако чувства это временное. Как только условия деятельности меняются, в работе возникает сбой, и привычные схемы поведения становятся попросту непригодны, устаревшие «конструкты» превращаются в тормозящий фактор.

    Замена таких «конструктов» является необходимой, и если она происходит, то рассматривается сторонниками рефлексивной педагогики как процесс профессионального развития.

    Итак, в педагогических инновациях заложен механизм качественного изменения отношения к знанию. В традиционной педагогике в качестве цели выступают чаще всего такие категории как усвоение знаний как некоторой суммы сведений, обучение как научение осуществлять ту или иную деятельность, часто по установленным педагогом стереотипам. Инновационное образование по своей сути всегда развивающее, следовательно, в центре современного образовательного процесса сама личность учащегося, который с помощью учебного материала, как средства, условия развития, учится самостоятельно добывать знания, ставить перед собой развивающие цели, планировать и осуществлять творческую деятельность и готов к адекватной самооценке.

    Проблема совершенствования педагогического мастерства на основе рефлексии изучена недостаточна, хотя база для такого исследования заложена в многочисленных научных работах, связанных с осмыслением роли рефлексии в развитии личности, в профессиональной деятельности педагога. Чем выше уровень рефлексии педагога, тем выше его готовность и способность к изменению субъективной системы установок адекватно меняющейся ситуации. Тем самым учитель, педагог может достигать педагогической компетентности в изменяющихся условиях современности, и самообразование будет являться средством развития профессиональной компетентности педагога.

    Очевидно, что:

    • специалисты с развитой рефлексивностью обладают более высоким уровнем мастерства;

    • способность к рефлексии - важная предпосылка развития профессионального самосознания педагога;

    • педагогическая рефлексия - фактор саморегуляции, саморазвития;

    • рефлексивная позиция - индикатор становления профессионального мастерства и личности;

    • рефлексирующее мышление обеспечивает непрерывное осознание осуществляемой деятельности и на этой основе ее совершенствование. Эта закономерность лежит в основе одного из важнейших принципов саморазвития личности.

    Рефлектирующий педагог определяет индивидуальные смыслы своей педагогической деятельности, и без этого изменение педагога как субъекта невозможно. Для такого педагога предмет не заслоняет ребенка, ему интересен те столько предмет, сколько ребенок в этом предмете.

    -Проникновение в сущность и смысл педагогических явлений;

    -критическая оценка источника;

    -нахождение скрытых противоречий, их реальных движущих сил и механизмов;

    - использование рефлексии как размышления, полного сомнений, противоречий и переживаний, - вот те качества, которые необходимы для собственного творчества педагога. Его же субъективные качества личности влияют на самоформирование коммуникативных, организаторских, культурологических, познавательных и других умений, обусловленных деятельностью личностных структур сознания: критичностью, мотивированием, рефлексией. Личностные качества педагога дополнительного образования оказывают большое влияние на умения преодолевать кризисные узлы в воспитании, перестройке имеющихся у ребенка знаний, умение распознавать педагогические теории и системы на предмет их соответствия гуманистической парадигме; умение моделировать условия воспитания творческой личности и критически переосмысливать ценности традиционного воспитания для альтернативных подходов, самостоятельного построения собственных мировоззренческих позиций.

    Педагог дополнительного образования призван в своей педагогической деятельности корректировать действия учащихся в зависимости от того, как они фактически развертываются. Тем самым, его деятельность приобретает творческий неформальный характер, а он становится субъектом собственной деятельности. Данный тип педагогической творческой деятельности должен стать, по нашему мнению, достоянием каждого педагога дополнительного образования в современных условиях. Но для этого необходима теоретически обоснованная и экспериментально проверенная модель соответствующего типа педагогической деятельности. К сожалению, такой модели сегодня не существует, и педагог вынужден решать возникающие перед ним проблемы на свой страх и риск.

    Новый тип педагогической деятельности соответствует строению деятельностного акта и включает в себя:

    1. ситуацию затруднения, возникающую в процессе реальной практической задачи (дефицит способностей);

    2. оценку ситуации затруднения и условий ее преобразования;

    3. рефлексивный контроль и оценку ситуации;

    4. целеполагание как центральный структурный компонент деятельностного акта.

    Все компоненты деятельностного акта должны быть «пронизаны» прежде всего, пониманием собственной деятельности, следовательно, необходимо начинать с «взращивания» рефлексивных способностей педагога. Начинать можно с различных методик проведения занятий с целью разрешения рефлексивного конфликта педагога. К формам, направленным на развитие педагогической рефлексии относятся:

    1. анализ «живых» уроков, мероприятий и их видеозаписей с целью обнажения проблем в профессиональной деятельности педагога;

    2. овладение проектной и исследовательской деятельностью по схеме: проект- реализация- рефлексия - управленческое решение.

    Ценность совместного с детьми проектирования заключается в следующих моментах. Во-первых, актуализируются знания и способности каждого участника проекта, во-вторых, в коллективной работе педагоги более глубоко и конкретно осознают цели своей профессиональной деятельности. В-третьих, овладевают новой педагогической технологией, в – четвертых, учатся ориентироваться в конкретных условиях, нарабатывая способы и средства конструирования. В-пятых, взаимодействуя, как деловые партнеры, практикуются в общении. В-шестых, педагоги, находясь в позиции автора проекта, практикуются в творческой педагогической деятельности.

    Управление мотивационной сферой деятельности строится с учетом типов темперамента человека. Успехов в учебе и работе может добиться человек с любым темпераментом, однако, знание особенностей характера и типа нервной системы субъекта позволяет поручить такую работу, при выполнении которой раскроются положительные качества личности. В связи с этим учет личностно-ориентированного подхода при рефлексивном обучении и управлении приобретает первостепенное значение в развивающем образовательном учреждении.

    Высший уровень педагогической рефлексии – размышление о себе в профессии. Но это может быть индивидуальная рефлексия (самоанализ урока, анализ реакции учеников, анализ событий дня); обращение к помощи более опытного педагога; рефлексия в группе равных по уровню квалификации коллег; задача коллег быть не судьями – а советчиками. Во всём мире сейчас наблюдается изменение парадигмы наставничества. Место контроля занимает работа по профессиональному развитию более молодого коллеги; место разделения обязанностей – совместная работа; анализ самого себя должен восприниматься каждым педагогом, вне зависимости от его опыта и стажа работы, как нормальное повседневное занятие. При наличии даже небольшого навыка он не будет занимать много времени, но польза от него будет несомненной. Например, анализ, проведенный после урока, занятия, поможет учителю прояснить свое поведение в ходе урока, оценить качественный уровень урока, уровень деятельности учащихся, выявить положительные и негативные моменты. На данном этапе развития системы дополнительного образования есть два пути реализации последнего тезиса:

    1) организация и проведение творческих для учащихся уроков, на которых они сами получают («добывают») знания, осознают и закрепляют их, т.е. таких занятий, где знания не преподносят в готовом виде;

    2) систематическое насыщение уроков различными творческими заданиями, вкрапляемыми в ткань занятия.

    С целью реализации новых задач развивающего образования необходимо радикальное обновление системы организации образовательного процесса. В нынешней практике ещё нередко можно встретить стиль ведения занятий, когда не только младшие школьники, но и старшеклассники превращаются в простых исполнителей заданий. Активная же роль личности во всех проявлениях «Само...» начисто отсутствует, что и формирует так называемых послушных исполнителей в будущей жизни.

    Новым стимулом, резко повышающим мотивацию учения, должна стать такая организация образовательного процесса и каждого занятия, при которой в первую очередь учитывается возрастная структура природосообразной деятельности ребенка, где в полном объёме будут реализованы все компоненты его человеческого «Само...» Для того чтобы каждое занятие можно было считать реализующим деятельностный подход, оно должно завершаться рефлексией: обдумыванием и анализом совершенных действий, возникших мыслей и чувств с целью проверки и корректировки сделанного, выработки задач на будущее. Предложенными в конце занятия могут быть следующие вопросы:

    - понравился ли тебе урок (занятие)?

    - Что не понравилось на занятии?

    - Поставь отметку учителю по 5- бальной системе. Обоснуй её.

    - Оцени свою деятельность за урок по 5 – бальной системе. Обоснуй её.

    - Какие действия учителя считаешь неправильными?

    В новых экономических условиях система дополнительного образования детей должна быть ориентирована не только на создание условий для творческого развития и самореализации учащихся, но и на создание условий для стимулирования процессов саморазвития, личностного роста педагогов и руководителей в профессиональном и творческом направлениях. Современные социально-экономические условия требуют разворачивания и активного внедрения практик исследования, рефлексии, проектирования, проблематизации, программирования в содержание дополнительного образования детей. Профессия педагога, учителя все дальше и дальше отходит от представлений исполнителя, реализатора чьих-то указаний в сторону индивидуальной творческой деятельности. В дополнительном образовании, как, впрочем, и в общем, нельзя рубить с плеча, все надо делать обдуманно. Педагогу необходимо всегда помнить, что любая учеба – это труд, требующий от человека огромных интеллектуальных, физических, нравственных усилий. Помогать получать радость и удовлетворение от учебного труда – вот путь к воспитанию конкурентоспособной личности ребенка. Взаимодействие «педагог-воспитанник» должно строится на основе демократичности, духовности, толерантности, выбора и принятия решения, управления своими потребностями, что и определит в конечном итоге образовательный и воспитательный результат. Только в основе такого стиля общения заключается единство высокого профессионализма и статуса ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ!


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152