Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • ДОШКОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
  • Направленность форм методической работы на осуществление воспитателем инновационной деятельности

    Романова Наталья Геннадьевна, методист по дошкольному образованию ИМО ГМЦ Советского района г.Казани, старший воспитатель МАОУ «Прогимназия № 29»

    Методическая деятельность занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, помогает придать педагогическому процессу наиболее оптимальные формы, прежде всего, способствует активизации личности педагога детского сада, развитию его творческой деятельности, носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Важным критерием результативности методической деятельности является её андрагогическая направленность.Андрагогика - это наука о теории, процессе и технологии образования взрослых(С.Г.Вершловский). Освоение андрагогики, как сферы социальной практики, предусматривает приобретение профессиональных установок, знаний, умений, навыков, ценностных отношений, соответствующих смыслам и сущности деятельности по обучению взрослых [5].

    Система повышения профессионального мастерства воспитателя должна строиться с учетом андрагогического характера его профессиональной деятельности. По мнениюВ.Г.Алямовской [1], в процессе перехода к инновационной деятельности необходимо провести аудит соответствия. Он позволит выбрать правильное решение: продолжать работу по повышению качества функционирования учреждения, создавая тем самым прочную базу для развертывания инновационных стратегий, или, убедившись в наличии такой базы, переходить к активному развертыванию новых форм и содержания деятельности. Для этого, в частности, руководителю, а также старшему воспитателю (методисту) дошкольного учреждения необходимо проанализировать уровень квалификации, образования, стажа и возраста педагогов конкретного учреждения, определить процентное соотношение. Благоприятное сочетание числа педагогов в дошкольном учреждении в процентном соотношении от их общего числа должно быть:

    1. По уровню образования – примерно 50% педагогов должны быть аттестованы на высшую и первую квалификационные категории, и не менее 30% иметь вторую квалификационную категорию или соответствие занимаемой должности.

    2. По уровню образования - не менее 80% педагогов должны иметь высшее педагогическое и среднее специальное педагогическое образование.

    3. По стажу педагогической деятельности – суммарное значение педагогов с педагогическим стажем от 15 до 25 лет должно превышать суммарное значение педагогов со стажем работы до 10 – 14 лет.

    4. По возрасту – соотношение, при котором суммарное значение педагогов 55 – 40 лет на 10-15% ниже суммарного значения педагогов, возраст которых от 20-до 40 лет.

    Этот анализ позволит работу по повышению профессионального мастерства строить более объективно.

    Старший воспитатель дошкольного учреждения, продумывая систему профессионального совершенствования работников и свою роль в качестве наставника в образовательном процессе, учитывает основные андрагогические принципы:

    · равенство позиций в образовательном процессе;

    · стремление к использованию диалоговых форм;

    · опору на личный опыт и индивидуальные потребности педагога;

    · побуждение к развитию творческих потенций личности взрослого человека;

    Образовательный процесс взрослых осуществляется в следующих видах:

    Формальное образование – его завершение сопровождается выдачей сертификата (диплома, аттестата, удостоверения и т.п.).

    Неформальное образование - участие педагогов в работе семинаров, творческих групп, педагогических консилиумов.

    Информальноеобразование – свободное общение, консультации, использование разнообразных литературных источников (не только педагогических), переработки сведений из средств массовой информации и т.д.[4].

    Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Методическая работа в дошкольном учреждении должна способствовать созданию атмосферы творчества и психологической перестройке отношений в педагогическом коллективе. Она должна направляться на изучение опыта, стиля и методики работы воспитателя, на оказание ему методической помощи. Основная цель, преследуемая при этом, - обеспечить творческий рост педагога, совершенствования его педагогического мастерства.

    Все формы методической работы ДОУ подчинены общей цели учреждения, носят опережающий обучающий характер. Деятельность координируется на организационном уровне. Все это способствует тому, что создается профессиональная общность единомышленников, и укрепляются традиции, направленные на сближение, взаимопонимание и созидательную деятельность всех участников образовательного процесса.

    Методическая работа должна быть максимально гибкой, способствовать развитию инициативы, творчества, повышать качество работы с детьми, отличаться результативностью. Она должна быть неразрывным компонентом, составным звеном во всей цепи повышения квалификации педагогических кадров[3].

    В настоящее время традиционные формы педагогической работы, в которых отводилось место докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы и методы работы с педагогическим коллективом, это различного рода дискуссии, диспуты, викторины, марафоны, педагогические гостиные и т.п.

    Таким образом, если в педагогическом коллективе созданы все предпосылки для инновационной деятельности, подобран творческий коллектив, который выражает желание заниматься самообразованием, хочет повысить свой профессиональный статус, требуется грамотно построенная модель методической работы. (Рисунок 1)

    Подводя итог можно сделать вывод, что при организации методической деятельности по повышению уровня педагогического мастерства, необходимо проводить работу, направленную на личностно-профессиональное развитие, стимулировать самообразование и самоанализ, повышать теоретический уровень и выводить педагогов на участие в инновационных процессах в дошкольном учреждении.


    Литература

    1. Алямовская В.Г. социально-педагогический аудит – инструмент управления // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2003 - № 4.

    2. Денякина Л.М. Руководитель образовательного учреждения. Профессия или призвание?. – Издание второе, дополненное.: Минск, издательство ООО «Квадро Плюс», 2001 – 112

    3. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ/под редакцией Ядэшко В.И., Сохина Ф.А.-М.:Просвещение, 1978

    4. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблема управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.-СПб.: Детство-пресс, 2001-96 с.

    5. Основы адрагогики: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/И.А.Колесникова, А.Е.Марон, Е.П.Тонконогая и др.; под ред. И.А.Колесниковой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003 – 340 с.

    6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. – 3 издание – М.: Школа –Пресс, 2000 г.-512 с.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152