Детство – этап подготовки к будущей взрослой жизни. Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная забота каждого цивилизованного общества. В законе РТ «Об образовании» в «Положении о дошкольном учреждении» определена одна из основных задач ДОУ - сохранение и укрепление здоровья детей.
В последнее десятилетие в детские сады поступает гораздо больше детей со второй и третьей группами здоровья, чем с первой. Известные педагоги и психологи А.В.Запорожец, Л.В.Артёмова, А.П.Усова, В.Г.Нечаева подчеркивают необходимость изучения возможностей человека сохранить и укрепить свое здоровье.
Формирование организма человека связано со средой. От момента зачатия до конца своего жизненного пути человеческий организм проходит сложные физические, биохимические, энергетические преобразования, от которых зависит его здоровье и долголетие. Поэтому заниматься здоровьем необходимо с момента зачатия ребенка, уметь прогнозировать здоровье ребенка. И уж если не удалось избежать повреждающих факторов и ребенок имеет какие-либо отклонения, своевременно их диагностировать и проводить соответствующую коррекцию. В дошкольном возрасте ребенок растет, развивается, нередко подвергается инфекционным заболеваниям, но, если фундамент здоровья заложен, переносит их легко и без осложнений.
Данный материал адаптирован к условиям группы, что помогло найти новые подходы в решении задач по сохранению и укреплению здоровья детей, систематизировать занятия познавательного цикла и формировать основы здорового образа жизни детей.
Цель методических рекомендаций:
- создать модель развивающей среды для формирования сознательной потребности в здоровом образе жизни;
- помочь детям понять работу своего организма, развивать разносторонние природные способности и психические процессы: восприятие, воображение, мышление, а так же личностные качества: сосредоточенность, наблюдательность, внимание.
- научить малышей жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Методические рекомендации состоят из 4 блоков.
1 БЛОК «Это я»
Цель: Познакомить детей с тем, как устроено тело человека: голова, руки, ноги, туловище. Объяснить их функции.
2 БЛОК «Познаю себя»
Цель: Познакомить детей с внутренними органами человека (сердце, лёгкие, желудок, кишечник), их функциями, дать представление об их целостной взаимосвязи. Постановка и формирование у детей правильного дыхания.
3 БЛОК «Хочу быть здоровым»
Цель: Дать детям знания о предотвращении болезней и причинах их возникновения; о пользе витаминов и закаливающих процедур для здоровья человека; о правилах безопасности дома и на дорогах с целью сохранения жизни и здоровья.
Обучить детей пальчиковым играм с целью развития мелкой моторики рук и развитию речевой сферы ребенка.
4 БЛОК «Папа, мама, я – здоровая семья»
Цель: Познакомить родителей с основными аспектами формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в повседневной жизни ребенка через активное участие в оздоровительных мероприятиях: спортивных праздниках, досугах.
Для реализации данных блоков составлены перспективные планы по формированию здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет).
Изготовлены дидактические игры: «Это я», «Моё лицо», «Зернотерапия», «Как мы воспринимаем окружающий мир», «Витаминные домики», «Что у меня внутри», «Какой орган спрятан».
В свою очередь, дидактические игры дали возможность закрепить знания детей.
В группе создана оздоровительно – развивающая среда, где весь режим дня строится таким образом, чтобы решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей, а также повышения эффективности оздоровительной и учебно-воспитательной работы.
С детьми проводятся подвижные игры, физкультурные минутки, дыхательные упражнения, зарядка для глаз, пальчиковая гимнастика, объединенная сюжетом сказок, хождение по массажным коврикам, ребристым дорожкам, массаж ладоней с использованием природного материала: шишек, желудей, ракушек, грецких орехов, а так же зерен фасоли, гороха, овса, тыквенных, арбузных семечек и др. («Зернотерапия»).
В группе организован центр физического развития, который оснащен спортивным инвентарем: мячи большие и малые, скакалки, обручи, ленты, кегли, гимнастические палки, мешочки для метания в цель, кольцебросы, боксерская груша и перчатки, дарц, баскетбольная сетка.
Работа по формированию основ здорового образа жизни строится в два этапа.
На первом этапе педагогическая задача состоит в том, чтобы предложить ребенку разнообразие средств в игре и свободу выбора. В свободной игровой деятельности должно осуществляться формирование его здоровья (физического и психологического саморазвития), ознакомление с правилами личной гигиены и безопасной жизни.
На втором этапе педагогическая задача заключается в создании такой информационной среды, которая обеспечит возможность познания своих физических, физиологических особенностей и свободного творческого поиска решения проблем, связанных с пониманием сущности здоровья и здорового образа жизни.
В созданной оздоровительно – развивающей среде решается задача по формированию потребности в здоровом образе жизни. Для изменения образа жизни с целью сохранения и приумножения индивидуального здоровья необходима культура знания своего организма.
Неотъемлемой частью здорового образа жизни является соблюдение правил личной гигиены, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья детей: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физической культурой, регулярное и рациональное питание, чередование труда и отдыха, полноценные сон. Личная гигиена в узком понимании включает выполнение гигиенических требований к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, обуви. Эти навыки необходимо прививать с раннего детства.
Неотъемлемой частью здорового образа жизни является соблюдение режима дня, что облегчает работу центральной нервной системы детей.
Опыт работы показал, что использование данной системы в работе с дошкольниками способствовало снижению заболеваемости детей.
Об этом можно судить по результатам мониторинга физического развития детей за последние 3 года, которые определены тремя уровнями.
Из 28 детей.
| 2009 - 20010 уч.г. | 20010 - 20011 уч.г. | 20011 - 20012 уч.г. |
Высокий | 11 человек | 14 человек | 18 человек |
Средний | 10 человек | 9 человек | 7 человек |
Низкий | 7 человек | 5 человек | 3 человека |
К данным методическим рекомендациям прилагается диагностика, с помощью которой воспитатели смогут оценить, насколько дети усвоили знания о себе и своем организме; стремление укреплять здоровье и относиться к нему осознанно.
«Азбука здоровья малышам» поможет воспитателям заглянуть во внутренний богатый мир каждого ребенка, правильно организовать свою работу по формированию у детей здоровьесберегающего сознания и воспитать в них потребность в здоровом образе жизни.
Диагностика по выявлению знаний детей о своем здоровье
к методическим разработкам «Азбука здоровья малышам».
Блоки | Вопросы и задания | Баллы |
1 блок. Общие данные о человеке «Это я». | 1.Назови части тела человека. 2. Для чего человеку нужен скелет? 3. Назови органы чувств человека. 4. Что помогает человеку различать вкус? | 0 – 5 1 0 – 5 1 |
Для того, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, используется дидактическая игра «Вот я какой». Вопросы 1 и 3 оцениваются от 0 до5 в зависимости от того, насколько полным был дан ответ. | ||
2 блок. Работа внутренних органов «Познаю себя». | 1.Зачем человеку сердце? 2. Какой главный орган дыхания человека? 3. Для чего человеку нужен желудок? 4. Расскажи, как пища двигается по пищеварительному тракту. | 1 1 1 0 – 3 |
Используется дидактическая игра «Путешествие морковки по пищеварительному тракту». Вопрос 4 оценивается от 0 до 3 баллов в зависимости от того, насколько полным был дан ответ. | ||
3 блок. «Хочу быть здоровым». | 1.В каких овощах и фруктах содержится витамин А? 2. В каких продуктах содержится витамин В? 3. В каких овощах и фруктах содержится витамин С? 4. Какие лекарственные травы ты знаешь? 5. Как надо закаляться? | 0 – 3 0 – 3 0 – 3 0 – 3 0 – 3 |
Используется дидактическая игра «Витаминные домики». Если ребенок дал 4 – 5 названий на каждый вопрос, то его ответ оценивается в 3 балла. Если ребенок дал 2- 3 названия, то его ответ оценивается в 2 балла. Если ребенок дал 1 название, то его ответ оценивается в 1 балл. Если ребенок не дал ни одного названия, то его ответ оценивается в 0 баллов. |
Данная диагностика определяется тремя уровнями.
Высокий уровень: 33 – 30 баллов
Средний уровень: 29 – 14 баллов
Низкий уровень: менее 14 баллов
Оценочный лист
п/№ | Фамилия, имя ребенка | 1 блок | 2 блок | 3 блок | Итого |
1. | А. Илья | 11 | 4 | 12 | 27 |
2. | А. Анна | 12 | 6 | 15 | 33 |
3. | В. Илья | 5 | 2 | 6 | 13 |
4. | В. Диана | 12 | 5 | 14 | 31 |
5. | Г. Амир | 12 | 6 | 14 | 32 |
6. | Г. Сергей | 12 | 5 | 13 | 30 |
7. | Д. Аркадий | 12 | 4 | 15 | 31 |
8. | И. Павлик | 10 | 5 | 13 | 28 |
9. | И. Эмиль | 9 | 4 | 10 | 23 |
10. | К. Виктория | 11 | 4 | 14 | 29 |
11. | Л. Валерий | 12 | 5 | 15 | 32 |
12. | М. Катя | 10 | 4 | 10 | 24 |
13. | Н. Энже | 12 | 5 | 14 | 31 |
14. | С. Алина | 11 | 4 | 14 | 28 |
15. | С. Артем | 12 | 5 | 14 | 31 |
16. | С.Юля | 12 | 6 | 14 | 32 |
17. | С. Ильфат | 11 | 5 | 14 | 30 |
18. | Ф. Сабина | 6 | 2 | 5 | 13 |
19. | Х. Азат | 10 | 4 | 12 | 26 |
20. | Я. Айсылу | 12 | 6 | 15 | 33 |
Высокий уровень: 11 человек
Средний уровень: 6 человек
Низкий уровень: 3 человека