Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов детского сада.
В нашем детском саду «Звёздочка» функционирует логопедическая группа, которую посещают дети старшего дошкольного возраста. Помимо воспитателей, в ней работают учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и специалист по развитию изобразительного творчества. Все эти специалисты проводят занятия с детьми логопедической группы. Для того, чтобы процесс коррекционно-воспитательной работы был более успешным, было решено скоординировать свои действия и объединить их.
Взаимодействие в работе начинается с психолого-медико-педагогического обследования, которое проводится учителем-логопедом совместно с психологом ДОУ. Задача нашего обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября мы совместно с воспитателями и другими специалистами проводим комплексное обследование развития детей и на заседаниях «круглого стола» обсуждаем результаты диагностики, затем приступаем к планированию коррекционной работы.
Нередко в одной речевой группе оказываются дети с разными логопедическими заключениями (ФФН, ОНР). Несмотря на то, что дети с разными диагнозами обучаются по подгруппам в соответствии со своей программой, даже у детей с ФФН наблюдаются некоторые отставания в лексико-грамматическом развитии, а также отмечаются не явно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, лексико-грамматическое недоразвитие. В связи с этим в системе планирования нами был выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются все специалисты ДОУ (примерный план на неделю - табл.№1). Поэтому работа над лексикой остается за воспитателем, а задания по развитию речи берет на себя учитель-логопед. Решая общие задачи, мы не подменяем друг друга, каждому из нас предоставляется свобода выбора и разработки приемов и методов проведения занятий.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике.
В задачу воспитателя также входит закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Здесь он полностью руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия воспитателей и логопеда по каждому ребенку в отдельности и всей группе в целом.
Обследование детей логопедических групп показывает, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них нарушены в той или иной степени память, внимание, навыки конструктивной деятельности. Это подтверждают как результаты логопедического обследования, так и результаты диагностики педагога-психолога. Педагог-психолог и учитель-логопед дают рекомендации по коррекции познавательной и речевой деятельности у каждого ребенка, и на основе изучаемой лексической темы воспитатели предлагают детям специально подобранные логические задания. Таким образом, формируются устойчивое внимание, его переключение и распределение, обогащается чувственный опыт, развиваются все виды восприятия, в том числе и фонематическое. Все это служит базой для формирования мышления и речи.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие стимулируем тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Интересные формы работы в этом направлении проводит руководитель изостудии. Ведь игры с пальчиками и обучение детей ручному труду (оригами, лепка из теста, изготовление простых игрушек и т.д.) обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон. Ознакомление воспитателями детей с художественной литературой способствует развитию умения слушать и понимать содержание, улавливать их ритм, повышает речевую активность детей. Кроме того, знание детьми фольклора (потешек, русских народных сказок) используется на индивидуальных занятиях для закрепления правильного произношения звуков. Например: «Ладушки – ладушки» – для закрепления звука [ш], песенку Колобка из одноименной сказки – для закрепления звука [л].
Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по развитию мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому мы уделяем серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных игр разной сложности, индивидуальных занятий моторные навыки, повышая активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуя просодические компоненты речи.
Коллектив детского сада постоянно ищет новые формы работы с детьми. С прошлого учебного года с целью обогащения их эмоционально-двигательного опыта были введены занятия «Ушу», гимнастика, третий год функционирует кружок «Уроки Здоровья» /обучение основам фигурного катания/. Они направлены на развитие дыхания, концентрацию и эмоциональное равновесие у детей. Практика «Ушу» помогает также развить координацию, укрепить внутренние органы, улучшить общее состояние.
Таким образом, взаимодействуя с другими специалистами осуществляем единые требования к ребенку с речевыми отклонениями. При этом:
- учитываем структуру нарушения;
- осуществляем индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закрепляем знания, умения и навыки, приобретенные на всех занятиях, всесторонне развивая личность дошкольника.
Взаимодействие между специалистами осуществляем и в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности. Наиболее эффективной формой в рамках реализации ФГТ является проектная деятельность, разработанная мною, в реализации которой принимают участие все специалисты нашего ДОУ (табл. № 2).
Табл. №1
Примерный интегративный коррекционно-развивающий план образовательной деятельности
в подготовительной логопедической группе на 1 неделю.
Месяц | Неделя | Фронтальная логопедическая образовательная деятельность | Образовательная деятельность воспитателя | Музыка | Физическая культура | ||
Развитие связной речи, лексико-грамматических средств языка | Развитие звукопроизношения, подготовка к обучению грамоте | Образовательная деятельность познавательного цикла | Художественное творчество | ||||
Сентябрь | 3 | Лето. Признаки лета. Летние месяцы. Подбор определений. Составление рассказа – описания по схеме. | Звук [А]. Буква А. Дифференциация [А] от прочих гласных. Выделение начального гласного. | Социализация «Лето красное прошло». Обобщить представления о лете, его признаках, состоянии растений, жизнедеятельности животных. | Рисование. «Что нам подарило лето» Создать детям условия для отражения в рисунках летних впечатлений. | Пение. Развитие слуха и голоса «Кукушечка» Е. Тиличеевой. | «Как я провёл лето». Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности. |
Фрукты. Составление рассказа-описания фруктов по вопросам. Составление предложений; закрепление понятий «действие, предложение, слово»; | Звук [У]. Буква У. Дифференциация [У] от прочих гласных. Выделение начального гласного. Анализ ряда типа АУ. | Экспериментирование «Фруктовый сад» выявить, как происходит процесс опыления у растений. Развивать мелкую мускулатуру рук – подготовка руки к письму. | Лепка. «Фруктовая корзинка». Развивать мелкую мускулатуру рук. | Музыкально-дидактическая игра. «Музыкальное солнышко» Развивать музыкальный слух, чувство ритма. | «Тропа здоровья» Дыхательное упражнение «Яблоки» (А. Н. Стрельникова). Дыхательное упражнение «Погонщики» (А. Н. Стрельникова) Биоэнергетическая гимнастика, пальчиковый массаж. | ||
| | Овощи. Составление рассказа – описания овощей по мнемо – таблицам. Упражнять в подборе слов с уменьшительно-ласкательным значением. | | | Оригами «Зелёный листик» Развивать моторику кистей рук и пальцев, память. | | Ушу «Грядка растёт» Развитие пластики и красоты движений, развитие координации. |
Табл. №2
Схема проекта на тему: «Шестиногие малыши»
Вид проекта: коррекционно- познавательный
Группа: старшая логопедическая
Период работы: 6 месяцев
Цель: Коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логопедической ритмики.
Задачи: Развивать слуховую, речевую функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику; память, внимание, познавательные процессы, творческие способности детей. Воспитывать нравственно-эстетические чувства детей. Расширять представления о насекомых.
Предполагаемый результат: организация и проведение логоритмического
развлечения «Как муравьишка дом солнышка искал» с показом слайд-шоу
«Королевство насекомых».
Участники проекта: дети, учитель-логопед, музыкальный руководитель, тренер по физкультуре, руководитель изостудии, родители, воспитатели логопедической группы.
Направление развития | Образовательная область | Непосредственно Образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах |
Познавательно речевое | Познание | 1.Логоритмическое занятие «Кто такие насекомые?» (развитие артикуляционной и пальчиковой моторики, продолжительного выдоха, сенсорных представлений) 2. Логоритмическое занятие «Летим и звеним» (развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха) | Рассматривание альбома «Насекомые» Слайд-шоу «Королевство насекомых» |
| Коммуникация | Индивидуальная беседы: «Шестиногие малыши» «Знатоки насекомых» (раскрепощение голосового аппарата, развитие артикуляционной моторики, слухового внимания) | Наблюдение за насекомыми на прогулке на территории д\сада Компьютерная игра «Жужалочка» (развитие слухового внимания, длительности речевого выдоха, интонационной выразительности) |
| Чтение художественной литературы | 1.Показ теневого театра, по сказке К. Чуковского «Муха Цокотуха» (развитие тактильной памяти, продолжительного выдоха, экономного расходования дыхания, стимулирование творческой активности) 2.Путешествие в страну загадок «Летоногий прыгокрыл» (выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное выражение эмоций) | Драмматизация (фрагмент) сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» в процессе чтения. Чтение сказки В. Бианки «Паучок-пилот». |
Социально личностное | Социализация | Посещение кукольного театра «Экият» «Муха – цокотуха»/забавная история/ К.Чуковского, инсц. Л.Афанасьева | Консультация для родителей «Как провести дыхательно-артикуляционный тренинг дома» - «Муравейник» (развитие артикуляционной моторики и мимики, слуховой памяти) |
| Труд | Изготовление «жужжащей» книжки – раскладушки «Весёлый язычок». | |
Физическое | Здоровье . | Дыхательно-артикуляционный тренинг «Поющая полянка» (воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса) Мимическая зарядка «Встреча с пчелой Майей» (формирование адекватной самооценки, снятие мышечного напряжения с помощью игрового массажа) | Логопедическая игра «Волшебная паутина» (воспитание равномерного звучания с опорой на зрительные ориентиры) Игровой массаж «Гусиничка» (воспитание тактильных ощущений, снятие эмоционального напряжения при помощи телесных контактов) |
| Физкультура | Игрогимнастика «Полёт стрекозы» (развитие ориентировки в пространстве, чувства равновесия) | Физ. минутки из цикла «Насекомые» |
| Безопасность | Беседа (выработка правил) «Как сохранить свои органы чувств» Использование пиктограмм. | |
Художественно эстетическое | Художественное Творчество | Речедвигательное упражнение: «Дорожка жука» (развитие чувства ритма, слуховой памяти, графических навыков, ориентировки в пространстве) | Рисунок на асфальте «Мир, который порхает, прыгает, летает...» Лепка из теста «Это кто такой ползёт?» |
| Музыка | Игроритмика. Музыкальная композиция «Чудо-домик» (активизация словарного запаса по теме «Насекомые», совершенствование музыкально-слуховых представлений) Слушание музыкальной композиции «Полёт шмеля» | Вокальное музицирование. Дыхательно-артикуляционная игра «Мыльные пузыри» (развитие динамического диапазона, зрительного внимания). |