Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • ДОШКОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ
  • Использование авторского пособия «Азбука здоровья малышам» в практике ДОУ

    Савельева Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ № 242 Приволжского района г. Казани

    Детство – этап подготовки к будущей взрослой жизни. Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная забота каждого цивилизованного общества. В законе РТ «Об образовании» в «Положении о дошкольном учреждении» определена одна из основных задач ДОУ - сохранение и укрепление здоровья детей.

    В последнее десятилетие в детские сады поступает гораздо больше детей со второй и третьей группами здоровья, чем с первой. Известные педагоги и психологи А.В.Запорожец, Л.В.Артёмова, А.П.Усова, В.Г.Нечаева подчеркивают необходимость изучения возможностей человека сохранить и укрепить свое здоровье.

    Формирование организма человека связано со средой. От момента зачатия до конца своего жизненного пути человеческий организм проходит сложные физические, биохимические, энергетические преобразования, от которых зависит его здоровье и долголетие. Поэтому заниматься здоровьем необходимо с момента зачатия ребенка, уметь прогнозировать здоровье ребенка. И уж если не удалось избежать повреждающих факторов и ребенок имеет какие-либо отклонения, своевременно их диагностировать и проводить соответствующую коррекцию. В дошкольном возрасте ребенок растет, развивается, нередко подвергается инфекционным заболеваниям, но, если фундамент здоровья заложен, переносит их легко и без осложнений.

    Данный материал адаптирован к условиям группы, что помогло найти новые подходы в решении задач по сохранению и укреплению здоровья детей, систематизировать занятия познавательного цикла и формировать основы здорового образа жизни детей.

    Цель методических рекомендаций:

    - создать модель развивающей среды для формирования сознательной потребности в здоровом образе жизни;

    - помочь детям понять работу своего организма, развивать разносторонние природные способности и психические процессы: восприятие, воображение, мышление, а так же личностные качества: сосредоточенность, наблюдательность, внимание.

    - научить малышей жить в гармонии с собой и окружающим миром.

    Методические рекомендации состоят из 4 блоков.

    1 БЛОК «Это я»

    Цель: Познакомить детей с тем, как устроено тело человека: голова, руки, ноги, туловище. Объяснить их функции.

    2 БЛОК «Познаю себя»

    Цель: Познакомить детей с внутренними органами человека (сердце, лёгкие, желудок, кишечник), их функциями, дать представление об их целостной взаимосвязи. Постановка и формирование у детей правильного дыхания.

    3 БЛОК «Хочу быть здоровым»

    Цель: Дать детям знания о предотвращении болезней и причинах их возникновения; о пользе витаминов и закаливающих процедур для здоровья человека; о правилах безопасности дома и на дорогах с целью сохранения жизни и здоровья.

    Обучить детей пальчиковым играм с целью развития мелкой моторики рук и развитию речевой сферы ребенка.

    4 БЛОК «Папа, мама, я – здоровая семья»

    Цель: Познакомить родителей с основными аспектами формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в повседневной жизни ребенка через активное участие в оздоровительных мероприятиях: спортивных праздниках, досугах.

    Для реализации данных блоков составлены перспективные планы по формированию здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет).

    Изготовлены дидактические игры: «Это я», «Моё лицо», «Зернотерапия», «Как мы воспринимаем окружающий мир», «Витаминные домики», «Что у меня внутри», «Какой орган спрятан».

    В свою очередь, дидактические игры дали возможность закрепить знания детей.

    В группе создана оздоровительно – развивающая среда, где весь режим дня строится таким образом, чтобы решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей, а также повышения эффективности оздоровительной и учебно-воспитательной работы.

    С детьми проводятся подвижные игры, физкультурные минутки, дыхательные упражнения, зарядка для глаз, пальчиковая гимнастика, объединенная сюжетом сказок, хождение по массажным коврикам, ребристым дорожкам, массаж ладоней с использованием природного материала: шишек, желудей, ракушек, грецких орехов, а так же зерен фасоли, гороха, овса, тыквенных, арбузных семечек и др. («Зернотерапия»).

    В группе организован центр физического развития, который оснащен спортивным инвентарем: мячи большие и малые, скакалки, обручи, ленты, кегли, гимнастические палки, мешочки для метания в цель, кольцебросы, боксерская груша и перчатки, дарц, баскетбольная сетка.

    Работа по формированию основ здорового образа жизни строится в два этапа.

    На первом этапе педагогическая задача состоит в том, чтобы предложить ребенку разнообразие средств в игре и свободу выбора. В свободной игровой деятельности должно осуществляться формирование его здоровья (физического и психологического саморазвития), ознакомление с правилами личной гигиены и безопасной жизни.

    На втором этапе педагогическая задача заключается в создании такой информационной среды, которая обеспечит возможность познания своих физических, физиологических особенностей и свободного творческого поиска решения проблем, связанных с пониманием сущности здоровья и здорового образа жизни.

    В созданной оздоровительно – развивающей среде решается задача по формированию потребности в здоровом образе жизни. Для изменения образа жизни с целью сохранения и приумножения индивидуального здоровья необходима культура знания своего организма.

    Неотъемлемой частью здорового образа жизни является соблюдение правил личной гигиены, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья детей: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физической культурой, регулярное и рациональное питание, чередование труда и отдыха, полноценные сон. Личная гигиена в узком понимании включает выполнение гигиенических требований к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, обуви. Эти навыки необходимо прививать с раннего детства.

    Неотъемлемой частью здорового образа жизни является соблюдение режима дня, что облегчает работу центральной нервной системы детей.

    Опыт работы показал, что использование данной системы в работе с дошкольниками способствовало снижению заболеваемости детей.

    Об этом можно судить по результатам мониторинга физического развития детей за последние 3 года, которые определены тремя уровнями.

    Из 28 детей.


    2009 - 20010 уч.г.

    20010 - 20011 уч.г.

    20011 - 20012 уч.г.

    Высокий

    11 человек

    14 человек

    18 человек

    Средний

    10 человек

    9 человек

    7 человек

    Низкий

    7 человек

    5 человек

    3 человека

    К данным методическим рекомендациям прилагается диагностика, с помощью которой воспитатели смогут оценить, насколько дети усвоили знания о себе и своем организме; стремление укреплять здоровье и относиться к нему осознанно.

    «Азбука здоровья малышам» поможет воспитателям заглянуть во внутренний богатый мир каждого ребенка, правильно организовать свою работу по формированию у детей здоровьесберегающего сознания и воспитать в них потребность в здоровом образе жизни.

    Диагностика по выявлению знаний детей о своем здоровье

    к методическим разработкам «Азбука здоровья малышам».

    Блоки

    Вопросы и задания

    Баллы

    1 блок.

    Общие данные о человеке «Это я».

    1.Назови части тела человека.

    2. Для чего человеку нужен скелет?

    3. Назови органы чувств человека.

    4. Что помогает человеку различать вкус?

    0 – 5

    1

    0 – 5

    1

    Для того, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, используется дидактическая игра «Вот я какой». Вопросы 1 и 3 оцениваются от 0 до5 в зависимости от того, насколько полным был дан ответ.

    2 блок.

    Работа внутренних органов «Познаю себя».

    1.Зачем человеку сердце?

    2. Какой главный орган дыхания человека?

    3. Для чего человеку нужен желудок?

    4. Расскажи, как пища двигается по пищеварительному тракту.

    1

    1


    1

    0 – 3

    Используется дидактическая игра «Путешествие морковки по пищеварительному тракту». Вопрос 4 оценивается от 0 до 3 баллов в зависимости от того, насколько полным был дан ответ.

    3 блок.

    «Хочу быть

    здоровым».

    1.В каких овощах и фруктах содержится витамин А?

    2. В каких продуктах содержится витамин В?

    3. В каких овощах и фруктах содержится витамин С?

    4. Какие лекарственные травы ты знаешь?

    5. Как надо закаляться?

    0 – 3


    0 – 3


    0 – 3


    0 – 3


    0 – 3

    Используется дидактическая игра «Витаминные домики».

    Если ребенок дал 4 – 5 названий на каждый вопрос, то его ответ оценивается в 3 балла.

    Если ребенок дал 2- 3 названия, то его ответ оценивается в 2 балла.

    Если ребенок дал 1 название, то его ответ оценивается в 1 балл.

    Если ребенок не дал ни одного названия, то его ответ оценивается в 0 баллов.

    Данная диагностика определяется тремя уровнями.

    Высокий уровень: 33 – 30 баллов

    Средний уровень: 29 – 14 баллов

    Низкий уровень: менее 14 баллов

    Оценочный лист

    п/№


    Фамилия, имя ребенка

    1 блок

    2 блок

    3 блок

    Итого

    1.

    А. Илья

    11

    4

    12

    27

    2.

    А. Анна

    12

    6

    15

    33

    3.

    В. Илья

    5

    2

    6

    13

    4.

    В. Диана

    12

    5

    14

    31

    5.

    Г. Амир

    12

    6

    14

    32

    6.

    Г. Сергей

    12

    5

    13

    30

    7.

    Д. Аркадий

    12

    4

    15

    31

    8.

    И. Павлик

    10

    5

    13

    28

    9.

    И. Эмиль

    9

    4

    10

    23

    10.

    К. Виктория

    11

    4

    14

    29

    11.

    Л. Валерий

    12

    5

    15

    32

    12.

    М. Катя

    10

    4

    10

    24

    13.

    Н. Энже

    12

    5

    14

    31

    14.

    С. Алина

    11

    4

    14

    28

    15.

    С. Артем

    12

    5

    14

    31

    16.

    С.Юля

    12

    6

    14

    32

    17.

    С. Ильфат

    11

    5

    14

    30

    18.

    Ф. Сабина

    6

    2

    5

    13

    19.

    Х. Азат

    10

    4

    12

    26

    20.

    Я. Айсылу

    12

    6

    15

    33


    Высокий уровень: 11 человек

    Средний уровень: 6 человек

    Низкий уровень: 3 человека


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152