Предисловие
Почему классных руководителей называют вторыми мамами? Почему иной раз ребёнок бежит рассказать о своей беде не родному человеку, а классному руководителю? Что нужно сделать, чтобы вызвать такое доверие к нему? И какими качествами должен обладать классный руководитель ХХI века, чтобы не покалечить душу ребёнка, а стать ему другом? Воспитание – непрерывный процесс, оно ни на минуту не может остановиться. Могут и, наверное, должны быть сомнения во время поиска правильного пути. Могут быть проявления слабости и срывы. Могут быть и ошибки, потому что мы как и все не идеальны. Могут быть слёзы и сумасшедшее желание бросить всё и уйти из школы. Может быть даже заявление, положенное на стол директору от бессилия. Может быть... Кто не просто работает в школе, а живёт ей, посвящая этому делу всю себя и ни о чем никогда не жалея. Почему он никогда не может бросить это дело? Ответ прост: он любит. Часто можно услышать, что «любовь творит чудеса». Вы только обратите внимание на сочетание слов: любовь и творит, то есть созидает, творчески создает нечто новое, неординарное. Влюблённый человек одарен позитивной энергией добра и созидания! Только на этом и строится сама жизнь. Знакомясь с педагогикой В.И.Андреева, я встретила замечательную фразу: « Творчество учителя – это состояние любви!» Действительно, как прекрасно сказано, ведь только в состоянии любви к детям, к своим ученикам и к самой жизни, мы способны понять их, созидать в них творческое начало, зарождающуюся творческую личность.
Говорю об этом с единственной целью, чтобы показать, насколько важно самому самоопределиться, а не только учить этому своих учеников. Насколько важно иметь четкую систему ценностей, в которой на первом месте стоит талант любви к человеку и жизни. Никакое образование, никакие другие таланты не заменят первых. Именно поэтому свою педагогическую и воспитательную концепцию я определила как «Творчество учителя, классного руководителя, - это состояние любви ко всему, что тебя окружает!» Отсюда и родилось название программы по самосовершенствованию для 5-9 классов: « Я люблю жизнь!»
Чтобы лучше узнать, понять ребят и, по возможности, стать им другом, я выбрала определенную модель поведения и общения с воспитанниками. В отношениях со своими учениками я придерживаюсь следующих заповедей:
Не бойся ошибок- на ошибках учатся
Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве – тебе будет легче понять ребенка.
Принимай ребенка таким, какой он есть со всеми его достоинствами и недостатками, ведь и ты не идеал.
Не гонись за любовью детей, она сама тебя догонит.
И лейтмотивом ко всей моей воспитательной программе я взяла следующие строки:
Что ты такое любви дарение?
- Музыка
Нашего сердцебиения?
- Нашего разума
Тайное пение?
- Танец
Рассудка и воображения?
Что ты такое
Любви дарение ?
Ты – вдохновение!
Ты – озарение!
Вечность, открытая
Нам на мгновение!
Вместе –
И тайна, и откровение!
- Да!
Соглашается любви дарение.
- Все это – я!
Это я!
Без сомнения!
Объяснительная записка
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как личности, стремящейся от самопознания к самоопределению и самореализации. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой ребенок как целостная личность? Какие качества следует у него развивать? Все высшие духовные потребности человека - в познании, в самовыражении, в самоактуализации - являются стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию. Важно не упустить в воспитании детей стремление делать добрые дела бескорыстно, созидать в них творческое начало, зарождающуюся творческую личность. И этот процесс идет как процесс сотворчества, которому нужно состояние резонанса, чувство взаимной любви. Очень важно, чтобы учитель не только любил своих учеников, учил их искусству любви, но и формировал у них умение узнавать и оберегать любовь во всех ее проявлениях. О проблеме любви и счастья, об умении узнавать любовь А.С.Макаренко писал так: « Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым – это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству». Необходимо объяснить ребенку, что жизнь – вещь самая ценная, и необходимо научиться ощущать ее прелести. Научить детей жить счастливо, улыбаться друг другу, быть готовым в любую минуту отозваться на нужды человека душой и сердцем, наслаждаться красотой природы, неба, находить удовольствие в работе, отдыхе, общении с друзьями. Важно, чтобы простейшие чувства были наполнены социально-значимым содержанием. Воспитание здесь - это воспитание чувств, развитие эмоционально-чувственной сферы, учение находить удовольствие в нравственном поведении.
В прошлом учебном году я стала классным руководителем 5 «В» класса. Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я их смогу собрать в единый сплоченный коллектив. Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Учащихся характеризовало весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). Около 34 % мальчиков и 26 % девочек давали себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущалось недоумение, растерянность. И хотя около 70 % учащихся отмечали в себе не только отрицательные, но и положительные черты, в их оценках наблюдалось явное преобладание отрицательных черт и форм поведения. При этом у детей четко обнаруживалась острая потребность в самооценке и зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение отдельных детей к себе, переживание недовольства собой сопровождалось актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности.
Класс был открытый и подвижный, не скрывал своих эмоций и чувств; состоял из трех групп, конфликтующих между собой; положение осложнялось борьбой за лидерство между двумя девочками. Любовь к детям и своему делу, потребность в более глубоком познании личности ребенка, желание сохранить стремление у детей «быть хорошими» и помочь им открыть мир своего «Я», их лучшие, наиболее яркие личностные черты - именно эти ценности направили мои усилия на создание модели воспитательной программы моего класса. Изучив индивидуально-психологические особенности учащихся, опираясь на внутренние потребности ребенка и родителей, а именно:
- желание детей лучше познать себя;
-стремление развивать любознательность и интеллектуальные способности;
-желание детей строить свои отношения в классе по законам добра и красоты, чувствовать себя комфортно;
-желание родителей видеть своих детей добрыми, духовно богатыми, интеллектуально-развитыми и физически здоровыми.
А также для достижения целевых ориентиров я определила следующую цель своей воспитательной программы: «Воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, умеющей быть счастливой и нести счастье людям».
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь, разнообразные виды деятельности, через различное формальное и неформальное общение, традиции через выполнение следующих задач воспитания:
· создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
· оказание помощи ученикам в открытии для себя большого многогранного и неоднозначного мира, окружающего их, научение их в этом мире быть счастливыми;
· формирование мировоззрения, ценностной картины мира, которые обеспечат гражданскую направленность.
· организация самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в деятельности ;
· привлечение родителей к участию в самоуправлении класса, в воспитательном процессе.
Задачи определили следующие направления работы:
· Здоровьесберегающее
· Учебно-познавательное
· Нравственно-патриотическое
· Трудовое
· Художественно-эстетическое.
· Спортивное
В основу программы были положены следующие педагогические принципы:
1. Принцип природосообразности ( принимать ребенка таким, каков он есть, не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет).
2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса (целостно все: образ окружающего мира, образ себя, урочная и внеурочная деятельность и.т.д).
3. Принцип сотрудничества (работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия).
4. Принцип сопереживания (реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности).
5. Принцип союза «школа – семья».
Программа состоит из разделов и охватывает все основные этапы процесса самосовершенствования:
1.Самопознание(5-й класс)
2.Самовоспитание и самообразование (6-7 класс)
3.Самоутверждение. Самоопределение. Самореализация (8-9-й класс)
Первый этап
Самопознание « Шаги к познанию себя и мира»
5 класс
Месяц | Тема | Форма работы | Цели | Направление работы |
сентябрь | « Это Я» | Анкетирование тестирование | Цель: ознакомление с учащимися, выявление объективных данных о семье, интересах, занятости учащихся в свободное время, отношение к учебе и общественной деятельности | Классный руководитель и родители |
октябрь | «Кто я?» | Диагностика беседа | Цель: познакомить учащихся с типами темперамента, определение типов темперамента. | Здоровьесберегающее |
ноябрь | «Золотое правило» | Беседа диагностика рисунки «каким я вижу свой класс» | Цель: изучить межличностные отношения в классном коллективе, комфортность ребенка в нем. | Здоровьесберегающее |
декабрь | «Учимся слушать» «Как прекрасен зимний лес!» | Рассказ игра экскурсия | Цель: дать учащимся понятие о внимании как свойстве личности Цель: воспитать любовь к природе, заинтересовать учащихся походами в зимний лес, приобщить к прекрасному. | Учебно-познавательное Художественно-эстетическое |
январь | «Как поступить?» «Будем здоровы» | Классный час Поход на каток в спортивный комплекс «Ак Буре» | Цель: сочетая беседу и вопросы выявить отношения учащихся к классу, характер требований к отдельным членам коллектива и классу в целом; выработка единых целей деятельности и предложений по их осуществлению. | Нравственно-патриотическая Спортивное и здоровьесберегающее |
февраль | «Мы будущие защитники Отечества» «Секреты здоровья ребенка» | Экскурсия в музей ВОВ. Историко-литературная композиция Родительское собрание совместно с медицинской сестрой школы | Цель: воспитание патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей родины. Цель: убедить родителей и детей в необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены. | Нравственно-патриотическое Классный руководитель и родители |
март | « Дорогие к вам от всей души» «Огни рампы» | Праздник творчества совместно с родителями. Выставка творческих работ Устный журнал | Цель: воспитание любви к мамам, обобщающая диагностика на основе анализа творческих работ. Цель: эстетическое воспитание, формирование ценностного отношения к театральному искусству. | Художественно-эстетическое Классный руководитель и родители Художественно-эстетическое |
Апрель | « Мы сильные» | Спортивные состязания | Цель: воспитание любви к спорту, к здоровому образу жизни. | Спортивное |
май | «Я и другие» | Ролевая игра дискуссия | Цель: донести до учеников значимость в жизни человека таких качеств, как доброта, великодушие, достоинство, гордость, скромность, милосердие. | Учебно-познавательное |
Второй этап. Самовоспитание и самообразование «Я меняюсь»
6-ой класс
месяц | тема | Форма работы | Цель | направление |
сентябрь | «Мы как дольки апельсина целы и неделимы» | Классное собрание | Цель: выборы классного актива, выработка мотивации общественной деятельности, развитие навыков анализа работы коллектива и отдельных членов коллектива. | Учебно-познавательное |
октябрь | «Мои недостатки и мои достоинства» | Деловая игра анкета | Цель: формирование объективной самооценки, развитие навыков групповой работы. | Учебно-познавательное |
ноябрь | «Права ребенка его глазами» «Мы любим кататься» | Классный час Поход на каток в спортивный комплекс «Ак Буре» | Цель: осознание ребенком прав и обязанностей личности в социуме; формирование самосознания и ответственности подростков перед обществом; развитие навыков самостоятельного поиска. Цель: сделать ежегодный поход на каток традицией, формировать потребность в здоровом образе жизни. | Учебно-познавательное Спортивное Здоровьесберегающее |
декабрь | «Спешите делать добрые дела» | Цикл благотворительных мероприятий | Цель: воспитание гуманного отношения к нуждающимся в помощи, терпимости и милосердия к больным и слабым, осознание необходимости активной помощи инвалидам и организация этой помощи | Нравственно- патриотическое |
январь | «Я лидер» | Деловая игра | Цель: развитие интеллектуальных, нравственных способностей учащихся. Навыков социальных действий, самоанализа. | Учебно-познавательное |
февраль | «Победители» | Историко-литературный вечер | Цель: патриотическое воспитание, осознание сопричастности личности к судьбе Отечества; приобретение учащимися навыков организации и проведения мероприятий. | Нравственно-патриотическое |
март | «Мы любим Вас» | Классный вечер-встреча с мамами. | Цель: воспитание любви к родителям, осознание роли мам в жизни человека. | Художественно-эстетическое Классный руководитель и родители |
апрель | «Вокруг много интересного» | Экскурсия в национальный музей | Цель: воспитание интереса к прошлому и неизвестному. | Учебно-познавательное |
май | Мир и миролюбие» | Классный час | Цель: воспитание гуманистического отношения к людям, непримиримости к агрессии, уважительного отношения к защитникам Отечества. | Нравственно-патриотическое |
7-й класс
месяц | Тема | Форма работы | цель | направление |
сентябрь | «Планов громадье» | Беседа | Цель: стимулирование самостоятельной деятельности, составление плана работы, ознакомление учащихся с приемами организации деятельности коллектива | Учебно-познавательное |
октябрь | «Учителями славится Россия» | КТД | Цель: организация классного коллектива в проведении общего мероприятия, повышение престижа учительского труда, воспитание благодарности и отзывчивости, стремление к творческой деятельности. | Нравственно-патриотическое |
ноябрь | «Петербург-гордость нашей страны» | экскурсия | Цель: познакомить учащихся с городом Петербургом, воспитать чувство гордости за историческое прошлое, приобщить к прекрасному. | Художественно-эстетическое |
декабрь | «Можем ли мы считать себя взрослыми» | диспут | Цель: развитие интереса к саморазвитию, умения рефлексии и ответственности за свои поступки. | Учебно-познавательное |
январь | «Тренируем память» | Беседа диагностика практические упражнения | Цель: раскрыть понятие памяти, дать представление о видах памяти, закономерностях развития и способах тренировки. | Учебно-познавательное |
февраль | Что я знаю об этикете?» | Деловая игра | Цель: привитие навыков общения и поведения в социуме, формирование объективной самооценки. | Учебно-познавательной Художественно-эстетическое |
март | «Мои права» | Классный час | Цель: выяснение, какую ответственность несут люди друг перед другом; формировать культуру прав и обязанностей взрослых и детей в семье | |
апрель | «Чистый воздух нашего города» | Классный час | Цель: воспитание бережного отношения к природе, формировать культуру прав и обязанностей взрослых и детей . | Нравственное |
май | «Сороковые роковые» | Литературная композиция | Цель: воспитание непримиримого отношения к врагам мира и свободы народов; вызвать у детей стремление быть достойными преемниками защитников Отечества. | Нравственно-патриотическое |
Самоутверждение. Самоопределение
8-9 классы
В этом возрасте проблема самоопределения приобретает чрезвычайно актуальный характер, учащиеся должны сделать выбор своего жизненного пути, своего профессионального развития, поэтому важное место отводится таким формам работы, которые способствуют осмыслению жизненных ценностей. Здесь я решила максимально использовать свои знания и опыт, ресурсы гуманитарного цикла.
Тематическое планирование | Цель |
«Я и Ты =Мы» | Совместно с учащимися составление плана работы класса, наблюдение за взаимодействием групп в коллективе, корректировка предложений. |
«Ваши права» | Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенции о правах ребенка |
Сочинение «Я в прошлом, настоящем и будущем» | Выявление индивидуальных представлений учащихся о своей роли в обществе, развитие объективной самооценки. |
«Что делать?» | Формирование правовой культуры и гражданской активности, воспитание чувства ответственности за свои поступки. |
«Человек будущего» | Выявление индивидуальных представлений учащихся о своей роли в обществе, учет результатов анкеты при составлении планирования. |
«Удивительный театр» посещение театра и последующее обсуждение постановки в классе. | Цель: приобщение к искусству, формирование навыков анализа поставленных проблем. |
« Интеллектуальный марафон» | Интеллектуальное развитие ребенка, развитие объективной самооценки. |
«Стань лидером» | Воспитать лидерские качества, формирование навыков , необходимых при решении проблем. |
«Что я знаю о войне?» поисковая работа. | Цель: осознание сопричастности личности к судьбе Отечества; приобретение учащимися навыков поисковой работы. |
«Мое здоровье – моя красота» | Помочь учащимся осознать свое отношение к здоровью и формирование чувства личной ответственности за здоровый образ жизни. |
« Преступление и наказание» | Формирование навыков самостоятельного принятия решения. |
« Будем милосердными» | Воспитание потребности в нравственных поступках. |
«У каждого поколения свои книги» Обсуждение предложенного учащимися произведения современного писателя. | Воспитание интереса к чтению, формирование навыков анализа . |
«Семья – моя крепость» | Формирование представлений о семейных ценностях, приобретение навыков семейной дипломатии, осмысление явлений действительности и своего отношения к ним. |
«Все работы хороши» | Выявление профессиональных интересов, формирование ответственного отношения к будущей профессии, определение профессиональных приоритетов. |
Просмотр предложенного фильма и дальнейшее его обсуждение. | Цель: выявить предпочтения учащихся, формировать навыки анализа. |
«Культура поведения» | Воспитать культуру поведения в общественных местах, формировать навыки объективной самооценки. |
«Потехи для смеха» | Воспитать положительное отношение к доброму юмору, выявить скрытые склонности учащихся юмористического характера. |
«Недаром говорят о нас, что мы- просто класс!» | Анализ деятельности класса. |
«Человек – это тайна» | Помочь в разрешении психологических и других проблем |
«Я люблю жизнь» | Воспитать позитивное отношение к жизни, формирование навыков видеть прекрасное и быть этому благодарным. |
«Без паники сдаем экзамены» | Оказать учащимся и родителям посильную помощь при подготовке к экзаменам. |
«Жить в мире с собой и другими» | Упражнения на воспитание терпимого отношения к себе и другим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности. |
Я считаю, что профессионализм учителя - неисчерпаемый источник самореализации ученика.
Учитель должен быть подготовлен в научном, общекультурном, психолого-педагогическом и предметно-методическом планах к формированию различных компетентностей у учащихся. Поэтому мною разработана программа саморазвития, которая позволяет мне выявлять мои сильные и слабые стороны как педагога и человека, корректировать свою деятельность, отслеживать собственный профессиональный и личностный рост.
Как учитель словесности я максимально использую свои знания и опыт, ресурсы гуманитарного центра в разработке программы развития своего класса. С опорой на богатую русскую культуру и историю построены классные часы и мероприятия, которые дают возможность не только усвоить явления культуры, но проникнуться уважением к исторически сложившимся культурным ценностям, включить их в поле своей жизни, сделать их образцом для поведения или для выработки собственных ориентиров (принцип опоры на культуру как мировоззрение).
Большую роль в создании коллектива, обеспечении процесса социализации учащихся сыграли традиции (культурно-ориентированный принцип). Через переживание особых традиционных моментов, дающих багаж гражданственности, переосмысление себя как части целого, школьники получают целостное представление о мире (принцип целостной картины мира: классный коллектив – микромир). Я и мой класс с удовольствием принимаем участие во всех традиционных мероприятиях школы:
· Линейка «Здравствуй, школа!»
· Предметные декады
· Конкурс «Умники и умницы»
· КВН
· Театрализованные уроки нравственности
· Спортивные праздники
· Смотр строя и песни, посвященный празднику Защитника Отечества.
· Концерты, посвященные Международному дню 8 марта, Дню Победы
· Операция «Ветеран живет рядом»
Мы создали и свои традиции, которые сплотили коллектив, выработали индивидуальный почерк класса, сделали жизнь осмысленнее и ярче (принцип смыслового отношения к миру: мир вокруг меня – это мир, частью которого являюсь «Я»). Вот они:
· ежегодные походы на каток;
· театральная гостиная;
· встречи с интересными людьми «Смотрите, кто пришел!»
Модель выпускника в контексте программы «Я люблю жизнь»
- прочность и глубина знаний;
-самостоятельность;
-организованность;
-умение видеть прекрасное;
-отсутствие вредных привычек;
-уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;
-умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку;
-умеет быть культурным и нести культуру людям, стремится к знаниям;
-его слова не расходятся с делом, он красив в делах и поступках, внешне и
внутренне;
-умеет жить в гармонии с окружающим миром;
-любит жизнь и дорожит каждым мгновением;
-умеет сказать «нет» боли, угрозе жизни, унижению достоинства, физическим и нравственным страданиям, любым формам насилия.