Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • ДОШКОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
  • Нетрадиционная техника изобразительного искусства

    Минаева Ирина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «Детский № 326» Московского района г.Казани

    Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других в виде импровизаций и создания рисунков, лепных поделок, аппликаций и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

    Целью работы является: развивать у детей творческий потенциал через использование природного материала и пластинографии.

    С самого начала учебного года объясняю, чтобы дети знали и понимали, что их труд нужен и полезен. Игрушки, сделанные ребятами, не только для них самих, но и для других. Мы их будем дарить детскому саду, друг другу, представлять на выставки по прикладному искусству. Это придаёт им уверенность и новые желания что-то смастерить своими руками. Каждый год к «маминому» и «папиному» дню все дети готовят подарки. Это хорошая традиция. И особенно дорогие подарки, сделанные руками детей.

    Наверное, каждый человек в детстве пробовал лепить из пластилина. В детском саду и школе большинство детей с удовольствием используют пластилин, как материал для своего творчества. Ведь из него можно вылепить все, что подскажет фантазия и воображение – от реально существующих предметов до фантастических персонажей. А думали ли вы, что пластилином можно еще и рисовать, что он является материалом, пригодным для использования в живописи? Художники стали недавно использовать пластилин для создания своих полотен.

    Нетрадиционная техника изобразительного искусства является художественная пластилинография.

    Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

    Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает мелкую моторику рук, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

    Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:

    · во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

    · предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;

    · устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

    · покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

    При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки. Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно:

    · сначала важно научить надавливать на пластилин,

    · затем размазывать его от центра к краям контура

    · сочетать оба приема.

    Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

    Существуют разные техники рисования пластилином. Каждый выбирает для себя способ, который ему наиболее удобен, в этом заключается неповторимый почерк и индивидуальность художника. Вот некоторые из приемов рисования пластилином.


    1 способ.


    Работа на картоне. Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

    Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.


    2 способ.


    Работа на стекле. Подготовим стекло: уберем картон и протрем его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон. Выполненную работу оформляем – фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой. Работа готова!


    3 способ.


    Рисовать пластилином можно и другими приемами; «горошками» и «жгутиками». Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.


    4 способ.


    Рисование «жгутиками». Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

    На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.


    5 способ.


    На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стекой или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, как в технике граттаж. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Так, в конце занятия педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.

    Обязательно попробуйте рисовать пластилином вместе с вашим ребенком. Ведь дети обожают возиться с пластилином, а пластилиновая живопись станет для них новым способом выражать свои мысли, фантазии, станет хорошим фундаментом для дальнейшего развития его творческого потенциала.

    Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, и формирования первых трудовых навыков. Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала - труд кропотливый, интересный, необходимый и очень приятный. Природный материал сам по себе кладезь для фантазии и игры воображения. А если соединить его с ловкостью рук, то все можно оживить, дать вторую жизнь. Поделки из него могут стать забавным сувениром, украсят интерьер, внесут в дом тепло и уют. Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности.

    Дошкольники с удовольствием занимаются аппликацией из природного материала, особенно из засушенных листьев, т.к. наличие готовых форм облегчает и ускоряет задачу создания изображения. В то же время ребенку приходиться сосредотачивать внимание на точность и аккуратность движений во время действий с хрупкими и ломкими листочками, что особенно положительно влияет на развитие мелкой моторики рук.

    Наиболее оправдано обучать детей выполнению аппликаций из засушенных растений примерно в такой последовательности:

    · Создание декоративных композиций;

    · Изображение предметов из одного или нескольких целых листочков с дорисовкой;

    · Разрезание листочков по прямой линии;

    · Изображение предметов из вырезанных деталей.

    Аппликация способствует развитию глазомера, чувства формы, ритма, пониманию цвета; воспитывают аккуратность, терпеливость, помогают выражению собственной фантазии.

    Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.


    Литература

    1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Книга для воспитателя детсада. /М.: Просвещение, 1991г.

    2. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. /М. Издательство «Скрипторий 2003», 2006 г.

    3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. /М.: ТЦ «Сфера». 2010 г.

    4. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая и подготовительная группы. /Ярославль: Академия развития, 2006г

    5. Стецюк В. Г. Картины из сухих цветов: Техника. Приёмы. Изделия. /М.: АСТ-ПРЕСС, 2002г.– (энциклопедия).


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152