Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • ДОШКОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
  • Активные методы обучения педагогов в методической работе старшего воспитателя ДОУ

    Николаева Александра Львовна, старший воспитатель МАДОУ «ЦРР - Детский сад №88» Кировского района г.Казани

    Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Сегодня требования к педагогам дошкольных учреждений не ограничиваются дипломом об образовании и стажем работы. Педагог должен быть компетентным профессионалом своего дела, мыслящим, способным к анализу и к творческой переработке информации, любящим работать с детьми. Помочь профессиональному росту педагогов призвана методическая служба, помогающая разобраться в разнообразной педагогической, методической и психологической информации, в научных инновациях и современных педагогических технологиях.

    Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через разнообразные формы методической работы, педагоги не только повышают уровень своей профессиональной компетентности, для них становится потребностью узнать что-то новое, научиться делать то, что они еще не умеют.

    На основе анализа сущности понятия «методическая работа» можно дать следующее определение: методическая работа – это часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала всех педагогов, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Как показала практика, традиционные формы методической работы, в которых главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, недостаточно эффективны, так как не имеют обратной связи. Гораздо эффективнее непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения».

    Активные методы обучения – методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении обучающихся знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Таким образом, активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности как обучающих (старшего воспитателя), так и обучаемых (воспитателей). Использование активных методов обучения педагогов позволяет расширить их кругозор, формировать умения и навыки профессиональной деятельности, при этом развиваются и вырабатываются техника перегруппировки, реорганизации и систематизации материала, умение формулировать вопросы. Кроме того, при использовании активных методов обучения в методической работе решаются и воспитательные задачи, такие как: развитие самостоятельности, воли, активности; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки; развитие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе. Целью активных методов обучения педагогов является развитие педагогической компетентности: компетентности в области личностных качеств педагога, компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности, компетентности в области мотивирования воспитанников к деятельности, компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, компетентность в области разработки программы, методических, дидактических материалов и принятия педагогических решений. Таким образом, активные методы обучения – это обучение в деятельности. Л.С.Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится и к работе с педагогами.

    В практике своей работы использую разнообразные формы методической работы, в том числе с активным включением педагогов в творческую деятельность. Одной из традиционных форм повышения профессиональной компетентности педагога является консультация. При планировании консультаций ориентируюсь на возможности нашего детского сада, учитываю достаточно высокий уровень его работы, как центра развития ребенка. Очень важен учет индивидуальных возможностей и потребностей педагогов. Для повышения эффективности консультаций (и методической работы в целом) важно дифференцировать работу с разными группами педагогов. В нашем детском саду в настоящее время работают 30 педагогов. Из них (по результатам самоанализа и педагогической диагностики): 16 человек можно отнести к первой группе педагогов, обладающих высокими педагогическими способностями и уровнем профессионализма. 9 педагогов относятся ко второй группе – это педагоги, совершенствующие педагогическое мастерство. И третья группа - 5 педагогов, находящихся на этапе становления педагогического мастерства, молодые педагоги. Педагогов первой группы целесообразно привлекать к проведению консультаций. Педагогам второй группы необходимы консультации по возникающим проблемам. С педагогами третьей группы организую методическую работу в «Школе молодого педагога». Содержание консультаций я планирую в зависимости от годовых задач, стоящих перед детским садом (плановые консультации); интересов педагогов; трудностей, которые испытывают педагоги в работе.

    Для повышения эффективности консультаций стараемся чаще применять активные методы их проведения, такие как:

    · консультация-дискуссия. Для ее проведения привлекаю двух опытных педагогов, имеющих разную точку зрения по данному вопросу. Рассматривая тему, они излагают свои аргументы по каждому тезису, а слушатели выбирают точку зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям.

    · консультация-диалог. Педагог-консультант (старший воспитатель или опытный педагог) ставит перед аудиторией ряд вопросов, уточняет и конкретизирует ответы слушателей, разъясняет вопросы, вызвавшие затруднения.

    · консультация-парадокс или консультация с запланированными ошибками, применяю, как правило, для педагогов-стажистов. Цель – обратить внимание слушателей на наиболее сложные аспекты предложенной проблемы, повысить активность. Предварительно нужно огласить количество ошибок (не более 10), которые будут сделаны в процессе консультации. Слушателям предлагается распределить материал на бумаге по двум колонкам: слева достоверный, справа ошибочный. Затем проводится анализ. Могут быть получены три варианта результатов:

    1.Педагогами обнаружены все заданные ошибки, что свидетельствует о полноте понимания проблемы.

    2.Ошибками могут быть названы правильные положения. В этом случае необходимо разъяснить и уточнить эти положения.

    3. Отмечены не все ошибки, тогда требуется повторно объяснить суть вопроса.

    · экспресс-консультация: педагогам предлагаются задания, и в, зависимости от правильности их выполнения, проводится разъяснения: из нескольких ответов, записанных после вопроса выбрать правильные; заполнить пропуски в тексте; дать перечень каких-либо упражнений по разделу программы; по фотографии определить правильность организации детей на различных видах занятий и игр; показать отдельные упражнения, движения.

    Часто экспресс-консультации даются непосредственно после наблюдения за организацией образовательного процесса, в процессе анализа деятельности педагога.

    Активизировать внимание слушателей в процессе проведения консультации помогает использование видеоматериалов, медиа-презентаций. Для определения эффективности консультаций использую экспресс-опрос. При его проведении очень удобно использовать перфокарты или тестовые задания.

    Еще одним активным методом, помогающим получить представление об эффективности консультации, является работа с кроссвордами на педагогические темы. Решение кроссвордов включаем в семинары и педсоветы, что помогает поддерживать интерес педагогов к обсуждаемой проблеме и позволяет выявить уровень ее понимания педагогами.

    Следующей формой повышения профессиональной компетентности педагога являются семинар, которые играют важную роль в повышении научно-теоретической и практической компетенции педагогов ДОУ. Семинар может быть постоянно действующим и временным (например, в течение учебного года организуется изучение новой программы или технологии). Эффективнее проходит семинар, состоящий из нескольких занятий, где сочетаются обсуждение вопросов теории, проблем практики, знакомство с новинками литературы и передовым опытом. Если мы планируем семинар, рассчитанный на несколько занятий, то предварительно готовим памятку его участникам, в которой указываем тему, место и порядок проведения каждого занятия, перечень вопросов, список литературы, с которой полезно предварительно ознакомиться. Памятку вывешиваем на стенд «Педагогический вестник детского сада» за 2-3 недели до начала семинара. Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдение работы коллег с последующим обсуждением. Для повышения эффективности семинаров использую следующие методы продуктивного обучения педагогов:

    Когнитивные методы:

    - метод эвристических вопросов, который позволяет получить информацию о каком-либо педагогическом объекте с помощью семи ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?

    - метод сравнения позволяет сопоставить разные точки зрения;

    - метод эвристических наблюдений позволяет получить собственный результат: информацию, комплекс личных мыслей, действий, сопровождающих наблюдение;

    - метод конструирования правил позволяет педагогам «открыть» некоторые требования к организации образовательной деятельности;

    - метод гипотез развивает навыки прогнозирования собственных действий при решении педагогических задач «что будет, если...».

    · Креативные методы:

    - «Мозговой штурм», позволяет собрать большое число идей, способов решения чего-либо, освобождая участников обсуждения от стереотипов;

    - педагогические методы: педагогам дается задание создать программу повышения квалификации. В ней каждый педагог должен определить методы, с помощью которых должно проходить обучение.

    · Оргдеятельностные:

    - метод самоопределения развивает разнообразные умения, среди которых умения планировать свою деятельность, определять оптимальные средства для достижения целей и др. Педагогу предлагается попытаться описать свою деятельность в виде правил и закономерностей.

    Из множества форм проведения семинаров и семинаров-практикумов, наиболее удачными с точки зрения усвоения материала педагогами, считаю:

    - семинарские занятия по типу «малых групп». Группа разбивается на подгруппы (4-5 человек), которые выступают в роли докладчиков, оппонентов и жюри при обсуждении различных вопросов по определенной теме; - семинар-интервью оказывает большое влияние на развитие способности формулировать вопросы, делать заключение и предлагать рекомендации;

    - семинар – творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания творческих инновационных проектов;

    - семинар – пресс-конференция помогает быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать ее, обсуждать отдельные вопросы с коллегами;

    - семинар – деловая игра или игровое моделирование – моделирование реального процесса, во время которого участники принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно-созданных педагогических ситуаций. Игровое моделирование, как метод обучения, позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию. Отличие деловой игры от метода игрового моделирования заключается в следующем: последний представляет собой форму активизации педагогов при проведении любой методической работы, а первая является самостоятельной. Л.В.Поздняк и Л.М. Денякина выделяют деловую игру как самостоятельный и более сложный метод активного обучения педагогов. По степени вовлечения в игру всех участников деловые игры можно классифицировать, как односторонние, когда команды не вступают в противоречие ни друг с другом ни с гипотетическими командами, и двусторонние, когда предусматривается соперничество команд. Одной из разновидностей деловых игр и игрового моделирования можно считать игры-соревнования, в ходе которых педагоги делятся на команды, соревнующиеся друг с другом в решении педагогических ситуаций, знании методики, широте кругозора и т.д.

    Практика работы показала, что педагогам наиболее импонируют игры- соревнования, по структуре близкие к сюжетам телевизионных игр-зрелищ: КВН, «Поле чудес», «Что, где, когда?» и т.д. это связано с тем, что данные телевизионные шоу вызывают неизменный интерес у зрителей, в т.ч. и педагогов ДОУ, имеют большую зрительскую аудиторию, высокие рейтинги. Поэтому при подготовке и проведении семинаров часто использую элементы сценариев телевизионных шоу, таких, как «Своя игра», «Устами младенца», «Самый умный», «Такси» и т.д. В зависимости от темы и цели проведения семинара, контингента участников, подбираю вопросы и задания участникам игры. Это могут быть как вопросы на знание теории (например, знание «Конвенции о правах ребенка»), так и практические вопросы из частной методики дошкольного воспитания. Кроме того, полезно включать вопросы на общий кругозор и эрудицию. Это нацеливает педагогов на самосовершенствование, постоянное пополнение багажа знаний, использование энциклопедической литературы. Например, в текущем учебном году с педагогами ДОУ проведен турнир-викторина "Навстречу Универсиаде 2013". Ценность игр-соревнований в том, что они помогают педагогам не только закрепить и расширить имеющиеся у них знания, но и на практике отработать приемы активизации познавательной деятельности детей. Кроме того, основу сценария данных игр воспитатели в дальнейшем с успехом применяют в работе с родителями: при проведении родительского всеобуча, собраний, семинаров и т.д. Хочется отметить, что при проведении семинаров и семинаров-практикумов в виде игр-соревнований, царит непередаваемая творческая атмосфера, так как педагоги чувствуют себя раскованно и непринужденно, переживают ситуации «Успешности», что повышает их самооценку.

    В настоящее время все большую популярность получает такая разновидность семинаров, как вебинары. Они позволяют педагогам получить информацию об инновациях «из первых уст» - от авторов программ и методических разработок. Педагоги ДОУ №88 неоднократно принимали участие в вебинарах, организованных издательством «Просвещение» по темам: «Новые подходы к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы», «Организация системы мониторинга результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и др.

    Следующим методом активизации педагогов является проектный метод. Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога. Темы проектов могут быть различными. Важное условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Содержание проектной детско-взрослой деятельности обогащает воспитательно-образовательный процесс. По окончании работы над проектами, итоги работы подводятся на педагогическом совете, который может проходить в форме фестиваля педагогических идей. На фестивале представляются продукты реализации проекта: «Детские коллажи», стенгазеты, фотоотчеты. По времени проекты могут быть кратковременными, среднесрочными (2-3 месяца), длительными – рассчитанными на 1-2 года.

    К разработке длительного педагогического проекта целесообразно привлекать творческую группу педагогов. Как правило, в нее включаются как опытные педагоги-стажисты, так и молодые, инициативные педагоги, способные внести в общее дело свежие, неординарные решения. Результатом работы творческой группы детского сада №88 стала разработка и реализация педагогического проекта по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Приключения в стране Светофории». Результатом стало улучшение предметной развивающей среды для изучения ПДД, положительная динамика представлений детей о правилах безопасного поведения на дорогах, большая заинтересованность родителей в данном вопросе. Данный проект представлялся на республиканском конкурсе «Зеленый огонек-2010», в котором коллектив нашего ДОУ занял 1 место.

    Одна из форм, активно-применяемых в методической работе с педагогами, является мастер-класс. Основная цель мастер-класса – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь наибольших результатов. Педагогическое мастерство предполагает педагогические способности, общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность. Все эти компоненты педагогического мастерства проявляются в ходе проведения мастер-классов. Как правило, не только сама провожу мастер-классы с воспитателями, а вовлекаю в проведение мастер-классов инициативных педагогов, имеющих авторские проекты и инновационные идеи. В процессе проведения мастер-класса педагог имеет возможность поделиться своими педагогическими находками на практике и обосновать актуальность и значимость их применения, опираясь на теоретические выкладки. Участие педагогов в мастер-классах способствует повышению их профессиональной компетентности, нацеливает на дальнейшее самосовершенствование. Большую роль опыт проведения мастер-классов играет для подготовки к различным конкурсам профессионального мастерства. В совершенствовании педагогического мастерства педагогов немаловажную роль играют и такие хорошо известные всем традиционные формы методической работы, как открытые показы, тематические выставки, смотры и т.д.

    Использование в процессе методической работы активных форм и методов обучения обеспечивает практико-ориентированный характер повышения квалификации педагогов, способствует включению педагогов в инновационную деятельность, формированию у них потребности в непрерывном самосовершенствовании.

    Таким образом, активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательную деятельность. Они создают условия для формирования и закрепления профессиональных компетенций. Использование активных методов обучения в методической работе повышает интерес педагогов к теме, вызывает высокую активность, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления. Общей целью профессионального совершенствования педагогов является развитие их ценностной ориентации (на ребенка, деятельность, направленную на развитие детей, на собственное совершенствование); мотивов, потребностей, знаний, умений и профессионально-значимых качеств личности. Основные задачи профессионального совершенствования педагогов ДОУ, несмотря на различные формы повышения их квалификации в других структурах, решаются именно методической службой дошкольного образовательного учреждения.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152