Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • ДОШКОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
  • Художественно-конструктивный дизайн в развитии ручной умелости детей с нарушениями речи

    Кузнецова Ольга Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ № 234 Московского района г. Казани

    «...чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
    В.А.Сухомлинский

    Использование новых для ребенка техник работы даже с обычными материалами, способствует овладению им разнообразных способов практических действий, приобретению ручной умелости и развитию познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания интересных моделей, художественных образов, композиций. Прикладной характер любого искусства лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта, а художественный образ является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания. Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в рисунке, коллаже, конструкции.

    Развитие ручной умелости ребенка, имеющего речевые нарушения, является одной из основных задач при подготовке детей к школе, в частности к овладению навыком письма, так как любое нарушение речи часто сопровождается нарушениями внимания, памяти, недоразвитием мелкой моторики, а письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонко-координированных графических движений. В большинстве случаев пальцы рук у детей с нарушениями речи неловки, малоподвижны, движения их неточные или несогласованные, они неуверенны в результате своей работы, не всегда охотно приступают к ее выполнению, мотивируя это тем, что «У меня не получится». Известно, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводит к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка, как в детском саду, так и в дальнейшем в школе. И здесь педагогу совместно с родителями необходимо создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, найти способы, чтобы заинтересовать ребенка, помочь довести начатое до конца, получить желаемый результат и как награда - улыбка и радость ребенка потому, что у него все получилось.

    Как же можно развить эту ручную умелость? Учеными установлено, что этому способствуют такие виды продуктивной деятельности как рисование, аппликация, лепка, изготовление различных поделок из бумаги, картона и других материалов, различные виды конструктивной деятельности, ручного труда. Именно в ручном труде формируются ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами, с помощью которых ребенок выполняет разнообразные поделки, что способствует развитию таких качеств, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность.

    Меня всегда интересовали нетрадиционные техники, как в продуктивных видах деятельности, так и в развитии конструктивных способностей детей, так как в большинстве случаев они достаточно просты в исполнении, очень выразительны и позволяют детям быстро достичь желаемого результата. А в условиях работы с детьми, имеющими речевые нарушения, очень важно, чтобы у ребенка повышалась самооценка, зарождались оригинальные идеи, развивалась фантазия и воображение, творческая инициатива.

    Но прежде, чем передать этот опыт ребенку, педагогу необходимо самому не только освоить новую, нетрадиционную или редко используемую технику, способствующую на его взгляд, развитию ручной умелости дошкольника, но и адаптировать ее к условиям и особенностям детей, их потребностям и способностям. Так было разработано практическое пособие «Веселая полоска» - моделирование из полоски бумаги (по типу техники «Квиллинг»). Квиллинг (quilling – от англ. cлова quill (птичье перо)) – искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги, склеиваемых между собой. Основная форма квиллинга представляет собой спираль из полоски бумаги, с изменением формы, в результате полученных деталей создаются различные оригинальные образы и композиции. Отличительной особенностью предложенной в пособии техники от традиционного квиллинга, является то, что на начальном этапе модели выполняются не в технике скручивания, а из отдельных зафиксированных элементов, с включением простейших элементов скручивания для украшения композиций и форм. В работе используется двусторонняя цветная бумага шириной 1 см., клей ПВА, ножницы для разрезания полосок необходимой длины (1/2, 1/3, ¼, 1/6 и т.д.), длина полосок неограниченна, она может быть увеличена за счет простого склеивания, если есть желание или необходимость полоски могут быть разных цветов. При создании основных элементов используется приемы внешнего («капелька») или внутреннего («колечко») склеивания. Работа по склеиванию элементов требует сенсо-моторной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств необходимых для развития ручной умелости. Готовая модель при необходимости наклеивается на цветной картон.

    Структурой методической разработки предусмотрены основные принципы построения педагогического процесса, методы и приемы обучения, ожидаемые результаты. Определены этапы работы. Первые три этапа - моделирование из полоски бумаги простых, двойных, тройных элементов. Элементы названы условно, исходя из формы модели: «колечко», «капелька», «листочек», «полукольцо», «колечко на веточке», «капелька на веточке», «листочек на веточке» и четвертый этап – моделирование сложных форм из скрученных в кольцо спиралей в технике квиллинг: те же элементы, а так же квадрат, ромб, треугольник. На первом этапе дети осваивали простые элементы, здесь широко использовались наглядные и словесные методы и приемы, игровые упражнения «Превращение полоски», «На что похоже?», стихотворение «Веселая полоска»:

    Как полоска завертелась, закружилась, завилась,

    Раз в колечко закрутилась, раз в спиральку собралась.

    Вот листочек, вот цветочек, вот на веточке пчела,

    Ну, а это, что такое? Как-то сразу не пойму я,

    То ли птичка – невеличка, то ли хитрая лисичка, то ли капелька дождя?

    Ты веселая полоска так со мною не шути,

    Во что можешь превратиться, без утайки покажи.

    При моделировании новогодних украшений – «Радужные шары», детям загадывается загадка – стихотворение:

    Сегодня 7 полосок к нам пришли

    Яркого цвета, гости из лета.

    Попробуй мой друг, быстрей угадать,

    На что же похоже все это.

    До трех досчитаю и жду от тебя

    Правильного ответа.

    А если забудешь, то я смогу

    Напомнить тебе об этом:

    Когда теплый дождь на землю упал,

    А солнышко ярко светило,

    Вдруг «мост» разноцветный на небе возник,

    И семь в нем полосок было.

    Была разработана и примерная тематика занятий каждого этапа: цветы и листья; насекомые; птицы; рыбы; животные; зимние мотивы; деревья. По мере освоения более сложных элементов, у детей формировалось понятие, что достаточно простые формы становятся более объемными, разнообразными и интересными. Каждый этап завершается выполнением различных поделок, с постепенным усложнением конструктивного решения моделей и композиционного построения сюжета, это могут быть открытки, например: «Цветик-семицветик», «Гроздья рябины», «Снежинка», «8 Марта», или дидактические игры: «Дуй ветерок» - на развитие воздушной струи; «Составь узор», или декоративное панно с сюжетной композицией типа «Цыплята и подсолнух», «Золотая рыбка», «Снеговик».. Дети с большим желанием принимали участие в изготовлении игрушек, снежинок, для оформления группы к Новому году, с удовольствием создавали открытки для мам, бабушек, пап, дедушек. Так же можно использовать и другие объемные модели для оформления интерьера группы, дома и др. И как результат умение детей составлять собственные композиции с использованием приобретенных навыков и умений в моделировании из бумаги в самостоятельной игровой деятельности.

    В процессе работы с моделями, дети закрепляют знание геометрических форм, цветов, строение птиц, животных, насекомых и др. А также знакомятся с такими понятиями как композиция, симметрия (соразмерность, соответствие в расположении чего-либо), например лепестков у цветка или крыльев у бабочки, а так же с понятием - стилизация (упрощенно-схематическое изображение, сведенное к определенному стилевому единству) - это ромашка, это снеговик и т.п.. В процессе наблюдения за работой детей по образцу, по схеме, при создании собственной композиции, можно прогнозировать ожидаемый результат: умение планировать и анализировать, развитие внимания, фантазии, логического мышлении, конструктивных, познавательных, художественных способностей, усидчивости и ручной умелости ребенка.

    Моделирование из полоски бумаги интересный и захватывающий процесс, а освоение и внедрение в практику работы с детьми различных способов художественно- конструктивного дизайна, способствует развитию не только ручной умелости ребенка, но и развивает его творческие способности, пространственное воображение, образное мышление, эстетический вкус, художественное восприятие. Давно известно, когда ребенок слышит, видит и делает сам, то он усваивает все прочно и надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». То, чем овладеет ребенок в дошкольном возрасте самостоятельно или на первом этапе с помощью взрослого и если ему это интересно, станет одной из главных ступеней в формировании индивидуального своеобразия личности, со своим мировосприятием и созидательным отношением к окружающему.

    Результатом художественного творчества детей, может служить организация тематических выставок, которая позволяет ребенку поверить в свои силы. Родители имеют возможность оценить способности своего ребенка и понять, что ребенок делает в искусстве первые шаги и взрослый должен быть рядом – ведь может возникнуть множество неожиданностей, когда важна подсказка взрослого, к тому же вместе «творить» веселее. И художественно-конструктивный дизайн во всем его многообразии, легко интегрируясь в различные области деятельности, как ребенка, так и взрослого человека, даже сегодня в век высоких технологий, оставляет за собой право на индивидуальность, уникальность и неповторимую рукотворность.


    Литература

    1. Бабаева Т.И. «У школьного порога», М.:- «Просвещение», 1993

    2. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»,

    М.: - «Мозаика-синтез», 2005

    3. Уолтер Хелен «Узоры из бумажных лент» М.: - «Ниола-пресс», 2007


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152