Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • ДОШКОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
  • Метод проектов как средство повышения качества образовательного процесса в ДОУ

    Гимадеева Лилия Хамитовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 253 присмотра и оздоровления» Советского района г.Казани

    На современном этапе развития общества в связи с обновлением содержания дошкольного образования и социальным заказом на воспитание активной, творческой личности, способной легко адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно добывать знания и применять их в практической жизни, значительно возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса.

    Поднять качество педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении позволяет внедрение в его практику проектирования. Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения. Значимость метода проектов для современного образования обсуждалась многими исследователями. М.И. Гуревич выделяет следующие преимущества метода проектов:

    - Метод проектов динамично отражает меняющиеся запросы общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным им и насущным потребностям детей.

    - Метод проектов позволяет технологизировать дошкольное образование: дает четкий алгоритм действий как необходимую внешнюю опору для формирования внутренней структуры деятельности ребенка.

    - В основе метода проектов лежит интеграция различных областей, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании, что способствует снижению перегрузки.

    - Метод проектов также актуален в свете задач модернизации образования, направленных на достижение оптимального сочетания фундаментальных и ориентированных на практику знаний; развитие способностей; использование различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм деятельности; соотнесение изучаемого материала с проблемами повседневной жизни; развитие вариативных образовательных программ на основе индивидуального и дифференцированного подхода.

    Метод проектов позволяет оптимизировать и стиль взаимодействия – плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога и детей [2, с. 10].

    К достоинствам метода проектов можно добавить возможность творческого вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс учреждения, а также повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение технологии проектирования.

    Внедрение метода проектов в практику дошкольного образовательного учреждения требует прежде всего профессиональной готовности педагогов, их ориентированности на творческое взаимодействие с коллегами, воспитанниками и родителями. С какими трудностями сталкиваются воспитатели при проектировании? Во-первых, сложность применения теоретических знаний в практической деятельности из-за отсутствия подобного опыта; во-вторых, недостаточный уровень владения компетенциями целеполагания и планирования; в-третьих, переход от привычного информационного подхода в обучении к развивающему, а также ориентация на потребности и интересы ребенка при выборе содержания обучения. Помочь педагогам избежать данных проблем, правильно организовать работу по внедрению проектного метода позволила разработанная нами система.

    Были определены цели и задачи для всех участников образовательного процесса:

    для педагогов - повышение уровня профессиональной компетентности;

    для детей - повышение уровня освоения образовательной программы в процессе проектной деятельности;

    для родителей – повышение уровня педагогической культуры в результате вовлечения в образовательный процесс дошкольного учреждения;

    для дошкольного учреждения - повышение качества и обновление содержания образования.

    Задачи:

    1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу. Изучить и обобщить передовой педагогический опыт по данному направлению.

    2. Организовать систему семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проектов.

    3.Организовать просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

    Реализация поставленных задач происходила в три этапа: подготовительный, организационный, итоговый.

    На подготовительном этапе была изучена научная и методическая литература по методу проектов, обобщен и адаптирован педагогический опыт других дошкольных учреждений, разработан план работы.

    На втором этапе организованы разнообразные формы работы с педагогическими кадрами:

    - консультации «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников», «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников», «Организация работы по привлечению родителей к проектной деятельности», «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

    - семинары-практикумы «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста», «Взаимодействие участников образовательного процесса в детско-взрослых проектах», «Разработка перспективного тематического планирования», «Разработка групповых проектов»;

    - педагогический мониторинг уровня освоения программы воспитанниками детского сада; уровня профессионального мастерства, творческой активности педагогов; отношения родителей, их удовлетворенности образовательными возможностями дошкольного учреждения; анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения;

    - презентация проектов для педагогов детского сада;

    - представление опыта работы над проектами на районных семинарах для педагогов детских садов «Работаем по методу проектов», «Проектирование как компонент педагогической деятельности».

    В нашем детском саду были реализованы следующие проекты:

    - игровые мини-проекты «Что нам стоит дом построить?», «Моя любимая игрушка», «Кто в домике живет?», «Дикие и домашние животные», «Песочная сказка», долгосрочный проект для детей первой младшей группы «Играй, малыш», которые направлены на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, формирование коммуникативных и игровых навыков, активизацию творческих возможностей каждого ребенка;

    - проекты физкультурно-валеологического направления по формированию правильной осанки и профилактике ее нарушений, по формированию предпосылок здорового образа жизни у старших дошкольников, актуальные для нашего детского сада, поскольку проблема оздоровления для нас является приоритетной;

    - познавательные – «Мы - защитники природы», «Недели сказок», «Моя семья»;

    - краеведческие – в рамках реализации регионального компонента образовательной программы в 2011/2012 учебном году в нашем детском саду был разработан проект по нравственно-патриотическому воспитанию, который включает в себя мини-проекты «Мой город», «Казанский Кремль», «Моя республика», «Народы Поволжья», «Татарский национальный костюм», «Русский народный костюм», «Народные промыслы», «Недели русской и татарской кухни».

    Организуя работу над проектами, воспитатели информировали родителей о темах предстоящих проектов, учили детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольники выясняли, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивался каким-либо итоговым мероприятием. Для привлечения родителей к участию в проектах были организованы творческие презентации конечных продуктов, результатов проектов в виде выставок, фотогазет, открытых занятий, совместных праздников и театрализованных представлений.

    На заключительном этапе проведен анализ полученных результатов, обобщен опыт работы педагогов.

    Система работы по внедрению метода проектов позволила педагогам освоить идеи проектной деятельности, повысить уровень профессионального мастерства. Родители, участвуя в планировании, организации, а затем и в отслеживании результатов образовательного процесса, являясь его активными участниками, осознали собственную ответственность за воспитание детей. Организация проектной деятельности в дошкольном учреждении имеет большое значение для развития познавательной активности и коммуникативных качеств дошкольников, умения ориентироваться в информационных ресурсах, способствует успешной социализации. Опыт нашего образовательного учреждения по проектированию показывает, что метод проектов активизирует всех участников образовательного процесса, что поднимает его на новый качественный и содержательный уровень.


    Литература

    1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.

    2.Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (5)

    3.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ// Авт. – сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2003 – 96 с.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152