Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • ДОШКОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
  • Модель взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ

    Гатауллина Эльмира Ильгизовна, учитель-логопед МАДОУ №107 Московского района

    Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов детского сада.

    В нашем детском саду «Звёздочка» функционирует логопедическая группа, которую посещают дети старшего дошкольного возраста. Помимо воспитателей, в ней работают учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и специалист по развитию изобразительного творчества. Все эти специалисты проводят занятия с детьми логопедической группы. Для того, чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был более успешным, было решено скоординировать свои действия и объединить их.

    Взаимодействие в работе начинается с психолого-медико-педагогического обследования, которое проводится учителем-логопедом совместно с психологом ДОУ. Задача нашего обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября мы совместно с воспитателями и другими специалистами проводим комплексное обследование развития детей и на заседаниях «круглого стола» обсуждаем результаты диагностики, затем приступаем к планированию коррекционной работы.

    Нередко в одной речевой группе оказываются дети с разными логопедическими заключениями (ФФН, ОНР). Несмотря на то, что дети с разными диагнозами обучаются по подгруппам в соответствии со своей программой, даже у детей с ФФН наблюдаются некоторые отставания в лексико-грамматическом развитии, а также отмечаются не явно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, лексико-грамматическое недоразвитие. В связи с этим в системе планирования нами был выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются все специалисты ДОУ (примерный план на неделю - табл.№1). Поэтому работа над лексикой остается за воспитателем, а задания по развитию речи берет на себя учитель-логопед. Решая общие задачи, мы не подменяем друг друга, каждому из нас предоставляется свобода выбора и разработки приемов и методов проведения занятий.

    Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике.

    В задачу воспитателя также входит закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Здесь он полностью руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия воспитателей и логопеда по каждому ребенку в отдельности и всей группе в целом.

    Обследование детей логопедических групп показывает, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них нарушены в той или иной степени память, внимание, навыки конструктивной деятельности. Это подтверждают как результаты логопедического обследования, так и результаты диагностики педагога-психолога. Педагог-психолог и учитель-логопед дают рекомендации по коррекции познавательной и речевой деятельности у каждого ребенка, и на основе изучаемой лексической темы воспитатели предлагают детям специально подобранные логические задания. Таким образом, формируются устойчивое внимание, его переключение и распределение, обогащается чувственный опыт, развиваются все виды восприятия, в том числе и фонематическое. Все это служит базой для формирования мышления и речи.

    Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие стимулируем тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Интересные формы работы в этом направлении проводит руководитель изостудии. Ведь игры с пальчиками и обучение детей ручному труду (оригами, лепка из теста, изготовление простых игрушек и т.д.) обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Ознакомление воспитателями детей с художественной литературой способствует развитию умения слушать и понимать содержание, улавливать их ритм, повышает речевую активность детей. Кроме того, знание детьми фольклора (потешек, русских народных сказок) используется на индивидуальных занятиях для закрепления правильного произношения звуков. Например: «Ладушки – ладушки» – для закрепления звука [ш], песенку Колобка из одноименной сказки – для закрепления звука [л].

    Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по развитию мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому мы уделяем серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных игр разной сложности, индивидуальных занятий моторные навыки, повышая активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуя просодические компоненты речи.

    Коллектив детского сада постоянно ищет новые формы работы с детьми. С прошлого учебного года с целью обогащения их эмоционально-двигательного опыта были введены занятия «Ушу», гимнастика, третий год функционирует кружок «Уроки Здоровья» /обучение основам фигурного катания/. Они направлены на развитие дыхания, концентрацию и эмоциональное равновесие у детей. Практика «Ушу» помогает также развить координацию, укрепить внутренние органы, улучшить общее состояние.

    Таким образом, взаимодействуя с другими специалистами осуществляем единые требования к ребенку с речевыми отклонениями. При этом:

    - учитываем структуру нарушения;

    - осуществляем индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

    - закрепляем знания, умения и навыки, приобретенные на всех занятиях, всесторонне развивая личность дошкольника.

    Взаимодействие между специалистами осуществляем и в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности. Наиболее эффективной формой в рамках реализации ФГТ является проектная деятельность, разработанная мною, в реализации которой принимают участие все специалисты нашего ДОУ (табл. № 2).


    Табл. №1

    Примерный интегративный коррекционно-развивающий план образовательной деятельности

    в подготовительной логопедической группе на 1 неделю.

    Месяц

    Неделя

    Фронтальная логопедическая образовательная деятельность

    Образовательная деятельность

    воспитателя

    Музыка

    Физическая культура

    Развитие связной речи, лексико-грамматических средств языка


    Развитие звукопроизношения, подготовка к обучению грамоте

    Образовательная деятельность познавательного цикла

    Художественное творчество

    Сентябрь

    3

    Лето. Признаки лета. Летние месяцы. Подбор определений. Составление рассказа – описания по схеме.


    Звук [А]. Буква А.

    Дифференциация [А] от прочих гласных. Выделение начального гласного.


    Социализация «Лето красное прошло». Обобщить представления о лете, его признаках, состоянии растений, жизнедеятельности животных.


    Рисование. «Что нам подарило лето»

    Создать детям условия для отражения в рисунках летних впечатлений.

    Пение.

    Развитие слуха

    и голоса «Кукушечка» Е. Тиличеевой.

    «Как я провёл лето». Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.

    Фрукты. Составление рассказа-описания фруктов по вопросам.

    Составление предложений; закрепление понятий «действие, предложение, слово»;

    Звук [У]. Буква У.

    Дифференциация [У] от прочих гласных. Выделение начального гласного. Анализ ряда типа АУ.

    Экспериментирование

    «Фруктовый сад» выявить, как происходит процесс опыления у растений. Развивать мелкую мускулатуру рук – подготовка руки к письму.

    Лепка. «Фруктовая корзинка». Развивать мелкую мускулатуру рук.


    Музыкально-дидактическая игра.

    «Музыкальное солнышко» Развивать музыкальный слух, чувство ритма.

    «Тропа здоровья»

    Дыхательное упражнение «Яблоки» (А. Н. Стрельникова). Дыхательное упражнение «Погонщики» (А. Н. Стрельникова) Биоэнергетическая гимнастика, пальчиковый массаж.



    Овощи. Составление рассказа – описания овощей по мнемо – таблицам. Упражнять в подборе слов с уменьшительно-ласкательным значением.



    Оригами «Зелёный листик»

    Развивать моторику кистей рук и пальцев, память.


    Ушу «Грядка растёт»

    Развитие пластики и красоты движений, развитие координации.





    Табл. №2

    Схема проекта на тему: «Шестиногие малыши»

    Вид проекта: коррекционно- познавательный

    Группа: старшая логопедическая

    Период работы: 6 месяцев

    Цель: Коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логопедической ритмики.

    Задачи: Развивать слуховую, речевую функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику; память, внимание, познавательные процессы, творческие способности детей. Воспитывать нравственно-эстетические чувства детей. Расширять представления о насекомых.

    Предполагаемый результат: организация и проведение логоритмического

    развлечения «Как муравьишка дом солнышка искал» с показом слайд-шоу

    «Королевство насекомых».

    Участники проекта: дети, учитель-логопед, музыкальный руководитель, тренер по физкультуре, руководитель изостудии, родители, воспитатели логопедической группы.

    Направление

    развития

    Образовательная

    область

    Непосредственно

    Образовательная

    деятельность

    Образовательная

    деятельность в режимных моментах

    Познавательно

    речевое

    Познание


    1.Логоритмическое занятие «Кто такие насекомые?» (развитие артикуляционной и пальчиковой моторики, продолжительного выдоха, сенсорных представлений)


    2. Логоритмическое занятие


    «Летим и звеним» (развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха)

    Рассматривание альбома «Насекомые»

    Слайд-шоу «Королевство насекомых»


    Коммуникация


    Индивидуальная беседы: «Шестиногие малыши»

    «Знатоки насекомых» (раскрепощение голосового аппарата, развитие артикуляционной моторики, слухового внимания)

    Наблюдение за насекомыми на прогулке на территории д\сада Компьютерная игра «Жужалочка» (развитие слухового внимания, длительности речевого выдоха, интонационной выразительности)


    Чтение художественной

    литературы


    1.Показ теневого театра, по сказке К. Чуковского «Муха Цокотуха» (развитие тактильной памяти, продолжительного выдоха, экономного расходования дыхания, стимулирование творческой активности)

    2.Путешествие в страну загадок

    «Летоногий прыгокрыл» (выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное выражение эмоций)

    Драмматизация (фрагмент) сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» в процессе чтения.

    Чтение сказки В. Бианки «Паучок-пилот».

    Социально

    личностное

    Социализация


    Посещение кукольного театра «Экият»

    «Муха – цокотуха»/забавная история/ К.Чуковского, инсц. Л.Афанасьева


    Консультация для родителей «Как провести

    дыхательно-артикуляционный тренинг дома» - «Муравейник» (развитие артикуляционной моторики и мимики, слуховой памяти)


    Труд


    Изготовление «жужжащей» книжки – раскладушки «Весёлый язычок».


    Физическое

    Здоровье

    .


    Дыхательно-артикуляционный тренинг «Поющая полянка» (воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса)

    Мимическая зарядка «Встреча с пчелой Майей» (формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа)

    Логопедическая игра «Волшебная паутина» (воспитание равномерного звучания с опорой на зрительные ориентиры)

    Игровой массаж «Гусиничка» (воспитание тактильных ощущений, снятие эмоционального напряжения при помощи телесных контактов)


    Физкультура


    Игрогимнастика

    «Полёт стрекозы» (развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия)

    Физ. минутки из цикла «Насекомые»


    Безопасность


    Беседа (выработка правил) «Как сохранить свои органы чувств»

    Использование пиктограмм.


    Художественно

    эстетическое

    Художественное

    Творчество


    Речедвигательное упражнение: «Дорожка жука» (развитие чувства ритма, слуховой памяти, графических навыков, ориентировки в пространстве)

    Рисунок на асфальте «Мир, который порхает, прыгает, летает...»

    Лепка из теста «Это кто такой ползёт?»


    Музыка


    Игроритмика. Музыкальная композиция «Чудо-домик» (активизация словарного запаса по теме «Насекомые», совершенствование музыкально-слуховых представлений)

    Слушание музыкальной композиции «Полёт шмеля»

    Вокальное музицирование. Дыхательно-артикуляционная игра «Мыльные пузыри» (развитие динамического диапазона, зрительного внимания).



      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152